Общество

Российский морской флот может пополниться «убийцей авианосцев»

Речь идет о крейсере «Украина», который с начала 90-х стоит у причала завода в городе Николаев

  
70

Корабль еще при СССР был построен на 75%, но у незалежной Украины не хватило денег, чтобы самостоятельно его достроить и эксплуатировать. Теперь же, после потепления отношений между Украиной и Россией, поползли слухи о возможной продаже ракетоносца российской стороне.

Крейсер «Украина» (до распада СССР носил имя «Адмирал Лобов») — близнец флагмана Черноморского флота «Москвы», — корабля, который называют «убийцей авианосцев». В предыдущие годы Минобороны Украины безуспешно вело переговоры о возможной продаже крейсера, в качестве потенциальных покупателей назывался Китай, но сделка так и не состоялась. Украинские националисты, в свою очередь, требовали ввести крейсер в строй, чтобы показать «кузькину мать» российскому флоту. Впрочем, пустая казна сделать этого не позволяла.

Известно, что купить «Украину» ранее предлагали и России, однако до последнего времени Москва интереса к кораблю не проявляла. Директор Казенного исследовательско-проектного центра кораблестроения (Николаев) Евгений Борисов пояснял это тем, что крейсер является устаревшим. Он был заложен еще в 80-е годы, а технический проект корабля утвержден еще в 1974 году.

Неожиданно в конце апреля член комитета Госдумы по вопросам обороны Михаил Ненашев публично заявил о том, что Россия по-прежнему заинтересована в приобретении «Украины». «Он может быть принят в состав Черноморского флота. Этот корабль нам нужен», — сказал парламентарий.

Будто бы в подтверждение этих слов, спустя несколько дней правительство Украины внесло в Верховную Раду проект постановления о переименовании крейсера. В кулуарах поползли слухи, что чиновники хотят избавиться от символического названия «Украина» перед продажей корабля России.

В посольстве РФ на Украине «Свободной прессе» подтвердили интерес Москвы к приобретению крейсера. «Однако все будет зависеть от условий, которые выставит украинская сторона», — сказал российский дипломат.

— Если Россия действительно собирается покупать крейсер, это можно только приветствовать, — заявил корреспонденту «Свободной прессы» первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий.

— Я не знаю депутата Госдумы Ненашева, но когда прочитал о его заявлении, я его хотел обнять и крепко поцеловать. Оказалось, что в России есть думающие и смотрящие вперед люди, правильно оценивающие среднесрочные и долгосрочные перспективы. Возобновление сотрудничества в кораблестроении с Россией могло бы обеспечить долговременную загрузку украинских предприятий.

«СП»: — Почему Киев выставляет на продажу крейсер «Украина»?

— У нас никогда не хватит сил, ни технического, ни технологического потенциала, чтобы самостоятельно строить и эксплуатировать эти корабли. К тому же, Украине такие крейсеры не нужны. Украина — не океанская держава. Это ведь «убийцы авианосцев». Другое дело, что, достроив этот крейсер, строя другие корабли для России, Украина могла бы существенно поднять свое судостроение.

«СП»: — Но ведь есть мнение, что крейсер «Украина» устарел.

— Конечно, мне приходилось слышать, что идеология крейсера формировалось еще в 70-х годах, оружие — в 80-х годах, он устарел и т. д. Но я хочу сказать, что корабли такого класса строятся не на 10−15 лет, они эксплуатируются десятки лет. И я более чем уверен, что крейсер наверняка можно довести до ума и эксплуатировать в соответствии с его основным боевым назначением.

«СП»: — Если все-таки будет принято решение о достройке корабля, сколько это может занять времени?

— Понимаете, если россияне захотят крейсер в том виде, в котором он первоначально предполагался, то это займет немного времени. Ну, может, год-два. Но я не исключаю, что россияне захотят поменять какие-то системы. Так что сроки в значительной степени будут определяться видением русских флотоводцев и ресурсами, которые они захотят выделить на достройку крейсера.

«СП»: — Много ли денег нужно на достройку корабля?

— Ранее я слышал сумму в районе 90 млн гривен (более 10 млн долларов, — ред.). Но все зависит от того, какой россияне захотят получить корабль. Не исключено, что на крейсере будет проведена серьезная модернизация. Тогда упомянутая мной сумма — копейки.

«СП»: — И, все-таки, по вашему мнению, нужен ли российскому флоту такой корабль?

— Безусловно. Россия — океанская держава и должна иметь значительный флот. У России, напомню, протяженность береговой линии составляет около 30 тысяч километров. К тому же, сейчас для крупных мировых государств очень важно присутствие в мировом океане. Вспомните, как «Шапошников» отбил танкер у пиратов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня