18+
вторник, 6 декабря
Общество

Т-50 сломал все планы Минобороны России

Новый российский истребитель пятого поколения во второй раз встал «на крыло» и летал почти час

  
2073

Случилось это сегодня, 12 февраля. Машина разбежалась по бетонке аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения и стремительно взмыла в воздух.

— Полет продолжался почти час — 57 минут. Все агрегаты и системы самолета работали отлично. Пилотировал истребитель заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан, — рассказал агентству Интерфаксу-АВН источник в оборонно-промышленном комплексе.

Напомним, что премьерный подъем в воздух перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), состоялся ровно две недели назад, 29 января, здесь же в Комсомольске-на-Амуре.

С человеческим ителлектом

А накануне, 11 февраля, начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров не без гордости заявил журналистам, что российский ПАК ФА, по цене будет дешевле американского, а кроме того, будет обладать огромным «интеллектом». По его словам, эта машина «обладает целым рядом преимуществ».

— Этот самолет практически с человеческим интеллектом,— не без гордости подчеркнул военачальник.

Как известно, Путин на днях распорядился, чтобы первая установочная партия истребителей была поставлена в Липецк уже в 2013 году, где будет проходить подготовка пилотов, а с 2015 должно начаться серийное производство Т-50.

Однако аналитики называют планы Путина нереальными, поскольку создание истребителя пятого поколения Т-50 ограничено в финансировании и имеются проблемы с силовой установкой самолета. Так, глава московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил в интервью «Коммерсанту», что самолет начнет поступать в строевые части ВВС никак не раньше 2018−2020 годов. Свой прогноз он обосновал ранее принятым министром финансов Алексеем Кудриным решением заморозить расходы госбюджета с 2011 года на финансирование военных исследований.

Мы и так сильнее

Как ранее рассказывал корреспонденту «СП» летчик-испытатель СССР Михаил Власенко, на учениях Pacific Vision-2008, прошедших на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35.

— В виртуальных боях российский истребитель четвертого поколения одержал победу над американским истребителем пятого поколения, — утверждал пилот.

На это представители Пентагона ответили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире.

— Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими истребителями, — считает Руслан Пухов.

А F-22 «Раптор» подкачал

Между тем, еще на исходе 2009 года американская газета «The Air Force Times» опубликовала информацию, что поступившие на авиабазу ВВС США Андерсен в Тихом океане другие новейшие истребители пятого поколения F-22 «Раптор» неожиданно для разработчиков и эксплуатационников проявили, как они выразились, «дамскую слабость». Электроника супер-самолетов наотрез отказывается работать в… дождливую погоду. Расследование показало, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры. Поскольку на острове Гуам, где расположена база, выпадает от 2000 до 2800 миллиметров осадков в год, то «Рапторы» здесь были практически неработоспособны.

Газета привела мнение руководителя пресс-службы командования ВВС США в зоне Тихого океана полковника Эдварда Томаса о том, что технические проблемы являются достаточно распространенными для этих истребителей, хотя они разрекламированы в прессе США как лучшие в мире.

Кроме того, после вмешательства специалистов военного ведомства США, были выявлены и иные проблемы эксплуатации F-22. Например, выяснилось, что самый совершенный истребитель американской армии требует более суток технического обслуживания после каждого часа полетов. Причем стоимость этого часа летной эксплуатации превышает… 44 тысячи долларов. Но и после этих трат, истребители ломаются настолько часто, что с октября 2008 года по май 2009 года, по данным Пентагона, около 50% стоящих на вооружении в ВВС воздушных машин не были готовы к применению из-за технических неполадок.

К тому же «Раптор» так дорог и капризен, что Пентагон отказался от его применения в Ираке и Афганистане. А недавно вообще прекратил закупки F-22 (хотя поначалу заказал у производителя 190 таких машин).

В СМИ появились даже скандальные откровения одного из разработчиков «Раптора», инженера Дэррола О Олсена, который рассказал, что корпорация Lockheed Martin поставила американской армии истребители пятого поколения F-22, в конструкции которых были заранее известные разработчикам недостатки. Например, имелись серьезные дефекты стелс-покрытия, которые не были исправлены до начала поставок самолетов военным. Дэррол О Олсен сообщил, что низкокачественное покрытие может повлечь опасные инциденты, как это произошло в 2008 году, когда часть покрытия оторвалась от самолета и попала в двигатель.

ВВС РФ: планы меняются

Но вернемся на аэродром Комсомольска-на-Амуре. Перед вторым полетом Т-50 был покрашен в цвета Военно-воздушных сил России — серо-белый ломаный камуфляж. В ближайшее время планируется выполнить еще несколько полетов ПАК ФА, после чего истребитель перебазируется в подмосковный Жуковский, где пройдет основная часть его летных испытаний.

Боевые качества истребителя будут проверены в Государственном летно-испытательном центре Минобороны РФ в Ахтубинске.

ВВС России в ближайшее время намерены отказаться от традиционного разделения авиации на семь родов войск, сократив их количество до четырех, пишет «Газета» (GZT.RU). Главнокомандующий российской авиацией генерал-полковник Александр Зелин рассказал, что одной из причин грядущей мини-реформы ВВС стали успешные испытания истребителя пятого поколения (ПАК ФА). С появлением универсальных самолетов, способных выполнять практически любые боевые задачи, деление тактической авиации на четыре рода не имеет смысла.

По словам Зелина, принято решение объединить бомбардировочную, штурмовую, разведывательную и истребительную авиацию (ПВО) в один род — оперативно-тактическую или просто тактическую. Отдельными родами войск останутся стратегическая, военно-транспортная и армейская авиация.

Справка «СП»:

Разработка КБ Сухого Т-50 — истребитель тяжелого класса со взлетным весом свыше 30 т, средней размерности (примерно соответствующий самолетам Су-27), напоминает РИА «Новости». Он представляет собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси. Внешний вид планера спроектирован с использованием технологий геометрической малозаметности «стелс».

По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач.

Т-50 может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300−400 м. Самолет будет развивать скорость до 2,1 тыс. км/ч и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тыс. км. Истребитель также оснащен комплексом дозаправки в воздухе.

Т-50 обладает большим внутренним отсеком вооружения. В нем могут размещаться до восьми ракет типа Р-77 воздушного боя или две огромные управляемые авиабомбы массой по 1500 кг. Истребитель способен на внешней подвеске нести две ракеты сверхбольшой дальности разработки бюро «Новатор». Этими ракетами Т-50 способен уничтожать самолеты, например, типа АВАКС на дальности до 400 км.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня