После громкого преступления в Тверской области, у россиян заберут семь миллионов стволов
Почти 90 тысяч россиян за последние шесть лет погибли от отравления алкоголем, подсчитал Роспотребнадзор. Потому и государство придумывает все более жесткие методы борьбы с засильем спиртного на прилавках. Последнее новшество: в городах, где проводится Кубок конфедераций, алкоголь практически запретят продавать (он исчезнет даже из ресторанов и кафе).
От пива отказался даже Кавказ
Роспотребнадзор в своем государственном докладе о социально-эпидемиологическом благополучии населения назвал самые пьющие регионы России. При среднем потреблении 6,6 литров крепкого алкоголя (крепостью выше 25%: водки и ликероводочных изделий) на душу населения в среднем по стране эта цифра превышает 10 литров в 12 субъектах Федерации, в том числе в Магаданской области (14,1 литра), Москве (13,3 литра), Коми и Сахалинской области (по 13 литров).
В целом же самые пьющие регионы страны — это Дальний Восток и Крайний Север. А вот самые трезвые, напротив, — это республики Северного Кавказа: Ингушетия и Чечня (по 0,1 литра), Кабардино-Балкария (0,5 литра), Северная Осетия (0,6 литра). Также крайне низкое потребление (менее 3 литров) зафиксировано в Ставропольском крае, Саратовской области и Тыве.
После громкого преступления в Тверской области, у россиян заберут семь миллионов стволов
Эксперты Роспотребнадзора подсчитали, что за последние шесть лет в стране на 40% снизились продажи крепких алкогольных напитков — с 10,9 литров на душу населения в 2011 года до 6,6 литров в 2016 году. Только за прошлый год резкое снижение произошло даже в самых «алкогольных» регионах: в Магаданской области — с 16,5 до 14,1 литра (на 17%), в Москве — с 15,7 до 13,3 литра (на 18%), в Коми — с 14,3 до 13 литров (на 10%).
Впрочем, отмечают в Роспотребнадзоре, в общей структуре продаж алкогольных напитков первое место держат вовсе не коньяк и даже не водка — а пиво (на него приходится более 75% объема рынка). Однако последние годы и пива россияне стали пить значительно меньше: с 2011 года продажи сократились с 70,8 до 53,3 литра на душу населения (или на 25%).
Если взять показатели прошлого года, то пива стали меньше употреблять даже в самых консервативных регионах, где продажи и так были мизерными. Скажем, в Чечне — с 4,9 до 2,2 литра (правда, в соседней Ингушетии пива стали пить немного больше: с 0,5 до 0,6 литра на человека). При этом для сравнения: в Московской области выпивали 94,9 литра, в Хакасии — 84,3 литра, а в Сахалинской области — 82,8 литра.
5 миллионов бутылок паленой водки
Несмотря на сокращение продаж пива и водки, потребление алкоголя в России остается слишком большим, констатируют в Роспотребнадзоре. И даже налоговые поступления от реализации алкогольной продукции не покрывают и малой только социально-медицинского ущерба. Печальнее всего, что идет активное приобщение «к бутылке» подростков и женщин — будущих матерей. Соответственно, на фоне высоких продаже спиртного почти не снижается и психиатрическая заболеваемость, связанная с употреблением алкоголя.
Еще в 2009 году правительство приняло «Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма», которая рассчитана на срок до 2020 года. Ее основная задача — применение жестких экономических мер (в том числе налоговых), чтобы снизить доступность спиртного для покупателя. И в первую очередь, для молодежи.
Впрочем, это приводит к обратному эффекту. Не имея возможности покупать сколько-либо качественный алкоголь, люди тянутся к суррогату. И чего только не пьют в России, опять-таки, судя по официальному докладу Роспотребнадзора.
Пьют (и, конечно, травятся!) денатурат, одеколоны, стеклоочистители, технический спирт, тормозную жидкость, тосол… В этих жидкостях содержатся порой смертельно опасные спирты — метанол и 2-пропанол, а также этиленгликоль. Впрочем, на подобную «химию» приходится лишь 5% всех острых алкогольных отравлений, остальные — когда человек пьет самый «обычный» спирт, этиловый. Да вот только в каких количествах?!
Причем, как свидетельствует Роспотребнадзор, частенько можно отравиться даже купленной в магазине вполне солидной продукцией. Одно из нарушений — это продажа пива с истекшим сроком годности и несоблюдение условий хранения спиртного. Всего же за прошлый год инспекторы Роспотребнадзор выявили 6 тысяч нарушений при продаже алкоголя (это 122 тысячи литров). Бьет тревогу и Росалкогольрегулирование: за прошлый год выявлено 6 миллионов литров алкогольной продукции в нелегальном обороте (это контрафакт и фальсификат), в том числе 2,5 миллиона литров водки.
Всего же за последние шесть лет, с 2011 по 2016 годы, на территории России зарегистрировано 316 тысяч случаев острых отравлений алкоголем, в том числе 85 тысяч (почти каждый четвертый) — с летальным исходом.
К счастью, количество таких отравлений идет на убыль: если в 2011 году их было 43,8 на сто тысяч населения (11 с летальным исходом), то в прошлом году — 32,9 (8,9).
«Это лукавая статистика!»
С просьбой прокомментировать выводы Роспотребнадзора «Свободная пресса» обратилась к нашему постоянному эксперту Константину Небытову. Это специалист по вопросам психологии и наркологии, возглавляющий один из крупнейших на Северном Кавказе центр судебной психиатрии.
«СП»: — Константин Владимирович, в докладе Роспотребнадзора говорится, что за шесть лет в России на 40% стали меньше покупать крепкого алкоголя. Как вы думаете, почему?
— На мой взгляд, это очень лукавая статистика. Государство, как известно, ввело жесткие ограничения на рекламу крепкого алкоголя, и, соответственно, производители продвигают более «легкие» напитки. Именно на продвижение слабоалкогольных напитков (вина, пива) сегодня нацелен маркетинг. Причем пиво рисуется в рекламе едва ли не как более «здоровая» или «безопасная» альтернатива водке.
И каков же итог? Если человек вместо поллитра водки выпьет три литра пива — это никакое не падение алкоголизации российской нации, а всего лишь подмена одного продукта большим количеством другого. Не стоит забывать и про фальсификат, который ни в каких рейтингах и статистике не учитывается.
«СП»: — А те люди, которые не могут себе позволить ни водку, ни пиво?
— А тут мы уже видим появление дешевой спиртосодержащей химии, бытовой и фармакологической. Пресловутый «Боярышник». На взрывной рост продаж подобных продуктов влияет основной фактор — это общее падение доходов населения.
Опять-таки «Боярышник» ни в каком рейтинге не учитывается, хотя занимает значительную долю рынка. В общем, рейтинг Роспотребнадзора, на мой взгляд, отражает больше карту легальных продаж, нежели реальное потребление.
«СП»: -То есть результаты этого исследования с социально-медицинскими целями использовать нельзя?
— Конечно, нельзя! Только если вы не политически экзальтированный врач-нарколог, который будет использовать подобный рейтинг для приписывания себе в качестве достижений и «выбивания» бюджета.
Сейчас встает вопрос о возврате вытрезвителей, отмечается рост пациентов наркодиспансеров и всевозможных реабилитационных центров. А отмеченная в докладе Роспотребнадзора тенденция — не более чем иллюстрация итогов маркетинговых кампаний, проводимых фирмами-производителями и реализаторами алкоголя. Она отражает тенденции рынка, но не более того.
И как вовремя узнать, что вы склонны к алкоголизму
Чтобы иметь объективную картину по разным регионам, нужно использовать макрокомпозитные индексы — то есть использующие несколько параметров, например, не только продажи алкоголя, но и смертность от отравлений, количество лиц на учете.