18+
четверг, 8 декабря
Общество

РПЦ отбирает у калининградцев кирхи

Находившиеся там филармония и кукольный театр будут заменены на православные храмы

  
248

Калининградской епархии Русской православной церкви (РПЦ) переданы в безвозмездную собственность две бывшие немецкие кирхи. Об этом говорится в распоряжении председателя правительства России Владимира Путина.

Кирха, расположенная в поселке Владимирово Багратионовского района (1350 год постройки), и кирха в поселке Дружба Правдинского района (XV век), находятся в федеральной собственности. Согласно документу, эти здания передаются «для использования в функциональных целях».

Активное наступление РПЦ на учреждения культуры и культовые сооружения в Калининграде началось год назад. В мае 2009 года патриарх Кирилл обратился к Владимиру Путину с просьбой передать в ведение Русской православной церкви калининградский Кафедральный собор. Против этого категорически выступил директор областного учреждения культуры «Музей Кафедральный собор» Игорь Одинцов. А после того, как выяснилось, что собор не введен в эксплуатацию и на реставрацию требуется еще 200 млн. рублей, вопрос передачи собора в собственность РПЦ заглох.

Однако уже прошлой осенью епархиальное управление Калининградской и Балтийской епархии РПЦ подало в местные органы власти заявление с просьбой о передаче здания бывшей немецкой кирхи, в котором ныне располагается органный зал (бывшая кирха Святого семейства), в свою собственность. Кроме того, епархия претендует на здание Калининградского кукольного театра, который размещается в бывшей кенигсбергской часовне — кирхе королевы Луизы.

Калининградская общественность выступила резко против передачи бывших культовых зданий, которые уже заняты учреждениями культуры — музеем, театром или филармонией. Тем более, собор на острове Кнайпхоф, где похоронен Иммануил Кант, по общему мнению, должен остаться историко-культурным символом Калининграда. Не говоря уже о том, что он никогда не принадлежал Русской православной церкви. То есть, о возвращении имущества, реституции тут речь не идет.

Но пока общественность билась за символы областного центра, две бывшие немецкие кирхи в отдаленных поселках оказались в собственности у религиозной организации, которая никогда не имела к ним никакого правового отношения. Корреспондент «СП» обсудила это событие с разными людьми в Калининградской области.

Любовь Дауб, жительница поселка Дружба Правдинского района, член местной лютеранской общины:

— Мы не понимаем, зачем это сделано. Уже много лет у нас существует немецкое землячество, куда кроме нас, выходцев из немецких поселений в Казахстане, входят коренные жители нашего поселка, Алленбурга, как он раньше назывался, их дети, внуки, правнуки, ныне живущие в Германии. На средства, которые собирает в Германии семья Бейзман, сделан большой ремонт, отреставрированы три этажа, где идет богослужение и находится местный краеведческий музей, заменена металлочерепица на крыше, вставлена большая, очень дорогая дверь на главном входе. Всю кирху — а она огромная — пока никто не может отремонтировать. В лютеранскую общину поселка входит 16 человек, и конечно, у нас нет средств на ее содержание. Но мы поддерживаем здание в порядке, содержим музей, показываем его туристам, которые охотно приезжают к нам посмотреть на древнюю кирху. Здесь проходят большие поселковые праздники, мы грандиозно отметили 600-летие кирхи, все население поселка гуляет на этих торжествах, к нам приезжает много гостей из России и из Германии. Для чего передавать ее православной церкви, никто из нас не понимает.

«СП»: — Как относится к передаче собственности немецкая семья, которая вложила в памятник немало средств?

—  Болезненно. Ута Бейзман родилась тут перед началом Второй мировой войны, и появилась здесь снова, как только немцам разрешили сюда приезжать. Она выкупила в поселке свой дом и живет здесь теперь подолгу. Недавно Ута упала, сломала руку и уехала в Германию лечиться, но она собирается вернуться уже в конце июня. Вся заслуга в восстановлении кирхи принадлежит ей. Вообще наша кирха сохранилась лучше, чем культовые здания в других местах области. Когда-то в каждом из этих немецких поселков жил свой пастор, а сейчас к нам на богослужения приезжает пастор их Калининграда. Но если в других местах остались руины, на которые никто не претендует, то у нас — красавица-кирха. Конечно, если она перейдет в РПЦ, немцы не будут больше вкладывать в нее средства. Это очень жаль, ведь кирха стала не только религиозным, но и культурным центром поселка.

«СП»: — Как ведет себя РПЦ? На что претендует?

— Пока нас никто не притесняет. Православный священник из ближайшего Правдинска, где находится большой храм РПЦ, обещал, что ущемлять лютеран никто не будет. Он же сказал, что и реставрировать кирху никто не собирается, что таких средств у православной церкви нет. Но этого священника уже перевели в Калининград, а кто здесь будет теперь и каковы их намерения, мне неизвестно. Мы, конечно, все очень переживаем по поводу того, как сложатся у нас отношения с новым собственником.

Калининградский политолог Владимир Абрамов:

— Роман нашей власти с церковью затянулся. Надо было восстановить справедливость, отдавая захваченное большевиками имущество? Надо было, восстановили. И достаточно. Хватит делать подарки одной религиозной конфессии за счет других. Никакой реституции у нас ведь не происходит. Если говорить о Калининградской области, то здесь вообще ничего православной церкви не принадлежит, за исключением того, что она сама построила. Все культовые сооружения в регионе, как правило, памятники архитектуры. Вот и надо бы их восстанавливать за государственный счет.

РПЦ очень боится — хотя это и не афишируется, — массового перехода в католичество и протестантизм. Можно подумать, что передача имущества в пользу православных как-то решит эту проблему. Скорее наоборот, выглядит все это абсурдно. По конституции у нас церковь отделена от государства. Вот пусть и решают свои задачи отдельно. Пусть каждый верит, во что хочет, лишь бы другим не мешал. А распоряжаться чужой собственностью вообще не по-христиански. Как там говорится? «Не укради»?

Директор Кафедрального собора Игорь Одинцов:

— Если православная церковь восстановит полностью кирхи Калининградской области, если она спасет погибающие там фрески, которыми украшены здания кирх, почему бы нет? Пусть делают. Но, честно говоря, я очень сомневаюсь, что они на это пойдут. Где они возьмут деньги на восстановление? Ведь теперь, когда это имущество будет передано, церковь перед законом несет ответственность за его содержание. Если завтра кирху сожгут, уничтожат, то за это уже церковь будет отвечать.

«СП»: — До сих пор эти проблемы решались на частные немецкие пожертвования.

— Это подарок для РПЦ. Но надо понимать, что содержать такое здание трудно. Оно никакой реконструкции не подлежит, это памятник федерального значения. Кирху в поселке Владимирово, которая тоже передана РПЦ, я хорошо знаю, ее долгое время уничтожали. Она восстановлена на общественные немецкие деньги. Если это финансирование прекратится — а оно в связи с передачей другому собственнику прекратится, — то эта кирха погибнет. Что церковь деньги на ее восстановление выделит, я очень сомневаюсь. В Германии существует церковный налог, за счет которого культовые памятники восстанавливают и содержат. Они восстанавливают очень красиво, очень хорошо. Но самый главный вопрос не кто восстановит ту или иную кирху, а кто ее будет эксплуатировать. Вот некоторые думают, что калининградский Кафедральный собор отремонтирован и никаких денег ему не надо. Но для того, чтобы собор нормально жил и работал, на его эксплуатацию ежегодно необходимо 12−15 млн.рублей. Это расходы на электроэнергию, воду, канализацию, газ плюс текущий ремонт, который продолжается, без него нельзя. Передавать православной церкви? Это несерьезно. Сейчас Кафедральный собор это духовно-культурный центр, который нельзя передавать никакой церкви. Также как нельзя передавать и кукольный театр — это русская культура для наших детей. Также нельзя изымать у людей филармонию — это часть нашей русской культуры. Забрать филармонию и отдать здание церкви? Я не вижу, чтобы так много людей стремились туда молиться. Тем более, что православные церковные приходы там уже вполне благополучно существуют.

Досье «СП»:

Строительство средневековой кирхи в нынешнем поселке Дружба завершено в июле 1405 года. Она — свидетель памятных исторических событий прошлых веков. Алленбург (ныне — Дружба) был основан рыцарями Тевтонского ордена на правом берегу реки Алле (Лава), в октябре 1400-го получил городские права, пережил пожары, чуму, нашествие шведов. Во время Семилетней войны (1756−1763 гг.) тут несколько лет находился русский гарнизон. Через город после сражения под Фридландом (Правдинск) 14 июня 1807-го отступало русское войско под командованием генерала А.Н. Горчакова. В период Первой мировой русские подразделения овладели Алленбургом. В ходе боя погибли 112 немецких солдат и 22 русских, похороненных недалеко от поврежденной кирхи, восстановленной в августе 1925-го.

26 января 1945-го Алленбург был взят штурмом полками 97-й стрелковой дивизии Красной Армии. 17 июня 1947-го переименован в поселок Дружба. В советское время здесь был колхоз с одноименным названием.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня