Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Экс-сенатор Исса Костоев: Этот порох в любую минуту может вспыхнуть

«Мы можем получить трагедию похлеще той, что произошла осенью 1992 года»

16694

Тема «размена территорий» между Чечней и Ингушетией по-прежнему беспокоит жителей южных республик. Почему она не затухает, хотя административные решение вроде бы приняты? Может, потому, и были протесты, что местные власти слишком поверхностно подошли к проблеме? Может, что-то не учли, когда рисовали линии на карте? Именно так считает Исса Костоев, заслуженный юрист России, который долгое время занимался этой проблематикой. Костоев обратился к нам в редакцию и попросил дать ему возможность высказаться.

«СП»: — Исса Магометович, 27 ноября Конституционный суд РФ рассмотрит вопрос о том, соответствует ли Конституции России соглашение о границах Ингушетии с Чечней, подписанное руководителями республик Евкуровым и Кадыровым. Вы можете объяснить российскому читателю — почему эта тема оказалась такой скандальной? По каким причинам проблему приходится выносить на самый высокий уровень?

— «Оказалась скандальной» — это вы ещё деликатно выразились. Из-за провокаций с той или другой стороны там в любой момент может пролиться кровь. И тогда лавину событий трудно будет остановить. Мы опять можем доиграться и получить трагедию похлеще той, что произошла осенью 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии.

Для российского читателя и многих российских чиновников (подозреваю — для очень многих, в том числе высокого уровня) в самом деле, наверное, непонятно: какие тут проблемы? Если к Воронежской области перейдут два района Липецкой, ничего не изменится. Но на Северном Кавказе дело обстоит иначе. Там мало земли и много разных народов с непростой историей взаимоотношений. Плюс к этому в советский, особенно в сталинский период, карта Кавказа десятки раз перекраивалась. И так получилось, что в результате этого перекраивания ингуши каждый раз проигрывали.

Сначала, в 1928 году, руководящие органы Ингушской автономной области были «отселены» из Владикавказа. Он остался за Северной Осетией. Ингушам объяснили: вас объединяют с братским чеченским народом, и вашей общей столицей теперь будет город Грозный. В 1934 году такое объединение действительно состоялось, несмотря на упорное сопротивление руководства Ингушетии. В 1944 году последовала депортация ингушей и чеченцев в Казахстан. А когда в 1957 году Чечено-Ингушетию восстанавливали, союзные органы власти отказались возвращать ингушам исконно принадлежавший им Пригородный район и оставили его в составе Северной Осетии. Его площадь примерно 800 квадратных километров. Тогда же в пользу Северной Осетии отторгли и часть Малгобекского района. В качестве компенсации правительство РСФСР приняло решение о присоединении к Чечено-Ингушетии — с чеченской стороны — трёх районов Ставропольского края общей площадью более 5 тысяч квадратных километров. Подчёркиваю: забрали исконную землю у жителей Ингушетии, а «компенсировали потери» жителям Чечни. Здесь нужно отметить, что ни один вернувшийся из ссылки ингуш за все последующие годы на этой территории не поселился.

До 1991 года, пока у нас была общая республика, с такими вещами можно было мириться. Однако в сентябре девяносто первого года дудаевская Ичкерия объявила о выходе из состава России. Разумеется, вместе с городом Грозным и присоединёнными в 1957 году районами. А Ингушетия осталась и без столицы, и без Пригородного района, и без «компенсации».

Читайте также

«СП»: — Я знаю, что у осетинских историков и юристов совсем другой взгляд на «исконность» Пригородного района. У чеченских — другой взгляд на историю создания и распада ЧИАССР. Может, не надо ворошить события вековой и полувековой давности? Зачем создавать новые поводы для конфликтов? Тем более, что большинство этих вопросов на сегодня в юридическом смысле «закрыто». А недавно два лидера — ингушский и чеченский — приняли решение закрыть и оставшиеся вопросы. Нашли компромисс. Насколько я знаю, он устроил и бо́льшую часть жителей той территории, которая переходит от Ингушетии к Чеченской Республике.

— Это поверхностный, «механический» подход. Именно так поверхностно рассуждают, такие доводы приводят населению Ингушетии те люди из руководства республики, которые приняли это необдуманное решение, а теперь призывают ингушей смириться.

Что значит «большинство вопросов закрыто»? И что такое полвека или даже семьдесят-восемьдесят лет для истории? Один миг. Кстати, аргумент чеченских братьев — «когда Ингушетию присоединили к нам в 1934 году, спорный Сунженский район уже входил в состав Чечни» (замечу в скобках: всего лишь четыре года входил! А до этого Сунженский казачий округ был самостоятельным административным образованием, созданным на исконных территориях ингушей-орстхоевцев) — они ведь не считают «устаревшим». Так давайте не будем считать устаревшим и аргумент относительно судьбы трёх районов, присоединённых в 1957 году к ЧИАССР. Может, пора начать обсуждение их раздела между Ингушетией и Чечнёй по справедливости? А без этого получается, что территория Чечни за время нашей совместной жизни увеличилась в полтора раза, а территория Ингушетии в два раза сократилась.

«СП»: — На эти районы есть претензии и у терских казаков. Они считают, что соседям компенсировали территориальные потери за их счёт. А теперь «компенсацию» надо бы вернуть.

— Да, есть такие претензии. Но тогда придётся вспомнить, как за 150−200 лет до этого царские войска загоняли чеченцев и ингушей в горы, а их земли заселяли казаками.

«СП»: — Я как раз и говорю о том, что, если углубляться в историю, там можно найти что угодно. Подтверждение и опровержение, чьей угодно правоты. Причём, для одной стороны выгодные ей сведения из XVIII века будут железной неопровержимой истиной, а для другой стороны — сказкой или бредом.

— Добросовестный исследователь всегда сумеет отделить исторические факты от сказок и подтасовок. Теперь что касается более свежих событий. Как вы, наверное, знаете, в апреле 1991 года был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов». Предусматривающий, в том числе, и территориальную реабилитацию. Но федеральные власти ничего не делали для его исполнения. Через несколько месяцев Дудаев изгоняет из новообразованной Ичкерии почти всех ингушей. Северная Осетия в это время не идёт с ингушами ни на какие переговоры. 4 июня 1992 года по законодательной инициативе Б.Н.Ельцина создаётся Ингушская Республика, и в законе об её образовании чётко указывается: до декабря 1993 года правительство РФ должно определить границы вновь образованной республики. Но правительство опять ничего не сделало. Именно такая беспринципная, выжидательная политика федеральных органов власти — «авось пройдёт», «само рассосётся!» — и привела к катастрофе октября-ноября 1992 года в Пригородном районе.

«СП»: — К катастрофе, как вы сами не раз говорили, привела, в том числе и безответственная позиция некоторых ингушских активистов.

— Это тоже было. Но послушайте меня. Ингушетию со всех сторон обкорнали. Ингуши, как, пожалуй, ни один народ в СССР, пострадал от сталинских репрессий. И даже в самые спокойные советские годы они устраивали митинги и пикеты с требованием разрешить им жить на своей родине, в Пригородном районе. Но вопрос, повторяю, не решался. Поэтому ингуши легко поверили экстремистским заявлениям некоторых своих лидеров и буквально оказались в капкане, заранее подготовленном бывшим руководством Северной Осетии. Это закончилось страшной трагедией. И сейчас я вижу, что ситуация может повториться. Снова есть провокаторы, которые толкают народ «к действиям», к противостоянию. Это недопустимо! Но в основе-то лежит непродуманное решение о границах.

Сегодняшняя территория Ингушетии составляет чуть больше трёх с половиной тысяч квадратных километра. Это вместе с горами, оврагами, реками, водохранилищами. И даже с учетом спорной территории Сунженского района. А жителей в республике — почти полмиллиона человек. В том числе 70 тысяч чеченцев, кстати. Плотность населения у нас самая высокая в Российской Федерации. При этом численность населения стремительно увеличивается. Рождаемость в Ингушетии тоже очень высокая. Опять одно из первых мест в России. Надо ещё учесть такую ментальную особенность ингушей. Где бы ни жил ингуш, какой роскошной или наоборот скромной квартирой ни владел, богат он был бы или беден — этот человек обязательно должен иметь клочок земли в родовом селе. И должен построить там дом. В этом доме ему полагается женить сыновей, праздновать рождение внуков, проводить юбилеи. В этом доме должны собраться родственники хозяина, его друзья и земляки, чтобы провести поминки ингуша, когда закончится его земной срок.

Большинство населённых пунктов в Ингушетии уже застроены, что называется, под завязку. Теперь засыпаются землёй и камнями прилегающие к ним овраги и русла рек — там тоже ведётся стройка. По информации специалистов, в республике осталось всего лишь 80 тысяч гектаров пашни. Скоро ингушам нечего будет пахать и негде сеять. Снизу доверху, начиная с маленького сельского поселения, идет постоянное отвлечение этих земель, перевод их из категории сельскохозяйственных в категорию «земли населённых пунктов» под частную застройку. На территории Ингушетии постепенно образуется гигантский «шанхай» из сросшихся между собой поселений с перегруженной инфраструктурой. Это тяжелейшая кризисная ситуация, которая будет усугубляться со временем.

И теперь вот у крохотной Ингушетии опять хотят отрезать клочок территории!

Федеральные органы власти не должны отдавать эти вопросы на откуп местным чиновникам. Проблему границ надо решать в Москве. Не уходить в сторону. Однако Москва постоянно уклоняется от решения этих вопросов. Виданное ли дело, что Республика Ингушетия 26 лет, с момента своего создания, не имеет чётко очерченных границ? В её Конституции написаны вот такие удивительные слова: «Республика Ингушетия состоит из районов и городов республиканского значения, являющихся ее административно-территориальными единицами». Ни один из районов и городов не назван.

Повторяю: проблеме 26 лет! Я её ставил, когда был членом Совета Федерации от Ингушетии. На всех уровнях доказывал, что так продолжаться не может. Что Москва обязана решить этот вопрос.

В регион должна приехать компетентная правительственная комиссия, пригласить представителей сопредельных республик, выслушать мнения и решить вопрос с учётом всех исторических аспектов. Но меня не слушали. Из-за своей настойчивости я, в конце концов, лишился поста сенатора. Проблему всё откладывали и откладывали. На этом фоне Государственная Дума в 2008 году принимает специальный Закон «Об организации местного самоуправления в Чеченской и Ингушской республиках», обязавший парламенты этих республик принять соответствующие местные законы. Что они в 2009 году и сделали. Но чеченский парламент сначала принял закон о включении в состав Чеченской Республики двух населённых пунктов Сунженского района. А через три года «включил» в состав Чечни и весь район. В то время, как парламентом Ингушетии эти территории были включены в состав Ингушской Республики. Вот эту проблему и попытались решить Кадыров и Евкуров, заключая соглашение.

Читайте также

«СП»: — И решили.

— Но при этом линию разграничения провели по землям, уже закреплённым за конкретными сельскими поселениями. Без их ведома, без их согласия. На мой взгляд, всё можно было сделать гораздо более грамотно. Зачем Москва отдала пограничный вопрос на откуп двум генералам? Которые к тому же келейно, не посоветовавшись с народом, со старейшинами, приняли своё решение… Я думаю, если бы они посоветовались, всё обсудили с людьми, то, возможно, им удалось бы провести это своё решение. А теперь, задним числом, уже не получается успокоить народ. Уже одни люди едут на эти земли, чтобы провести «субботник» в своих родовых башнях — много лет не ездили, а тут вдруг надумали. Другие люди, «новые хозяева» этой земли, ставят там бородатых военных, которые не пускают первых… Этот порох в любую минуту может вспыхнуть.


Автор — И.М.Костоев, заслуженный юрист РФ. В прошлом — председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, затем представитель Ингушетии в Совфеде. Исса Костоев — тот самый следователь, который в 1990 году разоблачил серийного убийцу Чикатило.

От редакции: Мы готовы выслушать и другие мнения по данной проблеме.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня