18+
воскресенье, 22 января
Общество

Академик Бикбау: «Невский экспресс» был взорван — это вне сомнений

Но трагедия поставила и другие вопросы. Например, что качество ж/д пути из Петербурга в Москву — на уровне отдаленных районов Африки

  
259

В Новгородском областном суде возобновляется процесс по делу о подрыве «Невского экспресса» в августе 2007 года. В организации теракта подозревают бывшего российского военного Павла Косолапова. Сейчас он находится в розыске. По версии следователей, он же осуществил и второй подрыв поезда в минувшую пятницу. Между тем некоторые эксперты и СМИ продолжают настаивать на технологических причинах катастрофы.

Все говорят о том, что незадолго до крушения «Невского экспресса» по этому же пути на скорости 280 км в час промчался новый скоростной поезд «Сапсан», который сейчас проходит испытания. Эксперты задаются вопросом: мог ли проход «Сапсана» вызвать повреждения пути, о которые позже «вспотыкнулся» «Невский экспресс»?

Например, директор европейских программ Центра изучения постиндустриального общества Екатерина Кузнецова в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» посетовала, что модернизация в стране идет очень медленными темпами.

— Я могу сослаться на группу российских ученых, куда входят специалисты в области строительства железнодорожных путей. Они не раз говорили, что железнодорожное полотно совершенно не рассчитано на высокоскоростные поезда, которые мы закупаем в Германии. Должна применяться совершенно иная технология — бесшовной укладки полотна. Теракт — это все понятно, но в то же время мы ставим новое оборудование на старые рельсы. Это — то же самое, что строить роскошный дворец на гнилом фундаменте.

«СП»: — Сошлитесь, пожалуйста, на этого человека?

— Могу назвать, например, Марселя Бикбау, одного из крупных специалистов в области строительства железнодорожных путей, академика РАЕН, генерального директора Московского Института материаловедения и эффективных технологий, доктора наук…

Корреспондент «Свободной Прессы» связался с академиком Марселем Бикбау и попросил его ответить на несколько вопросов.

«СП»: — Марсель Янович, в СМИ пошли публикации о том, что укладка полотна на дороге Москва-Питер не отвечает новейшим технологиям, что перед несчастным «Невским экспрессом» по путям промчался на огромной скорости поезд «Сапсан» и повредил полотно, что и послужило причиной катастрофы. Как бы вы прокомментировали эти публикации?

— Начну с того, что по развитию многих технологий, мы находимся на уровне африканских стран. И по технологии укладки железнодорожных путей тоже не впереди планеты всей…

«СП»: — Чем вас не устраивают российские технологии?

— Да, сегодня с ростом тяжеловесного движения на железных дорогах России строители уже используют тяжёлые рельсы, а количество шпал доведено до двух тысяч на километр, вместо полутора тысяч, увеличена и толщина балласта. Но выросли лишь количественные параметры, а подходы к укладке остались прежними. Излишняя жёсткость пути ведёт к быстрому износу колёсных пар, особенно на больших скоростях, негативно влияет на прочность рельсов. Мы в институте решили эту проблему и предлагаем использовать вместо шпал железобетонные плиты, уложенные на щебёночное, песчаное или грунтовое основание и стянутые стальными канатами в пакеты. Наше решение позволяет строить основание пути без возможности просадки в стыках и с повышенной изгибной прочностью рельсов. Об этом я докладывал и в Думе, и министру транспорта. Всем все вроде бы понравилось. Но вряд ли при моей жизни что-то из этих разработок реализуется на практике.

«СП»: — И все-таки, возможно ли допустить, что причиной катастрофы «Невского экспресса» стало неважное железнодорожное полотно?

— Если говорить конкретно о катастрофе, то ведется следствие. Скорее всего, это все же теракт — есть воронка, найдены остатки взрывчатых веществ. К тому же был и второй взрыв…

«СП»: — Скоростной «Сапсан» построен с применением новейших технологий, а вы только что сказали, что железнодорожные пути в России — это вчерашний день. Или дорога Москва-Петербург — это новое слово в строительстве дорог?

— Новая трасса в Санкт-Петербург не строилась специально под «Сапсан», она строилась на уровне правил, которые сегодня существуют в системе строительства железных дорог в России. И хотя эта система отличается гораздо большим порядком и дисциплиной, чем многие другие, но время идет, требования повышаются. Мне известно, что РЖД планирует в ближайшем будущем пустить еще восемь «Сапсанов», и тогда наиболее остро встанет задача резкого повышения качества пути и уровня ее эксплуатации.

«СП»: — Но уже 18 декабря первый «Сапсан» начнет свои регулярные рейсы. Скажите, имеется ли 100-процентная гарантия, что новейший поезд на скорости 300 км в час будет безаварийно курсировать по устаревшей дороге между Москвой и Питером?

— Такую гарантию может дать только господь Бог…

«СП»: — Хотя бы теоретически можно представить ситуацию, когда после проезда на огромной скорости «Сапсана», что-то разрушилось на путях и, следующий за ним «Невский экспресс» стал жертвой этих разрушений?

— Я по профессии физик и видел по телевизору, как, впрочем, и многие россияне, тот кусок рельса, который был буквально вырван из путей. Поверьте, такое возможно лишь в одном случае — под ним должна была сработать взрывчатка. Любое другое воздействие — проход «Сапсана», заводская трещина или что-то еще не способно привести к таким последствиям. То что СМИ начали мусолить тему технологической катастрофы — я считаю, что это не так. Я склонен доверять экспертизе, а второй взрыв меня окончательно убедил в том, что это был теракт.

Еще несколько вопросов мы задали директору европейских программ Центра изучения постиндустриального общества Екатерине Кузнецовой.

«СП»: — Как вы думаете, почему власти страны с первой минуты и безоговорочно приняли именно версию теракта?

— Думаю, дело в нашем национальном сознании — у россиян не принято брать вину на себя, у нас во всем виноваты некие внешние силы. Об этом я вам советую поговорить с психологами.

«СП»: — Вы хотите сказать, что властям выгоднее говорить о теракте, чем о техногенной катастрофе?

— Это совершенно очевидно! Теракт естественным образом снимает ответственность с власти, все понимают, что его невозможно предотвратить даже в тех странах, где высок уровень законопослушности граждан и контроля со стороны правоохранительных органов. Взять хотя бы взрывы в лондонском метро или на вокзале во Франции… А техногенные аварии предотвратить можно. Почему бы нам одновременно с покупкой «Сапсана» не купить у «Сименса» и новейшие технологии строительства дорог? Невозможно посадить на современный самолет человека, который вчера еще летал на учебных «кукурузниках»…


Кстати

В понедельника, 30 ноября, фирменный поезд «Невский экспресс» снова начал ходить по расписанию, сообщили в РЖД. Из уцелевших в пятницу вагонов и второго состава специалисты собрали два «Невских экспресса» — оба стали короче на три вагона.

Полноценное движение поездов между двумя столицами восстановлено. Фирменный поезд «Невский экспресс» идет по расписанию как с Московского вокзала Санкт-Петербурга, так и с Ленинградского вокзала Москвы, пишет «Российская газета».

Из досье «СП»:

Марсель Бикбау — директор Института материаловедения и эффективных технологий; родился 1 января 1945 г. в г. Оренбурге; окончил физический факультет Ташкентского государственного университета в 1967 г. и Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева в 1972 г., доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, академик РАЕН, академик СПбИА, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, академик Нью-Йоркской академии наук; прошел трудовой путь от инженера до директора; специалист в области материаловедения, кристаллохимии и физической химии силикатов; автор первого открытия в физико-химии силикатов; осуществил разработку и выпуск материалов для космической и оборонной техники; создатель нового материала, оборудования и индустриальной технологии возведения строительных конструкций на основе керамзита «Капсимет»; автор теоретических основ и технологий переработки бытовых и промышленных отходов; создал Научно-инженерный центр строительного материаловедения Госстроя СССР; автор более 300 патентов.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня