18+
суббота, 10 декабря
Общество

Похороны АВТОВАЗа запланировали еще 8 лет назад

Концепция развития автопрома, принятая в 2002 году, поставила крест на российской автопромышленности

  
28

Эта концепция предусматривала строительство в России множества заводов «отверточной» сборки крупнейшими транснациональными автоконцернами. Фактически, речь шла о создании для иностранных корпораций огромной бреши в таможенных границах страны — путем сборки в России машин из практически полностью завезенных агрегатов и деталей. Эта концепция со временем неизбежно должна была привести не к увеличению, а к сокращению числа рабочих мест в отечественной промышленности. Ведь захват рынка машинами «отверточной» сборки уничтожает рабочие места в отечественном производстве автокомплектующих. А этих рабочих мест по технологическим причинам в 7−10 раз больше, чем в собственно автосборочном производстве.

Финансовые «кровопускания» накануне кризиса

Последние годы стали временем вывода с АВТОВАЗа огромных средств, которые пошли на непрофильные вложения. Например, был приобретен пакет акций «Новикомбанка» за 1,6 млрд руб. В 2008 году расходы АВТОВАЗа на консультационные услуги компании «Тройки-Диалог» выросли в сравнении с предыдущим годом в 26 раз!

Премия для капитана «Титаника»

"Черной дырой" для АВТОВАЗа стали административные расходы. Так, если чистая выручка ОАО «АВТОВАЗ» в предкризисный период (с 2005 по 2008 год) выросла на 21%, то административные расходы (по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ») за это же время возросли на 52%, а непрозрачные «прочие» расходы — вообще в 34 раза.

Если в начале 2000-х на заводе было 7 вице-президентов, то в последние годы их число доходило до 30.

Экс-президент АВТОВАЗа Артяков, недолго порулив заводом, стал самым высокооплачиваемым членом списка кандидатов «Единой России» на прошлых выборах в Госдуму, задекларировав 1,4 млрд. рублей годового дохода — в 700 раз больше Путина.

Недавно закончившаяся на заводе прокурорская проверка выявила массу вопиющих фактов. Например:

— месячные расходы на чартерные рейсы экс-президента АВТОВАЗа Алешина доходили до 32 млн. руб;

— топ-менеджеры АВТОВАЗа жили на заводской базе отдыха «Фортуна» за 1500 руб. в месяц (номер «люкс») или 3200 руб. в месяц (дом), что существенно дешевле, чем платит вазовский рабочий за блок в общежитии;

— принадлежащие заводу двух- и трехкомнатные квартиры в Тольятти продавались (видимо, не чужим людям) по цене от 204 до 283 тыс. руб. (в 9−10 раз дешевле рыночной стоимости);

— принадлежащие заводу здания и земельные участки неоднократно продавались по ценам в 200−300 раз ниже рыночных.

На днях стало известно, что сумма зарплат 14 членов правления АВТОВАЗа в 2009 году оказалась в 1,5 раза больше, чем в 2008-м. При этом минувший год по производственно-финансовым показателям стал для завода самым худшим за всю его 40-летнюю историю (производство обрушилось более чем вдвое). Превзойти это по цинизму можно было бы, только выплатив крупную премию капитану «Титаника».

Заводу вышибают мозги

Подорван научно-конструкторский потенциал завода. Если в 2003 году бюджет НТЦ был порядка 3 млрд руб., то сейчас этот бюджет — около 90 млн. — в десятки раз меньше. Это прервало нормальный процесс обновления модельного ряда.

Почем хосписы для народа?

Правительство и руководство АВТОВАЗа делает ставку на резкое сокращение числа работников. В этом же русле — создание двух «дочек» завода — «АВТОВАЗ-Перспективы» и «Реформинг-центра». Работников АВТОВАЗа переводят туда под давлением. Но реальных рабочих мест там практически никто не получает (читайте свидетельства очевидцев в нашей газете). Фактически это специально созданные «хосписы», в которых завод должен медленно умереть. Существенно, что подобные «дочки» создавались при плановом убийстве всех разрушенных российских автозаводов — на АЗЛК, Иж-Авто, ГАЗе.

Бредогенераторы работают день и ночь

Рассказы властей о массе новых производств, которые якобы будут созданы вокруг АВТОВАЗа, не вызывают доверия, так как этим байкам уже много лет. В 2006 году был заложен «новый завод» по производству двигателей. Но закладной (или могильный?) камень так и остался единственной постройкой.

В дальнейшем чиновники для успокоения тольяттинцев перешли к произнесению заклинаний из малопонятных иностранных слов — «кластер», «инновации», «технопарк», «бизнес-инкубатор».

Из последних «инноваций» — производство на АВТОВАЗе игрушек, выращивание помидоров и переселение вазовцев в Тихвин (это рядом с Пикалево), где они будто бы получат работу на якобы строящемся там вагонзаводе. Для справки: уже имеющиеся в России вагоностроительные заводы сейчас загружены менее чем наполовину.

С другой стороны, в самой «свободной» в мире российской прессе каждый год появляется по несколько тысяч статей, где вазовская продукция именуется «ведрами с болтами». Вы думаете, это случайно?

НАШ ДИАГНОЗ. Власть делает ставку на превращение бывшего советского автогиганта в предприятие «отверточной» сборки иномарок с сокращением числа работающих не менее чем в 5−6 раз. Следствием этого будет тяжелейший социальный кризис всего города. Власть как только может открещивается от этого диагноза, но факты говорят именно о курсе на «отвертку».

Метла — оружие пролетариата?

Показания очевидцев о «работе» «Реформинг-центра»

Всю осень вазовский менеджмент под руководством вице-премьера Шувалова мучительно придумывал, как «оптимизировать численность персонала АВТОВАЗа». Переводя на русский: как уволить побольше народу и избежать социального взрыва и беспорядков.

Идея создания двух дочерних фирм и перевода в них «лишних» работников, видимо, показалась им гениальным решением: на содержание штата «дочек» в течение года деньги даст государство (правительство боится волнений намного больше, чем менеджеры), а там как-нибудь все рассосется, люди сами куда-то пристроятся. Но люди отчего-то добровольно не пожелали уходить с основного производства в «АВТОВАЗ-перспективу» и «Реформинг-центр», несмотря на интенсивную рекламу «дочек». Почувствовали подвох: что будет через год, неизвестно, а обратно на завод устроиться вряд ли удастся. Тогда было организовано беспрецедентное давление, которое продолжается и по сей день. Выдавить с АВТОВАЗа в «дочки» удалось пока немногим более 5 тысяч человек, а надо — 13 тысяч.

Светлана Васильева (имя изменено по просьбе работницы) — из тех, кто перешел на работу в «Реформинг-центр». Вот что она рассказывает о своих «трудовых буднях».

— У меня 4 разряд, большой стаж. Конечно, я бы по своей воле не ушла из цеха. Но, как и многие, я испугалась «давиловки»: в декабре начальники нам уже в открытую говорили, что, если не уйдем сами, будут увольнять за нарушения. Нарушения, если захотеть, можно у любого найти. У меня ребенок, потерять работу страшно, поэтому поплакала да скрепя сердце и написала заявление в этот «Реформинг».

И вот с Нового года я здесь работаю. Вообще-то, «работаю» — это сильно сказано. Скорее похоже, что отбываю наказание. Как и все.

Мы вышли после новогодних каникул только 18 января. Оказалось, что ничем дельным нас занять не могут. Нам даже спецодежды не дали, ходим в своей одежде и обуви. Инструмент дали — метлу. Метите цех, говорят. Кого-то полы мыть пристроили. Или вот магнит на палке — болтики-шурупчики собирайте. А тут конвейер работает, у рабочих под ногами болтаться? Главное, говорят, не сидеть, а то проверяющие придут, будут наказания. Хоть стойте, но опираясь на метлу. Ну какой бред! Так мы и коротаем дни — пометем, а потом по курилкам да туалетам от проверяльщиков прячемся. Никогда в жизни себя не чувствовала так по-идиотски. От работы меньше устаешь, честное слово. Вместо работы — создание видимости, весь рабочий день. Иногда и при выключенном конвейере приходится сидеть, в темном цеху.

Единственное разнообразие за этот месяц — на учебу нас отправляли, на восемь дней. Но какой в этом смысл? Чтение чертежей, металлообработка, юриспруденция, психология — чему из этого можно научиться за несколько часов? Тоже одна видимость занятий, глупость. Зато, наверное, деньги неплохие на этом списываются.

Договоров с нами до сих не заключили — объясняют, что слишком большой поток людей переводят с АВТОВАЗа, не успевают бумаги оформлять. Как же, большой поток: по-прежнему понемногу выдавливают людей с основного производства, никто сюда что-то не рвется. Девчонки из моего бывшего цеха рассказывают, что там истерика только накаляется, чуть не матом их уже выгоняют. Народ в панике, но держится за место до последнего. А в «дочках», не успели штат набрать, как уже начали от людей избавляться: за малейшие провинности выгоняют, вроде опоздания на 10 минут. Да не нужны здесь никакие работники, нужно только с завода народ выманить, а потом можно и на улицу выгнать — зачем лишние деньги тратить. Никакой уверенности в завтрашнем дне тут нет.

Эх, взять бы наши метлы, да вымести всех тех начальников, которые довели наш завод до такого состояния.

Тольяти

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня