Коммерческие перевозчики Москвы с 1 января 2010 года больше не смогут привлекать на работу водителей-мигрантов, а у «Мосгортранса» будет уменьшена квота на таких водителей. Об этом 9 ноября сообщил журналистам руководитель департамента транспорта и связи столицы Василий Кичеджи. Как известно, хозяева маршруток сажают за руль гастарбайтеров из экономии. Труд таких шоферов оплачивается по самым скромным расценкам. Сейчас около 70% водителей на городских маршрутах — мигранты. Кто их заменит и улучшит ли это решение правительства Москвы ситуацию на столичных дорогах — рассуждает Леонид Ольшанский, вице-президент движения автомобилистов России.
«СП»: — Леонид Дмитриевич, водители-мигранты давно — головная боль для города, но только сейчас по-настоящему накипело?
— Да, это довольно актуально. С этой проблемой надо бороться. И, безусловно, лучше бы водителей-мигрантов не было, а вместо них на маршрутках работали цивилизованные люди. По-человечески, нам это понятно, потому что сейчас водители в абсолютной массе своей малообразованны, запросто курят в салоне, берут больше пассажиров, чем полагается, гоняют и игнорируют как правила дорожного движения, так и окружающие их автомобили. Микроавтобусы, перевозящие пассажиров, часто находятся в весьма плачевном состоянии. Но кто несет ответственность за машины? Собственник, а не водители-мигранты.
«СП»: — Собственников тоже понять можно: бесправным мигрантам платят гораздо меньше, чем потребует профессионал?
— Конечно, их держать очень выгодно — им меньше платят, а в случае ДТП, где найдешь мигранта? Поэтому среди водителей коммерческих такси их большинство. Проблема актуальная и сложная. Ее надо решать, но не факт, что все владельцы коммерческих маршруток станут соблюдать новый закон. Не понятно, кто это будет контролировать. Сотрудники ГАИ почему-то практически не останавливают и не проверяют маршрутки.
«СП»: — А что нужно предпринять, чтобы стало реально лучше?
— Во-первых, за маршрутками надо установить контроль. Пусть ГАИ останавливает и проверяет: если лысые колеса — нельзя ехать, водитель летит как угорелый — нельзя. Почему же простые машины проверяют, а маршрутки нет?
«СП»: — Все-таки, если водителей будут набирать среди россиян, тем более — коренных москвичей, на дорогах станет спокойней?
— Наверное, станет. Но кто пойдет работать за те гроши, за которые трудились мигранты? Если бы мэр взял бы и сказал, что мы на основных маршрутах вводим муниципальное маршрутное такси. Мы даем качественные новые машины, причем это будут только Газели, чтобы поддержать отечественного товаропроизводителя, мы устанавливаем водителям повышенную зарплату, но и контроль за ними будет соответствующий… Это было бы экономическим путем выдавливания недобросовестных конкурентов. Вот если бы он так сделал, то это было бы правильно. Например, я собираюсь куда-то ехать и вижу, что за 25 рублей стоит коммерческое такси, а за 20 рублей — городское. Плюс к этому оно чистое, аккуратное и водитель цивилизованный. Конечно, я сяду в городское такси. Пока же в Москве работают только частники. И боюсь, что бы сейчас им не говорили, чем бы ни грозили — ситуация от этого в обозримом будущем принципиально не изменится.
Из досье «СП»:
Власти столицы уже неоднократно обещали навести порядок в деятельности маршрутных такси. «Еще восемь месяцев назад было принято решение о запрете квот с 1 января 2010 года на привлечение иностранцев для работы на коммерческих маршрутах», — говорит Кичеджи.
Он сказал, что сейчас в Москве работает 68 легальных коммерческих операторов, которые имеют около 5 тыс. единиц подвижного состава, 12 тыс. работников. Легальных коммерческих маршрутов сейчас в Москве 704. Вместе с тем руководитель департамента отметил, что сегодня нет потребности в открытии новых маршрутов. «За последние два года не открыто ни одного нового маршрута», — подчеркнул он.
По оценкам Кичеджи, в Москве до 30% коммерческих перевозчиков работают нелегально и с ними ведется борьба. Так, московским КоАПом установлена ответственность в виде штрафа 50−100 тыс. рублей за работу на маршруте без разрешения. «Вообще маршрутные такси — это гримасы 1990-х годов, когда формировался этот рынок. Ни в одной стране такого нет», — добавил глава департамента.
Помимо этого он сообщил, что в третьей декаде декабря по улицам Москвы будут ездить комфортабельные маршрутки ГУП «Мосгортранс». Всего предприятием было закуплено около 200 микроавтобусов, которые будут ходить по действующим маршрутам, и составят конкуренцию коммерческим перевозчикам. «Такие автобусы имеют валидатор, проехать на них можно по обычным билетам, в том числе и льготным», — рассказал Кичеджи. По его словам, запуск новых маршруток поможет перевозке пассажиров особенно в «часы пик».