«Союз-ФГ» погубила халатность на Байконуре
Генеральный директор госкорпорации Роскосмос Дмитрий Рогозин сообщил РИА «Новости» об амбициозных планах освоения Россией Луны. Подробности станут известны через две недели, когда Российская академия наук и Научно-технический совет Роскосмоса представят концепцию «обживания» естественного спутника Земли.
Концепция предусматривает, подчеркнул Рогозин, куда более масштабные действия, чем те, которые были осуществлены американцами полвека назад, когда состоялось несколько кратковременных высадок астронавтов на поверхности Луны. Россия должна создать полноценную посещаемую базу, приспособленную для длительной полноценной работы российских космонавтов.
Надо сказать, что такие громкие заявления мы слышим не впервые. Но если раньше, когда отрасль еще не достигла нынешней стадии деградации, в это можно было поверить, то теперь данные проекты смахивают на околонаучную фантастику.
Концепция, о которой сообщил Рогозин, известна уже более двух лет. И если что-то в ней будет доработано или изменено, то по самому минимуму. Собственно, и график уже известен. Первые пилотируемые полеты к Луне предполагается начать в 2030 году. А через 10 лет на южном полюсе Луны должна уже существовать постоянно действующая станция, обитатели которой будут заниматься самыми разнообразными исследованиями.
Невольно вспоминается притча об ишаке, которого Ходжа Насреддин взялся обучить для эмира за 20 лет Корану, получая за свой труд громадное вознаграждение. Фокус в том, что за 20 лет может и эмир умереть, и ишак сдохнуть.
«Союз-ФГ» погубила халатность на Байконуре
При этом старт лунной программы потихоньку сдвигается вправо по шкале времени. Еще совсем недавно первый полет к южному полюсу, с которого начинается первый этап, всего их четыре, был намечен на 2019 год. В сентябре этого года Рогозин заявил, что событие состоится в 2021 году. Запустить предстоит автоматическую станцию «Луна-25-Глоб», которая должна прилуниться в кратере Богуславского. Цель этой миссии — испытание универсальной посадочной платформы. Полезная нагрузка — 20 кг исследовательской аппаратуры.
Спустя год, то есть в 2022 году, к Луне будет отправлена станция «Луна-26-Ресурс», которая займется всесторонним исследованием грунтов, а также проведет картографирование исследуемого района. Цель — подготовка к посадке тяжелой станции. Это будет «Луна-27-Ресурс2», которую предстоит запустить в 2023 году. Станция должна быть оснащена луноходом, буровой установкой, способной углубляться на 2 метра, и научной аппаратурой для химических и физических исследований.
И, наконец, в 2025 году станция «Луна-28-Грунт» доставит на Землю образцы лунного льда и грунта.
А теперь отлистаем календарь на полвека назад, чтобы оценить реальность этой программы Роскосмоса, который намерен совершить все четыре полета со стопроцентной гарантией. И это при том, что тогда в космос запускались более надежные ракеты-носители и космические аппараты.
Первая попытка мягкой посадки на Луну была предпринята в 1963 году. Она оказалась неудачной из-за аварии разгонного блока. После чего последовало еще 10 неудачных попыток. И лишь в январе 1966 года станция «Луна-9» совершила мягкую посадку. Следующее прилунение произошло декабре 1966 года, станция называлась «Луна-13».
Параллельно с этим запускались искусственные спутники Луны, спутники связи, производилось фотографирование лунной поверхности.
Первый луноход был доставлен на Луну в ноябре 1970 года, второй — в январе 1973 года. Но этому предшествовала авария, в результате которой полезная нагрузка ракеты-носителя была утеряна.
Как видим, программа первого этапа почти полностью повторяет советскую программу исследования Луны — от мягкой посадки до доставки на Землю лунного грунта. И все ошибки того периода изучены и учтены, в связи с чем НПО им. Лавочкина стремится максимально подробно воссоздать технику тех лет. Но, естественно, на новой элементной базе и с использованием новых материалов.
И запуски станций на первых порах будут осуществляться при помощи технологически отработанной ракеты среднего класса «Союз-2б». Но при этом следует учесть, что нынешняя технологическая дисциплина на предприятиях-производителях существенно проигрывает той, которая была в эпоху Королева. Тогда невозможно было установить неправильно («вверх ногами») датчик ускорения. Или запаять в схему микросхемы для наземного ширпотреба, которые не выдерживают космической радиации.
Еще хуже просматривается перспектива запуска последней станции первого этапа — тяжелой «Луны-28». Для ее запуска понадобится тяжелая ракета «Ангара-А5», способная выводить на низкую опорную орбиту полезную нагрузку массой в 22 тонны. И вот здесь могут возникнуть крайне неприятные явления. Потому что ракета новая, разработанная в ГКНПЦ им. Хруничева, (где долги банкам доросли до 111 млрд. рублей). К настоящему моменту произведен только один испытательный пуск ракеты, который был признан успешным. Ракета-носитель «Ангара-А5» вывела на околоземную орбиту габаритно-массовый макет спутника. Следующий испытательный пуск намечен на 2019 год. И этот перерыв в 4 года неудивителен — столь ритмично работает ГКНПЦ им. Хруничева.
Как себя поведет ракета во время следующих испытаний, когда будет увеличена полезная нагрузка? И будет ли полностью готова ракета к 2025 году? Вопросы не праздные, потому что «Ангара-А5» — это первая тяжелая ракета, которую разрабатывает некогда могучая российская космическая отрасль.
Тут есть и еще один момент, который способен поставить под вопрос реализацию лунной программы, даже ее первого этапа, который, по сути, был пройден полвека назад. «Ангара-А5» создается для запусков с космодрома Восточный. Однако стартовую площадку для нее строить пока не начали. Пока только составляются сметы, утрясается строительная документация, ожидается стартовая отмашка, которая должна последовать только после выделения необходимых финансовых средств. А задача эта не из легких — уже столько наворовали предыдущие подрядчики. Что же касается планов и графиков, которые Роскосмос хронически срывает, то стартовый комплекс для «Ангары» на Восточном должен появиться в конце 2021 года.
А пока для испытаний используется космодром Плесецк.
Рассуждая в высоких кабинетах о том, когда же Луна станет российской, необходимо бы помнить о том, что семейство ракет «Ангара» — от легкого до тяжелого класса — начало разрабатываться в 1997 году. А до этого еще 5 лет шла утряска бюрократических моментов, утверждался и неоднократно переиначивался состав исполнителей и соисполнителей проекта, на который были выделены громадные деньги. К настоящему моменту потрачено почти 200 млрд. рублей.
Рогозин недавно заявил, что ракета будет считаться годной к эксплуатации после шести удачных испытательных пусков. Сейчас таковых насчитывается два. В следующем году будет третий. Если сохранится достигнутая периодичность, то шестой запуск следует ожидать во второй половине следующего десятилетия, когда Роскосмос будет готовиться отмечать тридцатилетний юбилей амбициозного проекта «Ангара». Такого долгостроя не знает ни одна космическая отрасль мира. Следовало бы внести в Книгу рекордов Гиннеса.
Конечно, шанс того, что первый этап лунной программы будет реализован пусть и с некоторым опозданием, существует. Но для этого необходимо вектор развития отечественной космической отрасли развернуть в противоположную сторону. Потому что сейчас он направлен в пропасть. Вот статистика запусков ракет-носителей с начала десятилетия для трех главных игроков рынка — России, США и Китая.
2010: 31 — 15 — 15
2011: 33 — 18 — 19
2012: 26 — 13 — 19
2013: 33 — 19 — 15
2014: 36 — 23 — 16
2015: 29 — 20 — 19
2016: 19 — 22 — 22
2017: 20 — 29 — 18
2018: 12 — 26 — 32
Запуски этого года показывают, что Роскосмос иначе как космическим извозчиком назвать сложно. В 2018 году были запущены 15 иностранных спутников и лишь 7 российских. И еще были совершены 4 полета к МКС, один из которых оказался аварийным.
Чего ожидать в следующем году?
Причин деградации отрасли несколько. Тут и некомпетентность руководства. И раздутость управленческих штатов, что приводит к неразберихе — планы постоянно перетасовываются, крупные проекты то закрываются, то вновь начинают финансироваться — из-за того, что роскосмосовские фирмы беспрерывно перетаскивают одеяло на себя. По части конкуренции разработок практически одинаковых ракет «Русь», «Ангара», «Союз-5» происходит логически необъяснимая чехарда. Финансовые показатели просто шокируют — Счетная Палата, проверив деятельность Роскосмоса в 2017 году, выявила 151 нарушение на сумму в 785 млрд. рублей из истраченных 1741 млрд.
Ну а теперь о втором этапе лунной программы Роскосмоса, которая, как, вероятно, надеется руководство госкорпорации, придется на период, когда, согласно, вышеприведенной притче, издохнет ишак. Ну, или Рогозин уйдет на заслуженный отдых, получив громадную персональную пенсию.
На этом этапе, начиная с 2028 года, должна подключиться к проекту сверхтяжелая ракета, при помощи которой будут совершаться пилотируемые полеты на окололунную орбиту для проведения стыковок орбитальной станции. Она необходима для того, чтобы обеспечивать высадки на поверхность экспедиций.
Высадка десантов начнется в 2030 году. Перед ними будет поставлена задача строительство лунной базы. Спустя 10 лет базу должны начать обживать новоселы…
Главный элемент программы, без которого она не может быть реализована, создание сверхтяжелой ракеты, способной выводить на низкую опорную орбиту 90−100 тонн. Работа чрезвычайной сложности и громадных финансовых затрат. За всю историю космонавтики были созданы две такие ракеты — советская «Энергия» и американский «Сатурн-5».
Почему наши боевые корабли в дальних походах сопровождают буксиры
Ракета-носитель «Энергия» создавалась 11 лет при участии всех советских головных предприятий ракетно-космической отрасли. Генеральный разработчик — НПО «Энергия». При этом при ее создании учитывался негативный опыт разработки предыдущей сверхтяжелой — Н-1, которую создавали в том же самом КБ, что и «Энергию».
А что имеем сейчас? Существуют лишь какие-то оформленные в эскизах технические предложения, при помощи которых три главных ракетных фирмы — РКК «Энергия», ГКНПЦ им. Хруничева и самарский РКЦ «Прогресс» — намереваются решить свои финансовые проблемы на много лет вперед, ведь разработка может обойтись в 2−3 годовых бюджета всего Роскосмоса.
И если тяжелую ракету «Ангара-А5» создают уже больше 20 лет, то сколько же уйдет на сверхтяжелуй ракету? Если, конечно, она может быть создана при нынешнем положении вещей в отрасли.
В общем, все это очень похоже на ненаучную фантастику, в основе которой лежит распил бюджета.
Новости с орбиты: Роскосмос намерен использовать лунный грунт для 3D-печати
Космическая одиссея: Рогозин: «Лишу всех премий — со всеми вытекающими»