18+
воскресенье, 4 декабря
Общество

Матвиенко замахнулась лазером на сосульки

А вот ученые советуют бороться со льдом на крышах «авиационным» способом

  
111

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко призвала сотрудников ЖКХ использовать новейшие достижения научной мысли для борьбы с сосульками. «Сбивать сосульки ломом — это каменный век. Особенно, когда вовсю идут разговоры о нанотехнологиях. Надо найти другой способ. Лазером, горячим паром срезать, еще какие методы. Надо собрать научно-технический совет и посовещаться. Если ученые разведут руками и скажут, что только ломом, тогда да», — заявила Матвиенко на совещании по ЖКХ в Смольном.

Мы решили облегчить задачу г-же Матвиенко. Вот уже 30 лет, как системы антиобледенения штатно устанавливаются на всех российских самолетах, а ее «земной» вариант 15 лет успешно работает на крышах десятков московских зданий. Как сбивать сосульки с помощью высоких технологий, рассказывает профессор, главный конструктор системы антиобледенения «Импульс» Игорь Левин.

«СП»: — Игорь Анатольевич, как вы оцениваете инициативу г-жи Матвиенко?

 — Наверное, Валентина Матвиенко — хороший человек. Но она политик, а не ученый, она, как принято говорить, «не владеет вопросом». Я понимаю, что Матвиенко отвечает за коммунальное хозяйство, но очень жаль, что она не знает: 15 лет в коммунальном хозяйстве применяют системы удаления снега и льда с крыш, аналогичные тем, что устанавливают на всех российских самолетах. Эти системы в Москве работают на всех станциях монорельсовой дороги, на новой станции метро «Славянский бульвар», на нескольких десятках жилых домов, на крыше большого колледжа на Черемушкинской улице.

«СП»: — Вы разрабатывали эту систему?

 — Я был ее главным конструктором. Система страшно древняя, ее разрабатывали еще в советские времена. На самолеты ее ставят уже 30 лет.

«СП»: — И в чем заключается принцип работы?

 — Нет снега — нет сосулек, как вы понимаете. Мы адаптировали систему «с неба на землю» — взяли систему, которая удаляет лед на самолетах, и поставили ее на крыши домов. Надо сказать, система крайне надежная. Если самолет обледенеет, он сразу падает. Так вот, за 30 лет эксплуатации системы ни один российский самолет из-за обледенения не упал — стучу по деревяшке…

«СП»: — Крыша должна быть в этом случае металлической?

 — Нет, нет — любая. Система годится для любых крыш. Мы ее включаем в октябре, а выключаем в апреле. Она работает в автоматическом режиме: включается два раза в сутки на 10 минут, либо четыре раза, если снегопады сильные. Как только снег выпал — она его сбрасывает с помощью индукционных полей. Подметает крышу, как дворник. Только дворник до этого две недели держал крышу под снегом, а система работает четыре раза в сутки. Это как стеклоочиститель на машине: он не дожидается, когда снега налипнет метр, и он сломается. Он чистит сразу. Точно так же действует и наша система.

«СП»: — И много энергии надо, чтобы крышу так очищать?

 — На большой дом — возьмите хотя бы станцию «Славянский бульвар» — нужно устройство мощностью в 40−60 ватт. Лампочка потребляет больше. Если крышу просто греть, затраты получаются больше в 100 тысяч раз.

«СП»: — Ваша система, кстати, стоит на всех поголовно самолетах?

 — На всех российских. Во времена СССР система была страшно засекречена, мы не хотели помогать «врагам». Сейчас «враги» узнали про систему, теперь мы и с Западом работаем — ставим систему на все типы самолетов. В частности, «Боинг» ставит нашу систему на новые самолеты, с «Аэробусом» прорабатываем варианты сотрудничества. Потому что «Аэробус A330», который разбился летом прошлого года над Атлантическим океаном, по моему мнению — я был в числе экспертов — потерпел катастрофу из-за обледенения. Причина в том, что на западных самолетах используется тепловая система антиобледенения, которая нагревает плоскости самолета, а она работает всего до минус 30 градусов. Наша система — и в авиации, и на крышах домов — работает до минус 50. «Аэробус», который разбился, попал на большой высоте в слой воздуха с температурой минус 40, и, естественно, тепловая система не могла расплавить лед. А лед на самолете — это означает катастрофу в течение нескольких минут. В Америке, в Буффало зимой 2009 года упал двухмоторный пассажирский Bombardier Dash 8 Q400. Там пилот говорил стюардессе: дорогая, смотри, как мы красиво обледенели! Через минуту — связь потеряна, они взорвались. Они упали на город, на самолете тоже стояла тепловая система.

«СП»: — Сколько ваша система стоит при монтаже на дом?

 — Сейчас, к великому сожалению, мы работаем под конкретные заказы, достаточно небольшие — 100−200 систем. Когда производство станет массовым, цена будет сопоставима со стоимостью телевизора. А сейчас — дорого. Если Матвиенко проявит интерес, я готов поставить Петербургу системы в нужном количестве. Мой совет — их нужно ставить в зонах массового скопления людей, например, на Невском проспекте. В Москве такие системы ставят на вестибюли метро именно потому, что там практически любая сосулька падает на людей.


В Питере из-за снегопадов «полетели головы» 11 чиновников

Первый заместитель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга Борис Черняшенко освобожден от занимаемой должности в связи с несвоевременно ликвидацией последствий снегопадов. Об этом 2 февраля, в рамках совещания по результатам уборки города от снега сообщила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

В общей сложности своих должностей лишились 11 чиновников: начальник дорожно-мостового управления КБДХ Валентин Шмелев, директор ГУДСП «Гражданское» Юрий Бурдонос, заместитель главы администрации Кировского района Михаил Прозоров, замглавы администрации Центрального района Валерий Гарнец, заместитель главы администрации Красносельского района Валерий Васильев, директор ГУЖА Пушкинского района Сергей Дорофеев, начальник ГУЖА Невского района Сергей Пьянков, замдиректора ГУЖА Петроградского района Валерий Горбунов и руководители районных Жилкомсервисов.

«Все увольнения будут проводиться в строгом соответствии с Трудовым кодексом», — подчеркнула В.Матвиенко. Губернатор сообщила, что еще к 125 должностным лицам будут приняты меры дисциплинарного взыскания. Персональные административные дела будут возбуждены в отношении глав Кировского, Московского, Центрального, Петродворцового и Приморского районов. «Все виновные в произошедшем будут лишены премий», — добавила губернатор.

Саратовские чиновники убирали снег каждый день

В конце января глава администрации Саратова Вячеслав Сомов обязал городских чиновников ежедневно в течение трех часов убирать снег на улицах. Согласно распоряжению главы города сотрудники городской администрации, районных администраций, комитетов, управлений, муниципальных предприятий и учреждений будут чистить тротуары каждый день с 9:00 до 12:00.

«Таким образом, начиная с 27 января, все городские чиновники в обязательном порядке свой рабочий день будут начинать на улицах с лопатами и скребками, борясь с последствиями непрекращающегося третьи сутки снегопада», — сообщил представитель пресс-службы городской администрации.

Сомов также потребовал от глав районных администраций, руководителей профильных комитетов и муниципальных предприятий приложить максимальные усилия к организации и проведению работ по очистке Саратова от снега.

О нанотехнологиях речь не шла.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня