Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
25 апреля 2010 11:19

Калининград и Кабул скоро станут городами-братьями

Самый западный регион России все больше напоминает «отрезанный ломоть»

13

В Калининграде из тюрьмы под залог вышли экс-руководители регионального авиапредприятия КД-авиа, которое с недавних пор принадлежит банку «Санкт-Петербург». То есть, сыну питерского губернатора Сергею Матвиенко? Такая вот рокировка в длинную сторону, из-за которой калининградцы в очередной раз почувствовали себя запертыми в эксклаве. Их конституционное право на свободное передвижение по своей стране и без того весьма затруднено. В поезде из самой западной российской области в Россию можно проехать только при наличии загранпаспорта. На самолете — по общегражданскому, но это дорого, а теперь, с банкротством местного авиаперевозчика, еще и жутко неудобно. Как будто специально все делается для того, чтобы калининградцы чувствовали себя «отрезанным ломтем», который России уже не нужен…

Корреспондент «СП» обсудил эту проблему с политологом Владимиром Абрамовым.

«СП»: — Владимир Николаевич, что, по-вашему, происходит с крупнейшим местным предприятием? Бывший владелец КД-авиа, выйдя из СИЗО, туманно рассуждает о рейдерстве…

— Вся история КД-авиа — очень мутная история времен передела собственности в стране недоразвитого рынка и псевдодемократии. Когда в девяностых годах все рассыпалось, на базе Аэрофлота было около двух тысяч маленьких компаний. Это, конечно, безумие, у большинства из них было три-четыре подержанных «тушки», понятно, что должен был идти вполне закономерный процесс консолидации этого рынка. Но у нас он шел с особым зверством, потому что в девяностые годы денег было мало. И потом, когда в конце девяностых начали выходить из штопора, в числе выживших была и КД-Авиа. В качестве собственников которой в ту пору числилась и областная администрация, но особой выгоды тогда получить было нельзя. Надо было вкладывать средства в модернизацию, в том числе и так называемого международного аэропорта Храброво — такого сарая поискать. По-моему, чисто Африка была.

«СП»: — Обижаете Африку!

— В какой-нибудь конголезской провинции то же самое, только теплее. И когда затем начался процесс трансформации КД-авиа, он шел мутно, на шаткой правовой базе. Взяли в лизинг подержанные «Боинги», плюс народ в нулевые стал активнее ездить за границу, в этих условиях КД-авиа хорошо зарабатывал на чартерных рейсах, в Турцию, Египет, на европейских маршрутах. В 2007 они даже вошли в десятку крупнейших авиакомпаний России, что для региональной компании — большой успех. С точки зрения транспортной логистики они работали совершенно правильно. Получали прибыль там, где ее можно было получить. Что же касается финансовой стороны дела, то там сам чёрт ногу сломит. Выпуск каких-то акций, получение кредитов, да и взятые в лизинг лайнеры надо было оплачивать. Не хочу никого обвинять, это делает только суд, но складывается впечатление, что производились какие-то финансовые аферы. Игры какие-то. И тут совпали два негативных процесса: один — это очередной кризис, который снова очень жестко ударил по гражданской авиации России, да и мира в целом, — объем перевозок упал, — и тут же резко ухудшились условия кредитования. Раньше можно было перекредитоваться у одних, отдать другим, цепочка дешевых денег очень длинная. Но началась очередная драка за передел собственности. Там ведь есть еще и аэродром. КД-авиа чуть ли не единственная компания в России, у которой в собственности находится аэродром. Это дает ей существенные преимущества.

«СП»: — В КД-авиа так долго говорили о создании хаба!

— Хаб — это красивая мечта, вполне реализуемая, над которой еще работать и работать. Довести аэропорт до приличного европейского уровня. Вот построить хотя бы десятую долю того, что мы видим в аэропорту Копенгагена — было бы очень хорошо и замечательно.

«СП»: — Государство перечисляло средства на эти цели не раз…

— Деньги поступили, но в результате запутанных финансовых схем они исчезают, зато множатся долги, причем они умножаются лавинообразно. И долговые обязательства КД-авиа, по словам господина Бооса, уже не то 10, не то 15 млрд рублей. В этих условиях обещание Путина перечислить 4 млрд рублей — все равно что их выкинуть.

«СП»: — А что же означала телекартинка в теленовостях, когда Путин широким жестом давал калининградскому губернатору деньги на решение социальных проблем КД-авиа?

— Это означало, что и на федеральном уровне в эту ситуацию до конца не въехали. 200 млн рублей выплачено как материальная помощь, а теперь сотрудники требуют возвращения еще и зарплаты. Это по-человечески понятно, но все-таки — за что зарплата? Ведь они уже полгода не работают.

«СП»: — Там возникли серьезные социальные проблемы.

— Да, две тысячи человек внезапно оказались у разбитого корыта. Новая администрация аэропорта берет на работу только часть бывших сотрудников. Финансовая практика в наших условиях хуже джунглей с людоедами. Процедура внешнего управления в российской практике приводит не к санации, а к уничтожению предприятия. Потом не найдешь даже и места, где это предприятие было. Все разворовывается моментально. Вот об этом направлении нашей псевдоэкономической деятельности кто-то из олигархов рассказывал так: из 20 тысяч внешних управлений в России за десятилетие санировано 2 тысячи предприятий, а 18 тысяч — уничтожены. Это о чем-то говорит? Да, у нас есть неэффективные предприятия, но не столько же.

Для удовлетворения требований кредиторов распродается имущество КД-авиа, прежде всего аэропорта. Его продают за 17 млн рублей, тут же арбитраж накладывает арест на все это безобразие, сделка объявляется ничтожной, уж больно за дешево продали. В результате всех этих манипуляций КД-авиа вытеснили с рынка, его маршруты перехватили.

«СП»: — Вот и бывший владелец авиапредприятия, выйдя из СИЗО, жалуется на жизнь. Его, мол, банк «Санкт-Петербург» обманул…

— Жизнь марсианских бактерий меня интересует больше, чем сюжеты о том, насколько один миллиардер стал беднее, а другой богаче. А вот калининградцам жить стало сложнее. Удовольствие летать за границу через Москву я хотел бы оставить столичным жителям.

«СП»: — Как аэропорт выживает в этих условиях?

— Это пока не аэропорт Кабула, к счастью, но, по-моему, ситуация развивается именно в том направлении. Стало хуже. Что до рядовых сотрудников КД- авиа, им, конечно, нужно выплатить долги. Но и топ-менеджеры требуют себе зарплату по 10−20 миллионов рублей. Что они такого там сделали, на этом разрушенном предприятии, чтобы такую зарплату получать? Перед топ-менеджментом какие долги? Это у них долги. Им надо давать не 10 миллионов, а пять лет общественных работ, послать их второй БАМ тянуть в тайге. В общем шуме вокруг КД-авиа идет ловля рыбы в очень мутной воде.

Пора уже завершить всю эту бодягу с КД-авиа и с аэропортом. Чтобы они не превращались в такой же памятник финансового новорусского дебилизма, как Дом советов, который стоит в центре Калининграда без использования 20 лет. В арбитражном суде идут бесконечные разборки. Какой в них смысл? Одним продали, потом отняли, и потом суд… У нас делить и отнимать получается лучше, чем умножать и прибавлять.

Реконструкция аэропорта не закончена, на нее потрачены государственные миллиарды. Зарыты в землю? Если не довести до ума, значит, они потрачены зря. А ведь вокруг нас море конкурентов. В том числе и зарубежных, никто не будет ждать, когда мы наконец-таки придем в себя. КД-авиа — тот самый случай, когда надо растащить хозяйствующих субъектов, дать им по зубам и продолжить проект. А кто у кого что украл, этим пусть занимаются следственные органы.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня