Общество

Академик Бикбау: «Невский экспресс» был взорван — это вне сомнений

Но трагедия поставила и другие вопросы. Например, что качество ж/д пути из Петербурга в Москву — на уровне отдаленных районов Африки

  
325

В Новгородском областном суде возобновляется процесс по делу о подрыве «Невского экспресса» в августе 2007 года. В организации теракта подозревают бывшего российского военного Павла Косолапова. Сейчас он находится в розыске. По версии следователей, он же осуществил и второй подрыв поезда в минувшую пятницу. Между тем некоторые эксперты и СМИ продолжают настаивать на технологических причинах катастрофы.

Все говорят о том, что незадолго до крушения «Невского экспресса» по этому же пути на скорости 280 км в час промчался новый скоростной поезд «Сапсан», который сейчас проходит испытания. Эксперты задаются вопросом: мог ли проход «Сапсана» вызвать повреждения пути, о которые позже «вспотыкнулся» «Невский экспресс»?

Например, директор европейских программ Центра изучения постиндустриального общества Екатерина Кузнецова в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» посетовала, что модернизация в стране идет очень медленными темпами.

— Я могу сослаться на группу российских ученых, куда входят специалисты в области строительства железнодорожных путей. Они не раз говорили, что железнодорожное полотно совершенно не рассчитано на высокоскоростные поезда, которые мы закупаем в Германии. Должна применяться совершенно иная технология — бесшовной укладки полотна. Теракт — это все понятно, но в то же время мы ставим новое оборудование на старые рельсы. Это — то же самое, что строить роскошный дворец на гнилом фундаменте.

«СП»: — Сошлитесь, пожалуйста, на этого человека?

— Могу назвать, например, Марселя Бикбау, одного из крупных специалистов в области строительства железнодорожных путей, академика РАЕН, генерального директора Московского Института материаловедения и эффективных технологий, доктора наук…

Корреспондент «Свободной Прессы» связался с академиком Марселем Бикбау и попросил его ответить на несколько вопросов.

«СП»: — Марсель Янович, в СМИ пошли публикации о том, что укладка полотна на дороге Москва-Питер не отвечает новейшим технологиям, что перед несчастным «Невским экспрессом» по путям промчался на огромной скорости поезд «Сапсан» и повредил полотно, что и послужило причиной катастрофы. Как бы вы прокомментировали эти публикации?

— Начну с того, что по развитию многих технологий, мы находимся на уровне африканских стран. И по технологии укладки железнодорожных путей тоже не впереди планеты всей…

«СП»: — Чем вас не устраивают российские технологии?

— Да, сегодня с ростом тяжеловесного движения на железных дорогах России строители уже используют тяжёлые рельсы, а количество шпал доведено до двух тысяч на километр, вместо полутора тысяч, увеличена и толщина балласта. Но выросли лишь количественные параметры, а подходы к укладке остались прежними. Излишняя жёсткость пути ведёт к быстрому износу колёсных пар, особенно на больших скоростях, негативно влияет на прочность рельсов. Мы в институте решили эту проблему и предлагаем использовать вместо шпал железобетонные плиты, уложенные на щебёночное, песчаное или грунтовое основание и стянутые стальными канатами в пакеты. Наше решение позволяет строить основание пути без возможности просадки в стыках и с повышенной изгибной прочностью рельсов. Об этом я докладывал и в Думе, и министру транспорта. Всем все вроде бы понравилось. Но вряд ли при моей жизни что-то из этих разработок реализуется на практике.

«СП»: — И все-таки, возможно ли допустить, что причиной катастрофы «Невского экспресса» стало неважное железнодорожное полотно?

— Если говорить конкретно о катастрофе, то ведется следствие. Скорее всего, это все же теракт — есть воронка, найдены остатки взрывчатых веществ. К тому же был и второй взрыв…

«СП»: — Скоростной «Сапсан» построен с применением новейших технологий, а вы только что сказали, что железнодорожные пути в России — это вчерашний день. Или дорога Москва-Петербург — это новое слово в строительстве дорог?

— Новая трасса в Санкт-Петербург не строилась специально под «Сапсан», она строилась на уровне правил, которые сегодня существуют в системе строительства железных дорог в России. И хотя эта система отличается гораздо большим порядком и дисциплиной, чем многие другие, но время идет, требования повышаются. Мне известно, что РЖД планирует в ближайшем будущем пустить еще восемь «Сапсанов», и тогда наиболее остро встанет задача резкого повышения качества пути и уровня ее эксплуатации.

«СП»: — Но уже 18 декабря первый «Сапсан» начнет свои регулярные рейсы. Скажите, имеется ли 100-процентная гарантия, что новейший поезд на скорости 300 км в час будет безаварийно курсировать по устаревшей дороге между Москвой и Питером?

— Такую гарантию может дать только господь Бог…

«СП»: — Хотя бы теоретически можно представить ситуацию, когда после проезда на огромной скорости «Сапсана», что-то разрушилось на путях и, следующий за ним «Невский экспресс» стал жертвой этих разрушений?

— Я по профессии физик и видел по телевизору, как, впрочем, и многие россияне, тот кусок рельса, который был буквально вырван из путей. Поверьте, такое возможно лишь в одном случае — под ним должна была сработать взрывчатка. Любое другое воздействие — проход «Сапсана», заводская трещина или что-то еще не способно привести к таким последствиям. То что СМИ начали мусолить тему технологической катастрофы — я считаю, что это не так. Я склонен доверять экспертизе, а второй взрыв меня окончательно убедил в том, что это был теракт.

Еще несколько вопросов мы задали директору европейских программ Центра изучения постиндустриального общества Екатерине Кузнецовой.

«СП»: — Как вы думаете, почему власти страны с первой минуты и безоговорочно приняли именно версию теракта?

— Думаю, дело в нашем национальном сознании — у россиян не принято брать вину на себя, у нас во всем виноваты некие внешние силы. Об этом я вам советую поговорить с психологами.

«СП»: — Вы хотите сказать, что властям выгоднее говорить о теракте, чем о техногенной катастрофе?

— Это совершенно очевидно! Теракт естественным образом снимает ответственность с власти, все понимают, что его невозможно предотвратить даже в тех странах, где высок уровень законопослушности граждан и контроля со стороны правоохранительных органов. Взять хотя бы взрывы в лондонском метро или на вокзале во Франции… А техногенные аварии предотвратить можно. Почему бы нам одновременно с покупкой «Сапсана» не купить у «Сименса» и новейшие технологии строительства дорог? Невозможно посадить на современный самолет человека, который вчера еще летал на учебных «кукурузниках»…


Кстати

В понедельника, 30 ноября, фирменный поезд «Невский экспресс» снова начал ходить по расписанию, сообщили в РЖД. Из уцелевших в пятницу вагонов и второго состава специалисты собрали два «Невских экспресса» — оба стали короче на три вагона.

Полноценное движение поездов между двумя столицами восстановлено. Фирменный поезд «Невский экспресс» идет по расписанию как с Московского вокзала Санкт-Петербурга, так и с Ленинградского вокзала Москвы, пишет «Российская газета».

Из досье «СП»:

Марсель Бикбау — директор Института материаловедения и эффективных технологий; родился 1 января 1945 г. в г. Оренбурге; окончил физический факультет Ташкентского государственного университета в 1967 г. и Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева в 1972 г., доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, академик РАЕН, академик СПбИА, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, академик Нью-Йоркской академии наук; прошел трудовой путь от инженера до директора; специалист в области материаловедения, кристаллохимии и физической химии силикатов; автор первого открытия в физико-химии силикатов; осуществил разработку и выпуск материалов для космической и оборонной техники; создатель нового материала, оборудования и индустриальной технологии возведения строительных конструкций на основе керамзита «Капсимет»; автор теоретических основ и технологий переработки бытовых и промышленных отходов; создал Научно-инженерный центр строительного материаловедения Госстроя СССР; автор более 300 патентов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня