В Тюмени возбуждено уголовное дело в отношении главного редактора газеты «Вечерняя Тюмень» Владимира Ефимова. Его подозревают в возбуждении вражды и ненависти к сотрудникам милиции.
Дело возбуждено следственными органами СКП по Тюменской области. Следствием установлено, что Ефимов подписал в печать два номера газеты от 23 апреля и 30 июня 2008 года общим тиражом более 19,7 тыс. экземпляров, на страницах которой были размещены статьи, содержащие признаки возбуждения вражды и ненависти к сотрудникам милиции как социальной группе, говорится в сообщении на сайте СКП. Наличие признаков нарушения закона в статье удостоверили сотрудники Уральского регионального центра судебной экспертизы.
Сам Владимир Ефимов, который сейчас находится в Санкт-Петербурге, признался «СП», что не знает, о каких публикациях идет речь. Но догадывается, кто мог инициировать дело против него. Он считает, что эта история связана с вышедшей в его газете два года назад заметке о связи Анастасии Раковой, которая является заместителем руководителя аппарата правительства РФ, и Сергея Собянина, руководителя аппарата правительства РФ.
— Это просто женская месть, — уверяет Ефимов, — Я сегодня проснулся и на меня обрушился шквал звонков, — все звонят и говорят, мол, на тебя дело завели за разжигание ненависти к сотрудникам милиции. Я пока пытаюсь понять ситуацию. Но откуда ветер дует, я догадался.
«СП»: — Но ваше издание освещало милицейскую тематику?
— У нас выходили заметки о работе сотрудников милиции, но в разумных рамках и достаточно корректные. К каким публикациям задаются вопросы, я не понял. Наверное, можно найти что-то криминальное в любой заметке, было бы желание. А с милицией у меня хорошие отношения. Они ко мне домой приезжают День милиции отмечать.
«СП»: — Если милиция не при чем, то как вы думаете, в чем же дело?
— В 2008 году у нас была опубликована маленькая, совершенно безобидная заметка в разделе «Слухи» о том, что Настя Ракова беременна от Сергея Собянина. Когда-то она была его секретаршей, теперь в 34 года занимает столь высокий пост в аппарате правительства ПФ. Об их отношениях говорят многие. Мы написали. Барышне это, естественно, не понравилось. Вот она и дала команду «фас». А свою вендетту закамуфлировала под разжигание социальной розни к сотрудникам милиции. Причем здесь милиция? Это просто повод для того, чтобы докопаться. Естественно, доказательств фактических у меня нет, но есть интуиция. Осла, как говорится, узнают по ушам. А уши, как я вижу, из этого дела торчат Настины.
«СП»: — Почему же дело завели только сейчас, а не в 2008 году?
— «Движуха» началась сразу после того рокового текста. Я немедленно почувствовал, что тучи сгущаются. Постоянно кто-то мне названивал, моим знакомым тоже. Много всего было. Например, захожу однажды в свой подъезд, домофон сломан, все лампочки разбиты. С четырех сторон меня окружают и избивают. После этого даже лежал в больнице. Почему именно сейчас инициировали это дело, я не знаю. Может быть, у Насти весеннее обострение. Мы с ней, кстати, сталкивались и до этой роковой заметки. Когда Сергей Собянин был губернатором, он подал в суд на меня за публикацию в газете сведений, порочащих его честь и достоинство. Ничего крамольного в тех материалах так же не было. Интересы его в суде представляла как раз Настя. Она тогда занималась всеми юридическими делами. Конечно, я дело проиграл. Потом мы с Собяниным помирились, сейчас у нас нормальные отношения, а Настя все никак не успокоится. Вероятно, женщины лучше поймут ее мотивы.
«СП»: — Что вы планируете теперь делать?
— Как говорит Дмитрий Анатольевич, я еще не вкурил эту ситуацию. Может, нужно уже сушить сухари? Как мне правильно поступить, я пока не знаю, но это такая ерунда, что из-за маленькой заметульки идет такая грызня… Сколько там про Путина написали и забыли уже все… А тут задели секретаршу… Здесь не политика, здесь амбиции людей, которые туда попали.
В тюменском СКП, возбудившим уголовное дело, версию редактора называют более, чем странной.
— Об истории с Раковой я вообще ничего не слышал, — говорит старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тюменской области Евгений Казаков. — Ситуация вот какая. У нас в ГУВД расследуется дело по факту вандализма. Оно изначально было никак не связано с делом «Вечерки». В ходе обыска у одного из фигурантов были найдены два номера этой газеты. После того, как их изучили, посчитали, что там есть нелицеприятные высказывания в адрес сотрудников милиции. Хотя и не напрямую оскорбительные, но все же. Эти материалы были направлены на экспертизу в Екатеринбург. Эксперты дали заключение: да, имеются признаки возбуждения вражды и ненависти к сотрудникам милиции, как к социальной группе. После этого милиционеры направили эти материалы к нам — чтобы мы провели проверку, и сами принимали решение о возбуждении или не возбуждении уголовного дела.
«СП»: — А что говорилось в заметках такого криминального?
— Ну вот, например, отчет о флэш-мобе. «Посидели пять минут, кому хотелось поскандировали: „Нет милицейскому беспределу“, встали и пошли себе по делам. Но тут как из-под земли выскочил этот самый „милицейский беспредел“ в образе подполковника Сычева и говорит…» Дальше читаю: «Бухало высокое начальство или нет, но это весьма вероятно… Приказы менялись один за другим, как тосты после каждой рюмки». И все в таком же духе.
«СП»: — Почему только через два года после выхода газет было возбуждено уголовное дело?
— Трудно сказать. Может, обыск поздно прошел, может, экспертиза долго длилась. Сами мы дело возбудили только на днях.
Из досье «СП»
Газета «Вечерняя Тюмень» зарегистрирована Западно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ № 17−0522 от 3.12.2002 г. Индекс подписки 42999 Учредитель и издатель — автономная некоммерческая организация Российский Центр Региональной Прессы
Периодичность — 1 раз в неделю.
Тираж — 10 000 экз.
Что грозит редактору
Статья 282 ч.2 п."б" УК РФ (возбуждение вражды и ненависти в отношении социальной группы, совершенное с использованием средств массовой информации, лицом с использованием своего служебного положения).
Наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.