Известный в Сыктывкаре страйкболист Евгений Пуров уже почти два месяца находится в местном следственном изоляторе. Против него возбуждено уголовное дело по статье 222 Уголовного кодекса РФ («незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ»; максимальный срок по этой статье — до восьми лет). Взрывчатым веществом в данном случае посчитали обнаруженные у Евгения обычные для всех страйкболистов игровые боеприпасы: упакованные в картонные тубусы от туалетной бумаги петарды, начиненные сушеным горохом. Вместе с Евгением сотрудники милиции задержали еще 11 любителей страйкбола, но их потом отпустили под подписку о невыезде. А Евгений по-прежнему находится в СИЗО. Свидания ему, как задержанному по серьезной статье, разрешены лишь раз в месяц и только с матерью. Случившееся повергло в шок страйкболистов по всей стране.
Подробности этой истории нам рассказал Павел Кынев, организатор игр по страйкболу в Сыктывкаре и друг Евгения Пурова
— Страйкбол — это игра друзей — говорит Павел. — И когда у кого-то возникают проблемы, об этом становится известно всем. В данном случае затронуты интересы не только одного человека — Евгения Пурова, но всех страйкболистов страны. И если будет создан прецедент, если человека осудят за страйкбольную гранату, то у органов внутренних дел в других регионах тоже будет повод «прессовать» наших товарищей по увлечению.
«СП»: — Расскажите, что представляют собой гранаты, за которые задержали Евгения?
— Это картонный корпус, внутрь которого вставлена обычная петарда и насыпан горох. Когда хлопушка взрывается, все грохочет, а горох разлетается во все стороны и получается похоже на настоящую гранату. Разумеется, горох причинить ущерба не может. У него сила удара даже меньше, чем у пластикового шарика.
«СП»: — Как же могли за это задержать?
— Мы сначала тоже не поверили, просто бред какой-то. Думали, что это какая-то ошибка, что до такого милиция дойти не может. Но, тем не менее, Евгений уже второй месяц в СИЗО.
А вообще, может быть дело в том, что у нас в Сыктывкаре МВД по итогам года получило оценку «неуд» за свою работу и было принято решение о сокращении личного состава на 20%. А потом приехала комиссия из Москвы. Вот перед ними и отчитались, что задержали группу террористов, главный из которых Женя. На пресс-конференции наш министр МВД так и заявил: «Мы задержали группу опасных праворадикальных экстремистов». Мол, мы не лохи, «двойку» заработали случайно, а на самом деле мы вон какие молодцы. А то, что эти гранаты с горохом внутри — игрушки, которые буквально в свободной продаже есть, никого не волнует. Они не хотят признавать, что не правы, поэтому все тянут расследование: документы теряют, материалы дела отказываются передавать адвокату.
«СП»: — Но, насколько мы знаем, эксперт установил, что эта граната является взрывчатым веществом?
— Эксперту был задан один вопрос: является ли это взрывным устройством? Он ответил, что да, это взрывное устройство малой мощности. Но эксперт дает не юридическую оценку, а техническую. Юридически оценивать должно следствие и суд на основании оценок эксперта. Согласно УК, петарда не может быть взрывчатым веществом. А у нас следствие и суд заявляют, мол, есть заключение эксперта, вот и все.
Мы сейчас опротестовали результаты экспертизы, написали ходатайство о проведении экспертизы в центральном экспертном центре Министерства Внутренних дел РФ.
«СП»: — Как себя чувствует сейчас Евгений в СИЗО?
— Среди милиционеров многие тоже играют в страйкбол и понимают бредовость этих обвинений. Условия у него там нормальные, как у всех. А вот родителям его тяжело. Мама постоянно в истерике. Как рассказывают, на нее еще и следствие давит. Предлагают, чтобы Женя написал явку с повинной и тогда, мол, выйдет всего лишь с условным сроком.
Своим мнением о ситуации с нами поделился Алексей Агальцов, директор пейнтбольного клуба в Москве:
— Обвинение Евгения выглядит достаточно абсурдным. Все пейнтболисты и стрейкболисты очень активно используют пиротехнические средства. Ими завалены все магазины. Пейнтбольные гранаты продаются открыто и имеют сертификацию. Получается, что человек свободно купил пиротехнику, а его за это собираются судить. Ни один сотрудник милиции никогда не будет задерживать человека за то, что в кармане у него лежит резиновый нож. Это из той же серии.
Если парня, действительно, посадят, то закроется огромная тематика пейнтбола и страйкбола, вообще всех игр, в которых всегда используются макеты оружия, а также пиротехнические средства для создания антуража — задымления, звуковых эффектов. Это можно сравнить с кино. Представляете, если в фильмах запретить взрывы? Здесь — то же самое.
Если дело дойдет до суда, все будут бояться эти вещи использовать и тогда умрет целое направление военно-патриотического развития молодежи. Страйкбол и пейнтбол — это ведь, как бы, бывшая «Зарница». Очень бы не хотелось, чтобы это произошло.
Тем временем, защитники страйкбола в Сыктывкаре провели акцию протеста против ареста Евгения Пурова. Они принесли в городское управление внутренних дел горох и туалетную бумагу, чтобы «добровольно сдать их в качестве элементов взрывного устройства». По словам Владислава Мингелы, начальника УВД по Сыктывкару, милиционеры долго думали, что делать с горохом, который принесли защитники арестованного страйкболиста. «Мы решили отдать его бродягам. Из него получится три кастрюли гороховой каши», — сказал начальник УВД
Фото [*]