25 марта в Мурманской области двенадцать сотрудников 64-го управления начальника работ (УНР-62) морской инженерной службы Северного флота объявили голодовку. Это — отчаянная попытка добиться выплаты денежного довольствия, которое задерживают уже более года.
Председатель объединенной профсоюзной организации тыла Северного флота Олег Резников рассказал корреспонденту «СП» о том, что участники голодовки будут поддерживать жизнь только водой. В известность уже поставлены минобороны, городские власти и УВД. Резников также отметил, что среди голодающих есть пожилые люди.
Вечером 25 марта в Мурманск прибыл первый заместитель главного военного прокурора России Александр Мокрицкий для оценки ситуации. На данный момент известно следующее.
УНР-62 занималось строительством и ремонтом военных причалов в Мурманской области. Из-за перебоев с финансированием начался рост долгов по заказам и зарплате. В 2010 году УНР-62 наряду с еще 40 предприятиями вошло в состав новой структуры — «Оборонстрой». Однако долги по зарплате остались у прежней структуры. Общий долг по зарплате составляет приблизительно 14 миллионов рублей.
Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко 25 марта заявил о том, что «выбил» из министерства обороны 10 миллионов рублей. Это позволит рассчитаться с долгами по зарплате за период до 1 ноября 2009 года. Оставшийся долг, видимо, пойдет в фонд провальных реформ.
Ситуация вполне характерная для нынешнего состояния реформируемых Вооруженных сил. На том же Северном флоте в течении нескольких месяцев — это уже третий скандал с длительной невыплатой денежного довольствия военнослужащим и вольнонаемным работникам.
Офицеры и сотрудники ФГУП «Военно-морское строительное управление Северного флота» 10 месяцев не получают денежное довольствие. Как сообщил начальник 5358 строительно-монтажного участка Валерий Литвинюк, факты невыплаты денежного довольствия подтверждаются судебными решениями № 676 от 09 июня 2009 года и № 487 от 19 мая 2009 года Североморского военного суда. Решения суда до сих пор не исполнены. Задолженность по зарплате составляет около 400 тысяч рублей у каждого офицера.
Согласно приказу минобороны, строительные войска должны были быть расформированы с 1 марта, но переходу офицеров на другое место службы мешают долги по зарплате. Минобороны отказывается погашать долги перед офицерами. Прокуратура изучила этот вопрос и вынесла протест. Но и протест прокуратуры пока остался без реакции. Ситуация усложнена тем, что 3 июля 2009 года ФГУП «Главное управление обустройства войск», в которое входит ФГУП Северного флота, переименовано в ОАО «Главное управление обустройства войск». Соответственно, ФГУП Северного флота на основании указа президента № 1359 тоже должно быть акционировано. Но из-за долгов, составляющих почти 1 млрд рублей, этого не происходит. Управление остается в численном составе Вооруженных сил РФ, а значит, деньги на финансирование учреждения из федерального бюджета выделяются. Но где они — неясно.
Недавно работники оборонного судоремонтного завода Северного флота в Росляково (Мурманская область) провели акцию протеста против невыплаты зарплаты. 120 человек пришли в цех, но не стали выполнять никаких работ. Оказывается, минобороны в течение 5 месяцев не выплачивало заработную плату восьми (!) судосторительным и судоремонтным предприятиям. Общая задолженность составила 150 миллионов рублей. Минобороны перечислило в конце концов 42 миллиона рублей после того, как профсоюз Северного флота объявил о начале подготовки к масштабному митингу протеста в Мурманске.
Почему же минобороны позволяет себе такое издевательское отношение к людям? Неужели нет закона, защищающего права офицеров и служащих получать за службу и работу причитающееся денежное довольствие? Конечно, есть. Ещё 26 июля 2007 года тогдашний президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым предусматривается расширить круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за невыплату зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных выплат. К таким лицам отнесены руководители организаций и работодатели — физические лица. Кроме того, увеличен размер штрафов за совершение указанных деяний. За невыплату заработной платы свыше двух месяцев с работодателя взыскивается штраф до 120 тысяч рублей или в размере его заработной платы за период до 1 года. В качестве альтернативного варианта может применяться наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Если невыплата заработной платы повлекла за собой тяжкие последствия, штраф возрастает до 500 тысяч рублей, либо с осужденного взыскивается его заработная плата за период до 3 лет. Альтернативный вариант — лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Правда, закон этот практически не действует. В июне 2009 года президент России Дмитрий Медведев, разбираясь с фактами невыплаты зарплаты, даже не упомянул о нем. Он только предупредил глав регионов, что будет отстранять их от должности в случае отсутствия контроля за ситуацией с задолженностью по зарплате. «Или они сами будут заниматься этими вопросами, или мне придется принимать решение об их увольнении от должности, независимо от их заслуг», — заявил Медведев в ходе видеоконференцсвязи со своими полпредами в федеральных округах. До сих пор никого не сняли.
Правда, единственная весточка о том, что заработал «путинский» закон, поступила в СМИ как раз в день начала голодовки на Северном флоте — 25 марта 2010 года. В этот день в Москве за невыплату зарплаты осужден бывший и.о. гендиректора авиакомпании ООО «ЭйрЮнион» Сергей Быков. Мировой судья судебного участка N416 г. признал его виновным по ч.1 ст.145−1 Уголовного кодекса РФ (невыплата свыше двух месяцев заработной платы). Судом установлено, что в 2008 году Быков не погасил задолженность по заработной плате за июль 2008 года перед 24 работниками. В результате размер долга составил почти 2,5 миллиона рублей. Суд, учитывая ряд смягчающих обстоятельств по делу, в том числе наличие у подсудимого на иждивении малолетнего ребенка, назначил ему наказание в виде штрафа в размере 60 тысяч рублей.
Конечно, можно говорить о мягкости приговора. Но хорошо уж то, что лёд тронулся. Возможно, мы доживём до такого уровня заботы государства о людях труда, а не о чинушах, когда обвинительное заключение будет предъявлено какому-нибудь инициатору провальных реформ, типа Сердюкова, за невыплату сотен миллионов рублей заработной платы и доведения людей до голодовок и забастовок.