18+
четверг, 8 декабря
Общество

Граница без замков и даже без дверей

Главный пограничник страны помечтал на 25 миллиардов долларов

  
14

Корреспондентам «СП» стали известны некоторые подробности недавней встречи президента РФ Дмитрия Медведева и директора Пограничной службы ФСБ России Владимира Проничева, во время которой обсуждались меры по повышению технической оснащённости Государственной границы. Незадолго до этого был проведён мониторинг пунктов пропуска. По докладу руководителя одного из территориальных управлений М.Г. Смолкина, состояние этих пунктов в целом можно считать неудовлетворительным. В числе наиболее распространенных проблем: устаревшее оборудование, слабое развитие пограничной инфраструктуры, занятие пограничных территорий всевозможными хозсубъектами, не имеющими никакого отношения к контролируемым органам, охрана их частными охранными структурами и пр. Не лучше обстоят дела и в других территориальных управлениях.

В своем докладе президенту Проничев пообещал провести «плановую реализацию общего замысла по обустройству Государственной границы», оснастить её средствами, которые «на сегодняшний день полностью удовлетворяют современным требованиям».

«Мы сами знаем, в чём наши слабые места, поэтому здесь нужно в кооперации с другими ведомствами усиливать именно этот технический, технологический компонент, с тем, чтобы всё работало, как образцы из иностранных государств. А то когда камера подключается на пять минут, а потом выключается, мы с Вами понимаем — это не очень правильно. Тем не менее, работу в этом направлении следует продолжить, равно как и работу по модернизации самого облика пограничной службы», — дал указание Дмитрий Медведев.

О том, насколько реальны обещания Проничева, мы попросили высказаться руководителя Центра военного прогнозирования полковника Анатолия Цыганка.

«СП»: — Чем вызвано столь пристальное внимание президента РФ к состоянию Государственной границы?

— Вероятно, тем, что наша Государственная граница давно перестала быть, как раньше говорили, на замке. Больше того, если продолжить метафору, то можно сказать, что у нас давно сорваны с петель сами двери, ведущие во внешний мир. Большая часть пограничной линии России не прошла соответствующего международно-правового оформления и не имеет статуса Государственной границы, потому что не делимитирована (точно не определена на местности) и не демаркирована (не установлены пограничные знаки). Можно сказать, что эффективно действующая система мер по охране Государственной границы России есть только там, где она совпадает с границей бывшего СССР (т.е. с Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Японией, США, Монголией и КНДР). При общей длине границы в 61 тысячу километров, только около 10 тысяч километров охраняются по-настоящему. Остальные — сплошная прореха. К тому же с июля 2004 года пограничная служба перешла от линейного принципа охраны Государственной границы к регионально-объектовому, то есть к «очаговому».

"СП": — Не хватает пограничников?

— На такую гигантсткую границу численность погранслужбы вместе с гражданским персоналом составляет около 175 тысяч человек (для сравнения, по недавно обнародованным неполным данным, у нас в стране обеспечивают безопасность «денежных мешков» 700 тысяч вооруженных частных охранников). Но погранслужбе и эти 175 тысяч содержать очень накладно. Как известно, в 2008-м году Пограничная служба ФСБ РФ в процессе перехода на контрактную систему комплектования уволила из своих рядов последнего военнослужащего срочной службы. Поэтому в российских пограничных подразделениях служат только контрактники. А им дай квартиры, хорошие оклады. На техническое оснащение средств остаётся крайне мало.

«СП»: — А вообще, имеются ли у нас современные средства слежения за границей?

— Очень мало, особенно на сухопутной границе. Пока больше мечтаний наших руководителей о том, что в будущем граница не будет ассоциироваться только с колючей проволокой, контрольно-следовой полосой и часовыми с собаками. Её оснастят «самыми современными техническими системами охраны».

«СП»: — Хотя бы в проекте есть такие?

— Разрабатываются наземные подвижные радиотехнические комплексы и БПЛА (беспилотники), приборы сигнализации, видео- и радиолокационного, инфракрасного и тепловизионного наблюдения, сейсмодатчики, передающие информацию в режиме реального времени и другие новинки отечественного оборонно-промышленного комплекса. Их использование, как прогнозируется, не будет портить окружающий ландшафт, и одновременно позволит более качественно фиксировать нарушения границы при минимизации физического присутствия пограничников на охраняемых участках.

Лучше обстоит дело с оснащением морских границ. Ведется работа по развертыванию комплексной системы освещения надводной обстановки и раннего предупреждения противоправной деятельности в акваториях Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского морей (ОКР серии «Рубеж»). А в ближайшей перспективе аналогичные комплексы будут развернуты на Дальнем Востоке и в Арктике. В течение 2006−2009 годов приняты на вооружение пограничных органов три новых проекта современных катеров — 12200 «Соболь», 12150 «Мангуст», КВП «Марс-700» — и начато их серийное строительство. Всего с 2004 по 2009 год принято от промышленности 76 новых пограничных кораблей.

«СП»: — Во что обойдётся обустройство границы?

— Превращение былых административных границ в государственные со всей соответствующей инфраструктурой необычайно дорого. Согласно официальным российским данным, стоимость 1 километра Государственной границы составляет порядка 500 тысяч долларов. На деле, как известно, у нас все значительно удорожается. Но даже если взять официальную цифру и умножить её на 50 тысяч километров необустроеннолй границы, то получится, что мечты господина Проничева могут обойтись казне в 25 000 000 000 долларов.

«СП»: — Стоит ли платить такие бешеные средства, если у нас законодательно оформлена прозрачность границ, и никакие шпионы через контрольно-следовые полосы не ходят, а пользуются самолётами, поездами и другими законными средствами проникновения в страну?

— Сегодня дело вовсе не в шпионах. На мой взгляд, имеются другие серьезнейшие опасности, от которых должны бы ограждать страну пограничники. Весьма опасной представляется тенденция роста количества незаконных мигрантов, проникающих на территорию Российской Федерации. Функционирование каналов незаконной переправки в Россию и в страны Западной Европы граждан Афганистана и других азиатских государств свидетельствует об уязвимости наших границ, что, несомненно, компрометирует государство, наносит ему значительный политический ущерб.

Кроме того, Россия несет еще и дополнительные материальные расходы в случаях выявления уже в Европе незаконных мигрантов, прибывших из нашей страны, так как они подлежат выдворению в ту страну, откуда прибыли. Но и это лишь часть беды, которой обернулась для нас, так называемая «прозрачность» границ. Она существенно облегчает жизнь криминалу всех мастей: незаконный оборот наркотиков, оружия, драгоценных металлов, контрабандное перемещение грузов. И до той поры, пока Государственная граница не станет по-настоящему охраняемой, в буквальном смысле «закрытой на замок», вряд ли удастся кардинально решить эти проблемы и эффективно противостоять валу преступности.

Анализ свидетельствует, что в настоящее время поток иностранцев, следующих в Россию, превышает аналогичные показатели 1991−1992 годов в 4−5 раз. По некоторым источникам, в настоящее время в России нелегально находится до 5 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ещё более страшная опасность — вал наркотиков. Эксперты ООН утверждают, что с 2001 года, когда США вторглись в Афганистан, площадь плантаций опиумного мака здесь увеличилась в 10 раз и составляет 70 тысяч гектаров. Посевы множатся, растет отлаженное производство «зелья». Афганские власти не в силах взять ситуацию под контроль, США вообще не хотят решать эту проблему.

Пограничные войска России пытаются сдержать вал наркотиков, перевозимый и переносимый курьерами. Ежегодно они задерживают по нескольку тонн героина.

Но, как показывает международный опыт, пограничные и таможенные службы в состоянии выявить лишь 5−10% от общего объема контрабанды.

Единственное, что мы можем противопоставить этой угрозе, — серьезно заняться инженерным оборудованием казахстанского участка госграницы. А чтобы хватило средств, нужно сделать его приоритетным, временно приостановив техническое оснащение других пограничных направлений.

Из досье «СП»:

Протяженность государственной границы Российской Федерации, км
Участок границы СухопутнаяРечная и озернаяМорскаяВсего
с Норвегией43,0152,823,3219,1
с Финляндией1091,7180,154,0 1325,8
с Эстонией89,5235,3142,0466,8
с Латвией137,2133,3-270,4
с Литвой29,9236,122,4288,4
с Польшей203,30,832,2236,3
с Беларусью857,7381,3-1239,0
с Украиной1500,2425,6320,02245,8
с Грузией819,456,122,4897,9
с Азербайджаном272,455,22,4350,0
с Казахстаном5936,11576,7 85,87598,6
с Монголией878,6606,4-3485,0
с Китаем650,33559,0-4209,3
с КНДР-17,322,139,4
с Японией--194,3194,3
с США--49,049,0
Кроме того, на морях
на Балтийском море--126,1126,1
на Черном море--389,5389,5
на Каспийском море-— 580,0 580,0
на Тихом океане--16997,016997,0
на Северном Ледовитом океане--19724,119724,1
Всего14509,37616,038807,560932,8

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня