18+
среда, 26 июля
Общество

Русские во все века гнобили соседние народы

Об этом пишет едва ли не каждый школьный учебник истории в странах СНГ и Прибалтики

  
259

В школьных учебниках стран СНГ серьезно искажены ключевые события общей советской истории. К такому выводу пришли ученые-эксперты, которые проанализировали 187 учебных пособий из 12 бывших союзных республик. Авторы исследования вынуждены констатировать: за исключением Белоруссии и Армении, во всех остальных странах подрастающему поколению вбивают в головы националистическую трактовку совместной с русскими истории.

Если суммировать выводы историков из бывших советских республик, то вырисовывается довольно неприглядная картина: контакты с русскими практически везде были источником бедствий, а образ России предстает, как зловещей колониальной империи — присоединение к ней приравнивается к утрате самостоятельности. Но, может, хоть что-то наши соседи выиграли от общения с русскими? Об этом в учебниках нет ни слова.

Советский Союз назван таким же виновником Второй мировой, как гитлеровская Германия. Стоит ли говорить, что самые крутые и злобные формулировки наполняют учебники в Грузии, на Украине и в Прибалтике.

«Во время похода 914 года славянские дружины беспрерывно грабили и разоряли селения на азербайджанских берегах Каспийского моря», — пишут авторы азербайджанского учебного пособия.

«Борьба Казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII века и до 90-х годов ХХ века», — это утверждение казахских историков.

Грабежи, разорения, убийства несли народам русские на протяжение всей своей истории — это лейтмотив практически всех учебных пособий.

Анализ «враждебных» учебников инициировал и профинансировал Российский Фонд «Государственный клуб», представивший соответствующий доклад. Корреспондент «Свободной Прессы» связался с председателем этого Фонда Ксенией Костиной.

«СП»: — На очень печальные размышления наводит ваш доклад…

— Увы, существуют очень мощные тенденции к некорректному прочтению нашей совместной истории. Практически во всех учебниках стран СНГ мы наблюдали несоответствие фактических данных и их трактовок. И у нас возникает вопрос: так ли понимают историю наши коллеги-соседи в той же Украине, Грузии и в том же Казахстане?

«СП»: — Почему вы решили заняться этой проблемой?

— Наш Фонд является грантоператором по программе грантов президента России для некоммерческих общественных объединений. В прошлом году наши гранты получили два общественных объединения: Центр общественных технологий и Евразийский монитор, которые, собственно, и занимались данными исследованиями.

«СП»: — Каковы же выводы из всего этого следуют?

— Наш доклад включает не только анализ ситуации с учебниками, но еще и большой список мероприятий, которые необходимо провести. Это, прежде всего — налаживание связей с молодыми преподавателями истории стран СНГ, это социологические исследования, которые проводил Евразийский монитор и которые в докладе представлены и т. п. Кроме того, мы намерены продолжить работу. В нынешнем году Центр общественных технологий получил дополнительные гранты и намерен продолжить работу. Сотрудники Центра охватят значительно большее количество стран, включая восточную Европу. Коллеги хотят поработать по конкретным событиям истории, прежде всего, по итогам Великой Отечественной войны, которые, к сожалению, трактуются сейчас очень по-разному. Цель одна — довести результаты нашего исследования до широкой общественности, как у нас, так и за рубежом. Мы намерены аппелировать к представителям политических элит соседних стран, которые в основном и довлеют над научными историческими школами в странах СНГ.

«СП»: — Что вы хотите сказать этим элитам?

— Хотим напомнить хотя бы, что мы все же соседи и будем оставаться ими еще на протяжении многих и многих лет, а может и веков. Они должны осознавать, что дети, которые занимаются по их учебникам, так или иначе воспринимают эти стереотипы, и им с нашими российскими детьми жить рядом и дальше. К чему могут привести подобные некорректные трактовки исторических событий? Ни к чему хорошему. Мы призываем к единственному: не надо передергивать факты.

«СП»: — Выпускники многих школ из стран СНГ, несмотря на то, что уже впитали образ России, как врага, все же стремятся переехать на жительство к нам, в Россию, или хотя бы приехать на заработки?

— На заработки едут туда, где можно заработать, где есть деньги! С историей это никак не связано…

Доцент кафедры отечественной истории истфака МГУ Андрей Шадрин, один из авторов доклада:

— Эстонские учебники рассказывают, что время, когда в стране правили шведы, было едва ли не золотым веком. И совершено не говорят о том, что 4/5 населения государства погибли именно при шведах. Националист должен был бы признать, что это время было ужасным. Но авторы учебника предпочитают писать, мол, эти события встроили Эстонию в Европу и породили духовность…

Так, в учебниках Украины, Грузии, Молдовы и прибалтийских стран связывают начало второй мировой войны с пактом «Молотова-Риббентропа» и называют СССР агрессором. Это позволяет оправдывать местных «героев». Например, согласно учебным пособиям, латыши, служившие в СС, «боролись за свободу». Украинские учебники всячески прославляют УПА и рассказывают о кровавых карательных операциях, которые проводили сотрудники НКВД, переодевшись в форму повстанцев.


Что пишут в современных учебниках истории

Доклад целиком выложен на сайте Фонда «Государственный клуб», и каждый может ознакомиться с ним самостоятельно. Мы лишь приведем некоторые фрагменты.

Например, такие.

В латвийских и эстонских учебниках попытки совместного отражения крестовых походов, выдвигавшиеся на первый план в советский период, отодвинуты в тень. Выражается сожаление о том, что крестовый поход остановился на границах Руси:

«Отчего же Запад не осуществил масштабный крестовый поход на Русь?.. К 1240 году время было упущено» (А.Адамсон, С.Валдмаа. «История Эстонии»).

Присоединение тех или иных территорий к России, как правило, оценивается негативно. Выгоды, получаемые народами в рамках большого государства, замалчиваются, акцент делается на утрате самостоятельности.

В украинских учебниках воссоединение Украины с Россией подается как признание Москвой независимости Украины.

«Мартовские статьи», устанавливающие условия службы Запорожского войска русскому царю, называются «украинско-московским договором 1654 г.» (Струкевич А.К., Романюк И.М., Пирус Т.П. История Украины. Учебник для 8 класса). Вымышленная «Украинская казацкая держава» оказывается затем «уничтожена» Москвой, что называется одним из «тяжких преступлений царизма перед украинским народом». (Турченко Ф.Г., Мороко В.М. Істория України.)

Учебник «Этническое происхождение людей каменного века» (учебник подготовлен в рамках проекта Совета Европы). В нем для шестиклассников Азербайджана предки азербайджанцев объявляются современниками шумеров.

В латвийских учебниках подчеркивается, что жители Латвии были «незаконно призваны» в Латышский легион СС. И объясняется это тем, что с СС Латышский легион связывало «только название».

Самый распространенный способ выразить свое негативное отношение к Руси, России и СССР — замолчать факты. В учебниках истории Узбекистана нет ни слова о том, что уже в 1967 году (ровно через год после страшнейшего землетрясения, которое уничтожило Ташкент), эта «звезда Востока» была полностью восстановлена российскими строителями.

Как считают авторы исследования, вытеснение советской версии истории выражается в забвении. Молодёжь СНГ значительно хуже, чем старшее поколение, знает и деятелей, и события истории Российской империи и Советского Союза. О Февральской революции 1917 г. ничего не знают 50% молодёжи Армении, 45% - Узбекистана, 30% - Азербайджана, 24% молодёжи Грузии и т. д.

39% молодых жителей Эстонии и 46% Грузии отвечают, что никогда не слышали о маршале Жукове и о Дзержинском. Словом, события советской истории для граждан новых независимых государств перестают быть общими событиями, так как значительная часть жителей о них уже ничего не знает.


Между тем

Журналисты британской газеты The Times проанализировали новые российские учебники истории. Их вывод: форма подачи материала напоминает советское «ретуширование», то, чем в России принято гордиться, дано расширенно, в то время как некоторые неприглядные для нынешних российских властей исторические факты упомянуты вскользь или вовсе опущены.

— Сталинской индустриализации в пособии Александра Филиппова посвящено 83 страницы, а голоду начала 1930-х годов — один абзац, — пишет «The Times». — Кроме того, замалчивается тот факт, что после заключения пакта Молотова-Риббентропа СССР задабривал Гитлера, в том числе поставками сырья и бензина, срывая эффект от британской блокады Германии в Атлантике.

Издание считает, что очень важно было отметить в учебнике, что Сталин помогал Гитлеру, «пока мы (британцы) воевали с Гитлером». Возмутило англичан и то, что в учебнике Александра Филиппова указано, что 786 тысяч человек были приговорены к смертной казни, но нигде не говорится о миллионах жертвах сталинского режима.

Из досье «СП»:

Фонд «Государственный клуб» — основан депутатом Госдумы РФ Сергеем Шишкаревым и занимается тем, что распределяет президентские гранты некоммерческим организациям и проводит лекции и семинары государственных и общественных деятелей России.

По приглашению Фонда с лекциями перед студентами в МГУ уже выступили губернатор Краноярского края Александр Хлопонин, начальник Управления Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров, известный британский журналист и политолог д-р Анатоль Ливен, директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин и бывший начальник внешней разведки КГБ СССР Леонид Шебаршин.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня