Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
15 марта 2010 13:41

Игорь Трунов: За каждым нарушением в катастрофе «Боинга» стоят деньги

СКП закрыл дело по авиакатастрофе в Перми в связи с гибелью командира корабля

137

Следственный комитет при прокуратуре РФ прекратил уголовное дело об авиакатастрофе в сентябре 2008 года «Боинга» в Перми, в результате которой погибли 88 человек. Дело прекращено в связи со смертью подозреваемого в крушении — командира воздушного судна (КВС) Родиона Медведева.

Почему следствие поспешило сдать дело в архив, рассуждает адвокат Игорь Трунов.

«СП»: — Игорь Леонидович, почему дело не стоило закрывать?

— Мы разместили решение СКП о прекращении дела на своем сайте. Решение достаточно странное: в нем фигурирует большое количество нарушений, сделанных рядом должностных лиц. А вывод делается такой: виноват во всем пилот Медведев, который погиб, и поэтому дело прекращается.

В этом случае, как минимум, должны быть вынесены частные определения в адрес должностных лиц, выпустивших самолет с двумя обнаруженными и неисправленными дефектами, включая автомат связи. В частности, диспетчер допустил ряд неточностей, связанных с нарушениями нормативной документации. Оба пилота «Боинга» не имели опыта полетов на самолете такого типа, потому что в РФ не существует соответствующей программы повышения квалификации летного состава. Никто из них не проходил специальную подготовку по выводу самолета из сложных пространственных положений. Кроме того, уровень владения членами экипажа английским языком не позволял в полном объеме знакомиться с технической документацией, которая имеется только на английском. Схемы захода на посадку в аэропорт «Пермь» содержат ошибку.

За этим всем стоял непогибший пилот Родион Медведев. Поэтому речь и идет о вынесении частных определений — для устранения всего комплекса выявленных нарушений. Уголовное дело должно служить профилактике подобных правонарушений, а получается, что люди погибли, следствие провели — и сдали дело в архив. Выводов никаких, профилактики — ноль.

«СП»: — Что вы намерены делать?

— Конечно, мы с этим не согласны. Сейчас мы поставили вопрос в виде ходатайства об ознакомлении со всеми материалами дела. Часть этих материалов мы разместим на своем сайте, чтобы было понятно, о чем мы говорим. И будем обжаловать решение.

Есть в деле еще один интересный момент. Владелец самолета получил страховые выплаты — 12 миллионов долларов. А мы судимся вот уже который год, чтобы добиться страховых выплат родственникам погибших пассажиров. Получается, потерпевшим деньги не платят, а компания страховые деньги уже получила. Это неправильно.

Кстати, поскольку это был международный рейс, возмещение вреда должно осуществляться в соответствии с европейскими правилами — это 360 тысяч долларов семье каждого погибшего.

«СП»: — Эти деньги должны выплачиваться из 12 миллионов долларов страховки, которые уже получил владелец воздушного судна?

— В том числе из них.

«СП»: — То есть, вы требуете деньги с владельца самолета?

— Мы предъявили иски к владельцу, к эксплуатирующей компании, к страховой компании «Москва», которая застраховала пассажиров.

«СП»: — А денег пострадавшим вообще не заплатили?

— Мы выиграли пока одно промежуточное дело в части возмещения морального вреда на 200 тысяч рублей.

«СП»: — Но ведь согласно постановлению правительства «Об утверждении Типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна» юридически закреплена сумма выплаты родственникам погибших в авиакатастрофе в размере 2 миллионов рублей, разве нет?

— Когда дело доходит до выплаты этих двух миллионов, все заканчивается разговорами. В суде знаете, что ответчики говорят? Два миллиона — да, но надо доказать, что был ущерб причинен на два миллиона. Если докажете — получите два миллиона. А как это сделать?!

«СП»: — Дело «Боинга» прекращено как-то странно. А кому выгодно, чтобы дело закрыли?

— Чиновникам, которые вьются вокруг авиационных пассажирских перевозок. Там крутятся огромные деньги. Естественно, сверхприбыль, которая идет от авиаперевозок, в той или иной мере делится. Наведение порядка в этой сфере просто невыгодно.

За каждым нарушением в деле «Боинга» стоят деньги. Почему самолет летает с дефектами? Потому что его надо останавливать и чинить, а это — упущенная выгода. А так он летает и летает, каждый полет приносит определенную сумму. Почему летчики не прошли спецподготовку? Потому что это тоже деньги, надо платить за эту подготовку. Почему летчик не знает английского языка? Потому что его надо обучать языку, значит, опять тратить деньги. Почему летчики разбившегося «Боинга» летали полусонными, почему нарушены все нормативы продолжительности рабочего дня? Да потому, что летчиков эксплуатируют по полной программе, они не высыпаются.

За всеми нарушениями стоит желание получить сверхприбыль. И, конечно, должна быть профилактическая составляющая, воздействие правоохранительных органов в целях обеспечения нашей с вами безопасности.

«СП»: — В заключении СКП сказано, что командир судна Медведев, попытавшись самолет выровнять, почему-то фактически его завалил…

— Ну, так он не в ту сторону штурвал крутить начал! Он не прошел специальную подготовку. Медведев был обучен летать на российских самолетах. А западные самолеты имеют совершенно другую систему управления. Он дергал штурвал влево, а на западном самолете надо было дергать вправо, вот и вся разница.

«СП»: — А то, что он подшофе был — это не страшно?

— У него «шофе» было незначительным, легкая степень опьянения. Тем не менее, это тоже нарушение: кто его допустил пьяным за штурвал?!

«СП»: — Как вы думаете, вам удастся добиться пересмотра решения о прекращении дела?

— Тяжело сказать. Понимаете, здесь мы работаем полностью бесплатно. Единственная цель, которая перед нами стоит — какое-то воздействие на безопасность полетов, потому что это касается каждого из нас.

Как разбился «Боинг»

14 сентября 2008 в 05 часов 10 минут местного времени в Перми Пермского края на 1441 км транссибирской магистрали у железнодорожного перегона «Пермь-Бахаревка» потерпел катастрофу пассажирский самолет «Боинг-737−505», следовавший рейсом № СУ 821 «Москва-Шереметьево-Пермь». На борту воздушного судна находились 82 пассажира и 6 членов экипажа, которые погибли.

Согласно заключению комплексной авиационно-технической судебной экспертизы перед вылетом самолет, потерпевший катастрофу, имел две неисправности: нефукционирующие автомат управления тяги двигателей и TCAS (бортовая система предупреждения столкновений). В соответствии с перечнем допустимых отказов авиакомпании «MEL» Руководства по технической эксплуатации самолета «Боинг 737−505», данные неисправности не являлись основанием прекращения полетов, а решение о вылете уполномочен принимать командир экипажа воздушного судна.

Командир корабля Медведев P.M. и второй пилот Аллабердин P.P. были переучены и допущены к полетам на самолете «Боинг-737−505» в соответствии с Программой подготовки летного состава, утвержденной Министерством транспорта РФ. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы КВС Медведев находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Командир на всем этапе захода на посадку был отвлечен переговорами с диспетчером и неадекватно оценивал развивающуюся на борту ситуацию. Однако, когда он вмешивался в управление, его действия штурвалом были очень резкими, несоразмерными и нехарактерными для нормального пилотирования.

Из анализа переговоров экипажа и визуализации последних минут полета следует, что на заключительном этапе полета второй пилот Аллабердин просил командира взять управление на себя. На что тот ответил, что сделать этого не может. В этот же момент звучал сигнал, предупреждающий о превышении допустимого угла крена. При этом командир воздушного судна Медведев делает резкое движение штурвала влево, что добавляет угол кренения влево. Второй пилот сообщил командиру о неправильных его действиях и необходимости поворота штурвала наоборот вправо. Однако, Медведев отклонил штурвал влево в сторону увеличения крена, что в последующем и привело к заваливанию самолета на левое крыло с резким переводом в снижение. После чего предотвратить столкновение самолета с землей Медведев не смог. Таким образом, катастрофа произошла в результате его действий.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня