18+
среда, 18 октября
Общество

Ил-76 с оружием из КНДР — еще один скандал украино-грузинской дружбы

Заказчики 40 тонн груза неизвестны, но в центре конфликта оказались страны, не раз подозревавшиеся в военной контрабанде

  
13

Уголовный суд Бангкока в понедельник, 14 декабря, продлил срок задержания экипажа самолета Ил-76 в Таиланде на 12 дней для проведения дальнейшего расследования. Об этом сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на полицию. Членам экипажа предъявлены обвинения в незаконном хранении оружия, сообщении ложной информации о характере груза и попытке нелегально провезти оружие через территорию Таиланда. Детектив с задержанным в Банкгкоке самолетом Ил-76, который вез из Северной Кореи десятки тонн оружия, обрастает все новыми подробностями.


Ил-76 (бортовой номер 4L-AWA) с почти 40 тоннами оружия, в том числе ручными гранатометами и переносными зенитно-ракетными комплексами, был задержан 12 декабря после досмотра в аэропорту Дон Мыанг в Бангкоке, где приземлился для дозаправки.

Как сегодня, 14 декабря, пишет сайт газеты Bangkok Post, оружие предназначалось для Шри-Ланки и Ближнего Востока. Эта информация излагается со ссылкой на данные допроса экипажа самолета таиландской полицией. Для какого «Ближнего Востока» — не уточняется.

«Экипаж признал, что груз на борту их самолета должен был быть частично разгружен в аэропорту Шри-Ланки, а остальное предназначалось для Ближнего Востока, сообщают следователи», — говорится в сообщении интернет-сайта Bangkok Post.

Правда, другое издание The Nation со ссылкой на слова того же Петухова пишет, что Ил-76 вез груз прямиком на Украину, а подобные рейсы Ил-76 совершал до этого как минимум три-четыре раза.


Прокомментировать эту очень запутанную историю корреспондент «Свободной Прессы» попросил контр-адмирала в отставке Владимира Соловьева, который последние 12 лет возглавлял контрразведку Черноморского флота России в Крыму. Сейчас он руководит представительством Института стран СНГ в Севастополе.

«СП»: — Владимир Евгеньевич, еще в один оружейный скандал угодила Украина. По некоторым версиям — весь этот 40-тонный груз оружия предназначался Украине…

— Не думаю… Начнем с того, что никому здесь такое вооружение и в таких количества не нужно. Наоборот, украинские арсеналы еще полны советским запасом. А за полтора десятилетия местные торговцы не смогли распродать и половины.

«СП»: — У вас имеются свои версии или предположения?

— Лично мне очень интересным кажется пункт дозаправки в Шри-Ланке, куда Ил-76 должен был перелететь из Бангкока. Гранатометы и переносные зенитные ракеты — особо ценное оружие для партизан и боевиков. На воюющем Цейлоне они на вес золота. А рядом африканское побережье с множеством локальных конфликтов, где, я уверен, тоже с удовольствием купили бы подобные товар. Во всяком случае, даю сто против одного, что на Украину или в Грузию этот самолет возвратился бы пустым.

«СП»: — Но с деньгами? Кто, на ваш взгляд, мог быть хозяином оружейного транзита и покупателем?

— Не уверен, что имена настоящих хозяев будут когда-то вообще названы. Завтра возобновляет работу Верховная Рада, и по моей информации, депутаты намерены обсудить этот вопрос.

«СП»: — Возможно, депутаты докопаются до истины?

— Скорее всего, парламентское обсуждение выльется в очередной политический скандал без реальных последствий — что-то похожее на продажу украинского оружия Саакашвили. Если помните, тогда Рада очень громко шумела, но по закону не ответил никто.

«СП»: — Почему?

— Запутанный украинско-грузинский клубок для того и создавался, чтобы максимально надежно замести следы тех, кто торгует оружием. Впрочем, не только оружием — в международную аферу на этой земле превращают почему-то любой товар, вплоть до вина и гнилого мяса. Оба государства откровенно покрывают грязный бизнес. Например, множество раз причастной к перевозкам сомнительных грузов называли авиакомпанию Минобороны Украины — УАТК.

«СП»: — Похоже, крайними пытаются сделать пилотов злополучного Ил-76?

— Согласен, серьезно подставили обычных летчиков, которые выводят самолет на рулежку, и вообще не интересуются, что лежит в грузовых контейнерах. В полетных документах было записано, что там — буровое оборудование для нефтяников. Что они должны, перепроверять все это? К тому же, например, по украинским расценкам, командир экипажа получает за один такой рейс порядка пяти тысяч долларов — это очень весомая сумма, чтобы не проявлять излишнее любопытство.

«СП»: — Неназванный представитель таиландских властей сообщил агентству Рейтер, что самолет был задержан после «наводки» спецслужб США. «США обратились к нам с просьбой помочь в осмотре подозрительного самолета», — передает агентство слова своего источника в Бангкоке. Почему американцы решили вмешаться в бизнес своих же грузино-украинских союзников?

— Не сомневаюсь, что самолет действительно взят по наводке США. Американцы всегда улыбаются как дети, но очень не любят, когда кто-то ходит в их садик. Они поступили на 100 процентов по-американски. Четко показали, что нечего лезть в зону их политического и финансового влияния в Юго-Восточной Азии, тем более с такими грязными руками. Или украинским бандитам уже недостаточно «черного» рынка Африки?


Между тем

Самолет, задержанный в аэропорту Бангкока, принадлежит одной из грузинских авиакомпаний, сообщил в понедельник на брифинге в Астане председатель комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Радильбек Адимолда.

— Мы по своей линии проверили: самолет принадлежит Грузии, ранее состоял в реестре Казахстана, но 7 октября 2009 года был продан грузинской авиакомпании и выведен из реестра Казахстана, — сообщил Адимолда. — А экипаж — наш, все его члены имеют казахстанское гражданство.

Он пояснил, что «во всем мире летный состав принимается по найму любой авиакомпанией, пилотские свидетельства действуют по всему миру, и у наших летчиков летные свидетельства имеют международный характер… Пилоты — народ кочевой, они работают там, где платят».

Еще Адимолда сказал: — Задержанные летчики состоят в штате казахстанской частной авиакомпании East wing и находятся в отпуске без содержания. Каким образом они были наняты на работу грузинской авиакомпанией, пока выясняется.

Он заверил, что казахстанская сторона «будет принимать все меры по их защите». Адимолда не исключил, что летчики могли «не знать, что на борту был военный груз». По его словам, в декларации было указано, что самолет перевозит нефтяное оборудование.

По данным полиции Бангкока и в соответствии с предъявленными паспортами, командир корабля Михаил Петухов является гражданин Белоруссии, а остальные члены экипажа — Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков и Ильяс Исаков — граждане Казахстана. Самому младшему члену экипажа- 53 года, самому старшему — 58.

Между тем, издание Kazakhstan Today пишет, что дипмиссия Казахстана в Бангкоке предпринимает действия по защите интересов казахстанских летчиков. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь МИД РК Ильяс Омаров.

— По информации дипломатической миссии в Таиланде и компетентных органов РК, — говорит Омаров, — задержанный в Бангкоке Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia Ltd, но был арендован новозеландской компанией SP Trading Ltd. А экипаж самолета — четверо граждан Казахстана и один гражданин Беларуси — был нанят компанией Air West Georgia Ltd для обслуживания самолета, что соответствует международным нормам, — отметил он.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня