18+
суббота, 3 декабря
Общество

Сергей Канаев: ДПС играет в прятки с водителями и собирает бабло

Новый регламент по работе дорожно-патрульной службы запретил инспекторам ГИБДД работать в темноте, но разрешил скрываться от водителей за остановками

  
271

МВД внесло изменения в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы. В документе прописано, кто, как и за что может останавливать водителя на дороге. В документ вошли те пункты, которые предназначались только для служебного пользования, и раскрывали тонкости скрытого патрулирования. Теперь четко прописано, что при контроле за дорожным движением автомобиль с бело-голубой спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение. Но скрываться от водителей гаишникам все равно разрешается — если контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений, причем видимость может быть ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети. Если же контроль за дорогой ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителя он не может.

Изменится ли теперь к лучшему жизнь водителей, рассуждает глава московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев.

«СП»: — Сергей Владимирович, ГИБДД радикально поменяло правила игры?

 — А что изменилось? Пункты, которые были в инструкциях для служебного пользования вынесены в административный регламент — вот и все. Если смотреть по нормативным актам, все это было во внутренних приказах МВД. Люди теперь получили вроде бы возможность знать все это, и пользоваться своими правами. Но при этом в регламенте четко сказано, что гаишники все же имеют право прятаться от водителей. Это детский сад, игра в прятки! Получается, инспектора должны не службу нести, а собирать бабло.

«СП»: — Но, возможно, ГИБДД не в состоянии отказаться от скрытого патрулирования, поскольку это повышает безопасность?

 — Это не имеет никакого отношения к безопасности. К безопасности имел отношение эксперимент, когда на обочинах трасс ставился силуэт патрульного автомобиля ДПС. В этом случае водители, действительно, снижали скорость, и это влияло на безопасность. А то, что они будут собирать на дороге деньги уже после того, как остановят водителя — это на безопасность никак не влияет. Мы в очередной раз сталкиваемся с тем, что ГИБДД у нас не занимается безопасностью, а скрывается от водителей и фиксирует нарушения.

«СП»: — По новому регламенту, ночью инспектора могут нести дежурство только на освещенных участках. Как вам эта мера?

 — Этот момент может быть полезным. Но он связан с вопросами безопасности для самих инспекторов. Когда инспектор в темноте вылетает на дорогу и требует остановки, это опасно. Водитель видит только светящийся жезл, и должен быстро останавливаться. Это несерьезно. Конечно, должны быть разумные меры безопасности и для водителя, чтобы он успел остановиться. И для самого инспектора, чтобы его не сбили…

«СП»: — Будет ли это препятствовать подставам на дороге?

 — Вы имеете в виду «оборотней в погонах» — бандитов, маскирующихся под сотрудников ДПС? Никакого отношения к предотвращению таких преступлений эта мера не имеет. Если преступные группировки захотят остановить автомобиль, думаю, они всегда его остановят. Думаю, и инспектор ГИБДД всегда остановит, даже на темном участке дороги.

«СП»: — Что еще вам кажется полезным из нововведений в регламенте?

 — Мне нравится, что инспектора при скрытом патрулировании должны фиксировать нарушения на фотовидеокамеры. Это вообще должно стать обязаловкой: ГИБДД должна учитывать только нарушения, которые можно зафиксировать. То, что не зафиксировано, суды не должны рассматривать. Но это в нашей стране, наверное, будет еще нескоро.

«СП»: — Регламент сильно поправили в той части, которая касается водителей с должностью — следователей СКП, работников прокуратуры и судей. Теперь гаишник не имеет права оформить на них протокол, направить на медосвидетельствование и прочие подобные мелочи. Он должен сообщить дежурному и составить рапорт своему руководству. К чему эти поправки?

 — Я считаю, вообще поправки в регламент — хотите верьте, хотите нет — были сделаны с целью внесения именно этого пункта. Долгая война между прокуратурой и МВД закончилась — хотя, возможно, сейчас просто наступило перемирие, — и прокуратура потребовала четко вписать этот пункт в регламент. Потому что внутренние приказы — это одно, а регламент — совсем другое. За нарушение регламента можно привлечь к ответственности, потому что приказ рекомендует, а регламент четко требует и контролирует. Пункт про неприкосновенность следователей, работников прокуратуры и судей — основное, что хотели внести в регламент. Ну, и прицепом потребовали, чтобы в него были внесены нормы внутренних приказов.

«СП»: — Но водителю от этого только хорошо, его права расширились, разве нет?

 — Водитель, да, может теперь потребовать исполнения административного регламента от самого инспектора. Но, думаю, мало кто из водителей насколько владеет информацией, что будет этим пользоваться. Это темный лес, нужно проводить очень мощную работу для повышения уровня правовой подготовки водителей. Получить какие-то гранты на эту работу тоже невозможно. Мы стараемся, проводим правовой ликбез, но до заметных результатов пока очень далеко.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня