Общество

А. Фурсенко: Лучший учитель религии — физик в рясе и чалме

Российская школа стоит на пороге очередного эксперимента — по религиозному воспитанию. Серьезные ученые в недоумении

  
73

На фоне минувших праздников и длинных выходных осталось незамеченным очередное заявление главы Министерства науки и образования РФ Андрея Фурсенко. А зря. Мало того, что министр твердо намерен в ближайшее время ввести в средней школе «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), он заявил, что курс этот с успехом могли бы вести не только учителя — гуманитарии, но и преподаватели… естественных наук.

— Я считаю, что, например, учителя физики могли бы давать знания не менее успешно, чем учителя истории. Может быть, даже более успешно, — заявил министр на встрече с преподавателями, прошедшими подготовку по комплексному учебному курсу ОРКСЭ в Академии повышения квалификации работников образования.

А в необходимости введения в школах курса ОРКСЭ Фурсенко нисколько не сомневается.

— Поверьте, что через несколько лет мы будем гордиться, что начали это дело, — перешел на лозунги министр и выразил надежду, что одним из результатов обучения школьников основам религиозной культуры станет приток в школы… педагогов-мужчин.

— Во всех религиях пророками же были мужчины, — подвел под свою мысль религиозную основу Фурсенко.

Напомним, что курс ОРКСЭ в качестве эксперимента вводится в 19 регионах России с последней четверти текущего учебного года. Его начнут изучать школьники четвертых классов и продолжат в первой четверти нового учебного года. Каждый ученик с помощью своих родителей может выбрать для изучения одну из четырёх основных конфессий, либо все мировые религии гуртом, либо светскую этику.

Возможно, что-то в этом новшестве и есть, но вся проблема в том, что в современной российской средней школе совсем избавились от уроков труда, а на физику отведено лишь два академических часа в неделю.

На эту тему корреспондент «Свободной Прессы» беседует с петербургскими учеными — Георгием Анцевым, гендиректором — гл. конструктором НППО «Радар ММС», председателем Северо-Западного отделения РАМН, автором многих книг и научных статей, нескольких десятков изобретений и Валентином Сарычевым, доктором технических наук, профессором Санкт-Петербургского госуниверситета информационных технологий, механики и оптики.

Георгий Анцев: Заповеди Божьи должна нести семья

«СП»: — Георгий Владимирович, неужели в российской школе сегодня все настолько о, кей, что не хватает только одного — уроков православия, иудаизма и магометанства?

— Ну что вы, проблем масса! Зачем, например, убрали уроки труда? Теперь выпускники школ ничего не умеют делать своими руками. Созидательные навыки закладываются, прежде всего, на уроках труда. А вот уроки православия и прочих конфессий — я бы убрал на факультатив.

«СП»: — Думаю, вас не поймет министр Фурсенко…

— Я не спорю, что человек обязан нести в своем сердце заповеди Божьи, но причем здесь школа? Для этого есть семья и свободное время. Пусть поймут меня правильно — я не против этих уроков. Но в школах сегодня катастрофически не хватает физики и математики! Как минимум, должно быть три урока физики в неделю, а лучше четыре, плюс астрономия… В школах стали исчезать уроки черчения…

«СП»: — Программисты из Европы и Америки на это отвечают: вот вам готовая компьютерная программа, подставляй значения и считай…

— Это страшная вещь, когда будущий инженер не понимает физику явления. Он создает технику, а как работает тот или иной узел, какие физические процессы при этом происходят и что за чем следует — не знает. Инженер превращается в оператора ЭВМ. Вот я, например, пока не закрою глаза и не представлю, как механизм работает, ничего не смогу сделать. Я бы хотел, чтобы школа уделила внимание физике даже больше, чем математике. Это сегодня важнее.

Валентин Сарычев: Реформы Фурсенко, мягко говоря, глупость…

— Глупость сказал Фурсенко! Его слова — лишь свидетельство того, что он не владеет предметом, о котором рассуждает. И все его реформы, мягко говоря, глупость, они опасны тем, что министр вводит в жизнь то, в чем сам не разбирается. Физики будут православие преподавать? А что им, собственно, остается, когда физика в школе почти упразднена? А такие предметы, как астрономия, черчение, труд — устранены полностью. Религия — это ведь не история, не наука. Возьмите ислам, мусульманские вероучители прямо говорят, что Бог непостижим, что у него 33 сущности, 99 имен… Что — это в школе преподавать будем?

«СП»: — Министр утверждает, что у физиков особенная логика, которая им поможет на уроках религии?

— Я все же пытаюсь найти разумное зерно в том, что он говорит. Но, увы, ни одной здравой мысли ухватить не могу. Физики — суть естествоиспытатели, и Фурсенко прав — логика у них правильная. Но логика и религия — вещи несовместимые. Бога невозможно познать с точки зрения формальной логики, надо верить. Но тогда несовместимы вера и физика — это совершенно разные вещи. Нас убеждают, что без религии невозможно воспитать нравственного человека. А как же литература и вообще все искусство? Неужели учителя гуманитарных предметов хуже научат нравственности? Или в этом только служители культа безупречны? Опять дикая постановка вопроса: нравственность или физика… Я не представляю, как физики будут вести курс религии, вместо доказательств теорем — псалмы петь…

В школе должны быть только науки, только предметы, в которых нельзя усомниться. Религии, на мой взгляд, не место в общеобразовательной школе. Пусть вопросами веры занимается воскресная школа, пусть туда пойдут дети, которым это интересно, которых так сориентируют родители. Слово Божье там уместно. А вот как религию будут преподавать в светской школе, притом, вполне возможно — нерелигиозные люди, для меня загадка. У нас светское государство, и религия отделена от государственных функций законом. Давайте все-таки Конституцию соблюдать!

«СП»: — Вы наверняка бывали во многих странах и можете сравнивать?

— Могу. Например, в Южной Америке церковь находится в оппозиции к правительству, и поэтому пользуется у народа очень большим авторитетом. Церковники там не боятся критиковать власть. Но на светские учреждения не посягают — зачем? У них и без того достаточно авторитета. Они сильны своим мнением, своей независимостью. А вот в наших условиях сращивание церкви с государством, боюсь, к добру не приведет.

«СП»: — Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня испытывает средняя школа?

— Грамотные опытные учителя, которым я доверяю, говорят, что у детей стало что-то не так с памятью, они запоминают плохо. Раньше такого не было. Хотя сейчас и нет таких перегрузок, как раньше — школьную программу упростили донельзя. Но почему-то даже упрощенные курсы не воспринимаются детьми. Что-то с ними случилось…

Надо как-то перебарывать отовсюду насаждаемую серость. Надо работать, ориентируясь на аудиторию, уровень которой все время падает. Идет массированная атака на наших детей, и их надо спасать — давать им серьезные знания, чтобы они не поддавались манипуляциям. А Фурсенко пора сказать: уймитесь, господин министр со своими глупостями, остановитесь, наконец.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, протодиакон:

— Предполагается, что курс будет вестись в объеме двух-трех уроков в неделю, поэтому никаких специальных учителей по этим дисциплинам по определению быть не может, преподавать ОПК будет или приглашенный педагог (например, департамент образования выделит одного человека на десять школ — в каждую на два часа в неделю), либо эту роль на себя возьмут учителя литературы или истории. Наши педагогические кадры, конечно, не блестящие, школа в кризисе, но учебник должен быть составлен таким образом, чтобы нейтрализовать бесталанность среднестатистической «Марьи Ивановны»…

Учебники уже в пути

В конце минувшей недели генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков сообщил РИА «Новости», что до 25 марта учебники по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» поступят в 19 регионов, где проводится эксперимент.

По его словам, общий тираж учебников составит 300 тысяч экземпляров. Из них больше всего будет выпущено учебников по преподаванию светской этики — 125 тысяч экземпляров. Учебники по православной культуре выйдут тиражом 80 тысяч экземпляров, по мировым религиозным культурам — 60 тысяч, исламской культуре — 40 тысяч, буддийской культуре — 14 тысяч и иудейской культуре — 12 тысяч.

Кроме того, разработаны специальные пособия для учителей и родителей. Кондаков сообщил, что все учебники прошли три экспертизы: конфессиональную, психолого-педагогическую и научную.

Справка «СП»

В этом году в 19 регионах России в экспериментальном порядке начнется преподавание основ православной (а также исламской, иудейской и буддийской) культуры и предмета, условно именуемого светской этикой. Это решение стало следствием договоренности между президентом Дмитрием Медведевым и главами четырех традиционных конфессий России.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня