18+
среда, 7 декабря
Общество

«Реагирование на чрезвычайные ситуации не входит в концепцию «России 1»

Почему CNN и BBC освещали теракт в метро подробнее российского ТВ

  
48

Два взрыва в столичном метро, прогремевшие утром 29 марта, на несколько часов стали одной из главных мировых новостей. Терактам в Москве были посвящены спецвыпуски информационных телеканалов, сообщения о взрывах стояли на главных страницах большинства международных новостных сайтов. Наиболее полная картинка с места событий — а журналисты собрались и около станции «Лубянка», и рядом с вестибюлем «Парка культуры» — была у телеканала CNN, а из российских телеканалов — у Russia Today и «Россия 24». Достаточно оперативно освещали ситуацию и радийщики — информационные «Эхо Москвы» и «Русская служба новостей».

Что касается зрителей российских федеральных каналов — «Первого», «России 1», НТВ — то там сообщения о терактах в столицах появились внутри стандартной утренней сетки программ; утренние же эфиры у всех трех телеканалов развлекательные, рассчитанные на тех, кто утром не пошел на работу и остался дома. Поэтому для многих, кто включил телевизор в надежде узнать больше о трагедии в метро, оказалось шоком увидеть в эфире стандартные утренние передачи и рекламу без поправки на чрезвычайное происшествие.

Известный журналист и медиаменеджер Антон Носик в своем блоге пишет: «В 11:30 <…> Вот, что я увидел. По „Первому каналу“ выпуск 40-минутной потребительской передачи „Контрольная закупка“ прерван длиннющей рекламой Orbit, Нурофена и L’Oreal. По „России“ дают 20-минутный выпуск местных новостей, он целиком посвящён терактам в Москве. Сейчас там Ксения Корнеева из ОАО „Вымпелком“ оправдывается за перебои со связью у „Билайна“, до этого были прямой репортаж от „Склифа“ и с „Парка культуры“. Выпуск досрочно прервался рекламой диванов и кресел, жевательной резинки, липосакции, единой городской службы недвижимости, капусты в собственном соку, банка „Глобэкс“, концертов Хампердинка в „Крокусе“, творога от компании „Вамин“, поездок в Турцию, скидок на услуги стоматолога, фильтров для воды, гипермаркетов мебели „Вэйпарк“, книжной коллекции „МК“, риэлтерских услуг, ледового шоу Плющенко, скидок на пластические операции, снова диванов и кресел, анонсом сериала „Телохранитель-3“, затем так же досрочно начался новый русский сериал „Тайны следствия“. По ТВЦ в программе „События“ дотошно анализируют статью Александра Шохина о модернизации. По НТВ демонстрируется фильм „Сыщики“ с рекламными паузами. На „Рен-ТВ“ вместо заявленного в сетке ток-шоу „Час суда“ с Павлом Астаховым дают прямую трансляцию с „Парка культуры“. По „Пятому каналу“ идут „Бриллианты для диктатуры пролетариата“ (1975). По „Столице“ показывают документальный фильм „Подводные сокровища“. И, разумеется, без пауз и перерывов на рекламу прокладок передаёт новости о теракте канал „Россия-24“».

В московском бюро телеканала CNN отметили, что организация прямых эфиров, оперативное реагирование в режиме он-лайн — международный стандарт работы этого телеканала. Отметим, что эта телевизионная корпорация, организованная в 1980 году, стала пионером круглосуточного чисто информационного вещания. В медиа-аналитике уже закрепился термин «CNN-эффект»: он означает влияние прямого информационного вещания на развитие освещаемой чрезвычайной ситуации. Впервые этот эффект полностью сказался во время операции «Буря в пустыне» 1991 года, когда действиям американцев с помощью журналистов была обеспечена отменная пиар-поддержка.

«То, что CNN оказались первыми — это результат простой вещи: крупные западные агентства и информационные ресурсы работают по жесткому новостному стандарту, — комментирует работу телеканалов Григорий Нехорошев, собственный корреспондент BBC в Москве в 90-е годы. — Есть событие — надо как можно быстрее дать о нем информацию. А вот «административных» стандартов, которые имеются в российских телекомпаниях, у западных журналистов нет.

Именно административные затруднения стали причиной того, что российские федеральные телеканалы на несколько часов отстали от западных и даже от наших спутниковых каналов в освещении терактов в метро. Чтобы дать сюжеты в эфир и тем более перестроиться на экстренную сетку вещания (а это нужно было бы сделать, ведь событие произошло чрезвычайное!), руководству каналов нужно было получить множество согласований «наверху».

В последние лет 5, насколько я знаю, в штате российских телекомпаний есть особый человек, контролирующий политику и эфир — как правило, в этих должностях работают сотрудники спецслужб. Вот эти люди и занимаются согласованиями, а с нашей бюрократией подписей нужно собрать много, дело это небыстрое. Вот и получилось, что отстали на несколько часов в родном городе. И даже утренние сетки программ поначалу не изменили.

И еще один момент, может быть, самый печальный. На российском ТВ с каждым годом всё меньше профессионалов, умеющих работать с прямым эфиром, делать новостное покрытие по экстренным темам. Судя по тому, как показывает наше ТВ, большинство толковых новостников оттуда ушли — на радио, в зарубежные телекомпании или куда-то еще. Некоторые высокие профессионалы, правда, остались — но они слишком обросли связями и отношениями во власти, они работают уже в другом жанре. Например, в Чечне в 90-х годах работали два «звездных» телерепортера — Елена Масюк и Аркадий Мамонтов. Профи высочайшего класса. Но Масюк теперь ушла в преподавательскую работу, а Мамонтов остался, теперь он разоблачает в своих репортажах «шпионские камни». Не знаю точно, почему Аркадий так поступил — но могу догадываться: всем хочется, в общем, хорошо жить.

Можно сказать, что наше телевидение изрядно деградировало — даже по сравнению с 90-ми годами. Тогда — я работал на одном из федеральных каналов в ельцинские времена — подобные новости тоже надо было согласовывать, но это занимало минуты, а сейчас — часы. Разница понятна. Что касается разговоров о том, что «нельзя давать террористам трибуну» — это отголосок марксистко-ленинского понимания СМИ как «коллективного агитатора, пропагандиста и организатора». Опять же, подобные мысли звучали и в 90-е годы, например, по поводу освещения теракта в Буденновске — но тогда ограничить пытались всего лишь комментарии и заявления боевиков, а не само сообщение о происшествии".

В пресс-службе Всероссийской государственной телерадиовещательной корпорации (ВГТРК), в структуру которой входят телеканалы «Россия 1» (ранее просто «Россия», РТР) и «Россия 24», корреспонденту СП рассказали, что организация специального информационного вещания в случае чрезвычайных ситуаций не входит в концепцию «России 1»:

«Телеканал «Россия 1» реагировал в соответствии с его концепцией. Первый спецвыпуск новостей, в котором мы сообщили о теракте, пошел в эфир

в 8.30, в рамках программы «Доброе утро», а в виде бегущей строки новость появилась еще раньше. После этого во всех новостных передачах мы показывали новейшие данные. Выпусков новостей у нас в сетке очень много, так что фактически все они и стали экстренными.

Другое дело, что мы не стали менять саму новостную сетку и переключаться на непрерывное новостное вещание с повторами. Этим занимаются специализированные новостные каналы, в нашем случае — «Россия 24», они подключились сразу и выдавали постоянные повторы для тех, кто только что включил телевизор. У канала «Россия 1″ просто другая задача».

Отметим, что минута рекламы на федеральном телеканале, по данным одного из столичных рекламных агентств стоит не менее 5000 долларов. Соответственно, решение о прерывании рекламных роликов, что было бы уместно при теракте такого масштаба, обошлось бы каждому из телеканалов в сотни тысяч долларов.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня