18+
четверг, 19 октября
Общество

Т-50 сломал все планы Минобороны России

Новый российский истребитель пятого поколения во второй раз встал «на крыло» и летал почти час

  
2276

Случилось это сегодня, 12 февраля. Машина разбежалась по бетонке аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения и стремительно взмыла в воздух.

— Полет продолжался почти час — 57 минут. Все агрегаты и системы самолета работали отлично. Пилотировал истребитель заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан, — рассказал агентству Интерфаксу-АВН источник в оборонно-промышленном комплексе.

Напомним, что премьерный подъем в воздух перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), состоялся ровно две недели назад, 29 января, здесь же в Комсомольске-на-Амуре.

С человеческим ителлектом

А накануне, 11 февраля, начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров не без гордости заявил журналистам, что российский ПАК ФА, по цене будет дешевле американского, а кроме того, будет обладать огромным «интеллектом». По его словам, эта машина «обладает целым рядом преимуществ».

— Этот самолет практически с человеческим интеллектом,— не без гордости подчеркнул военачальник.

Как известно, Путин на днях распорядился, чтобы первая установочная партия истребителей была поставлена в Липецк уже в 2013 году, где будет проходить подготовка пилотов, а с 2015 должно начаться серийное производство Т-50.

Однако аналитики называют планы Путина нереальными, поскольку создание истребителя пятого поколения Т-50 ограничено в финансировании и имеются проблемы с силовой установкой самолета. Так, глава московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заявил в интервью «Коммерсанту», что самолет начнет поступать в строевые части ВВС никак не раньше 2018−2020 годов. Свой прогноз он обосновал ранее принятым министром финансов Алексеем Кудриным решением заморозить расходы госбюджета с 2011 года на финансирование военных исследований.

Мы и так сильнее

Как ранее рассказывал корреспонденту «СП» летчик-испытатель СССР Михаил Власенко, на учениях Pacific Vision-2008, прошедших на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35.

— В виртуальных боях российский истребитель четвертого поколения одержал победу над американским истребителем пятого поколения, — утверждал пилот.

На это представители Пентагона ответили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран, и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире.

— Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими истребителями, — считает Руслан Пухов.

А F-22 «Раптор» подкачал

Между тем, еще на исходе 2009 года американская газета «The Air Force Times» опубликовала информацию, что поступившие на авиабазу ВВС США Андерсен в Тихом океане другие новейшие истребители пятого поколения F-22 «Раптор» неожиданно для разработчиков и эксплуатационников проявили, как они выразились, «дамскую слабость». Электроника супер-самолетов наотрез отказывается работать в… дождливую погоду. Расследование показало, что влага попадает внутрь сложных систем через охлаждающие устройства, в результате чего происходят сбои в работе высокоточной аппаратуры. Поскольку на острове Гуам, где расположена база, выпадает от 2000 до 2800 миллиметров осадков в год, то «Рапторы» здесь были практически неработоспособны.

Газета привела мнение руководителя пресс-службы командования ВВС США в зоне Тихого океана полковника Эдварда Томаса о том, что технические проблемы являются достаточно распространенными для этих истребителей, хотя они разрекламированы в прессе США как лучшие в мире.

Кроме того, после вмешательства специалистов военного ведомства США, были выявлены и иные проблемы эксплуатации F-22. Например, выяснилось, что самый совершенный истребитель американской армии требует более суток технического обслуживания после каждого часа полетов. Причем стоимость этого часа летной эксплуатации превышает… 44 тысячи долларов. Но и после этих трат, истребители ломаются настолько часто, что с октября 2008 года по май 2009 года, по данным Пентагона, около 50% стоящих на вооружении в ВВС воздушных машин не были готовы к применению из-за технических неполадок.

К тому же «Раптор» так дорог и капризен, что Пентагон отказался от его применения в Ираке и Афганистане. А недавно вообще прекратил закупки F-22 (хотя поначалу заказал у производителя 190 таких машин).

В СМИ появились даже скандальные откровения одного из разработчиков «Раптора», инженера Дэррола О Олсена, который рассказал, что корпорация Lockheed Martin поставила американской армии истребители пятого поколения F-22, в конструкции которых были заранее известные разработчикам недостатки. Например, имелись серьезные дефекты стелс-покрытия, которые не были исправлены до начала поставок самолетов военным. Дэррол О Олсен сообщил, что низкокачественное покрытие может повлечь опасные инциденты, как это произошло в 2008 году, когда часть покрытия оторвалась от самолета и попала в двигатель.

ВВС РФ: планы меняются

Но вернемся на аэродром Комсомольска-на-Амуре. Перед вторым полетом Т-50 был покрашен в цвета Военно-воздушных сил России — серо-белый ломаный камуфляж. В ближайшее время планируется выполнить еще несколько полетов ПАК ФА, после чего истребитель перебазируется в подмосковный Жуковский, где пройдет основная часть его летных испытаний.

Боевые качества истребителя будут проверены в Государственном летно-испытательном центре Минобороны РФ в Ахтубинске.

ВВС России в ближайшее время намерены отказаться от традиционного разделения авиации на семь родов войск, сократив их количество до четырех, пишет «Газета» (GZT.RU). Главнокомандующий российской авиацией генерал-полковник Александр Зелин рассказал, что одной из причин грядущей мини-реформы ВВС стали успешные испытания истребителя пятого поколения (ПАК ФА). С появлением универсальных самолетов, способных выполнять практически любые боевые задачи, деление тактической авиации на четыре рода не имеет смысла.

По словам Зелина, принято решение объединить бомбардировочную, штурмовую, разведывательную и истребительную авиацию (ПВО) в один род — оперативно-тактическую или просто тактическую. Отдельными родами войск останутся стратегическая, военно-транспортная и армейская авиация.

Справка «СП»:

Разработка КБ Сухого Т-50 — истребитель тяжелого класса со взлетным весом свыше 30 т, средней размерности (примерно соответствующий самолетам Су-27), напоминает РИА «Новости». Он представляет собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси. Внешний вид планера спроектирован с использованием технологий геометрической малозаметности «стелс».

По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач.

Т-50 может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300−400 м. Самолет будет развивать скорость до 2,1 тыс. км/ч и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тыс. км. Истребитель также оснащен комплексом дозаправки в воздухе.

Т-50 обладает большим внутренним отсеком вооружения. В нем могут размещаться до восьми ракет типа Р-77 воздушного боя или две огромные управляемые авиабомбы массой по 1500 кг. Истребитель способен на внешней подвеске нести две ракеты сверхбольшой дальности разработки бюро «Новатор». Этими ракетами Т-50 способен уничтожать самолеты, например, типа АВАКС на дальности до 400 км.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня