18+
понедельник, 5 декабря
Общество

Летчики ВМФ России возвращаются на крымскую «Нитку»

На супер полигоне взлетно-посадочных систем возобновляются тренировочные полеты пилотов палубной авиации Северного флота

  
58

В Крыму на супер-полигоне взлетно-посадочных систем возобновляются тренировочные полеты пилотов палубной авиации Северного флота России.

Новое соглашение будет подписано 22 июня — в день начала Великой Отечественной войны. После Харьковских соглашений, продливших аренду военно-морской базы Севастополя, это первый реальный шаг возобновления российско-украинского военного сотрудничества.

Полигон у курортного городка Саки до сих пор считается объектом особой секретности. «Сухопутный авианосец» в выжженной солнцем крымской степи достался Украине в наследство от СССР. Такой комплекс был в Союзе единственным. В проектировании объекта принимали участие десятки научно-исследовательских институтов страны.

Построенный в начале 1980-х, научно-испытательный тренажер корабельной авиации (НИТКА) до сих пор остается уникальным. Подобный существует только в США, однако даже американцы не смогли превзойти этот объект по размерам и техническим параметрам. «Нитка» представляет собой аэродром со стальным летным полем в виде корабельной палубы, оборудованный трамплином и аэрофинишерами. Огромный комплекс, в точности имитирующий условия взлета и посадки на трехпалубный авианосец. Здесь есть все условия для тренировок летного состава корабельной авиации и проведения испытаний авиационной и другой техники, которая используется для обеспечения посадки летательных аппаратов на палубу авианосцев.

Габариты летного поля эквивалентны габаритам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Главное предназначение комплекса — отработка техники взлета и посадки самолета на военный корабль. Это единственный наземный объект, где можно готовить летчиков для «Адмирала Кузнецова» — последнего авианосца, оставшегося у России.

Уникальность крымского полигона еще и в том, что создан он с учетом разных перспективных проектов советских авианосцев. На одних — самолеты предполагалось выстреливать в небо паровой катапультой, по принципу рогатки. На других — должны были взмывать в воздух с трамплина.

Украинцы вообще не имеют самолетов палубной авиации. По межгосударственному правительственному соглашению, подписанному еще тринадцать лет назад, «Нитка» должна была использоваться российской стороной. Но сразу после победы оранжевого Майдана директивой министра обороны Украины крымский полигон был подчинен командованию ВМС Украины и полеты российских морских летчиков прекратились.

Среди причин отказа допустить россиян на «Нитку» официальный Киев назвал участие Черноморского флота в конфликте Грузии и Южной Осетии. В ответ Москва заявила о планах построить аналог комплекса на территории РФ. Последний раз учебные занятия корабельного истребительного авиационного полка Северного флота в Крыму были сорваны минувшей осенью. Украинская сторона мотивировала запрет техническими проблемами на тренажере палубной авиации.

Когда Ющенко ушел на покой, российские военные с новой силой рванулись в крымские Саки. Этой весной появились первые обнадеживающие сообщения, что допуск к полетам на уникальной базе все-таки будет получен. У ВМФ России попросту нет другого выхода. Хотя они утверждают, что потепление в российско-украинских отношениях не снимает с повестки дня строительство центра боевого применения морской авиации в краснодарском Ейске — на самом деле, это строительство всего лишь плод адмиральской фантазии. Похоже, что все деньги на «сухопутный авианосец» Ейска съели удалые «олимпийцы» из соседнего Сочи.

Известие о возобновлении тренировочных полетов палубных истребителей Су-33 на базе крымской «Нитки» было воспринято как настоящая победа военно-дипломатического ведомства. Сейчас российские спецы в немыслимой спешке обследуют и, естественно, подтверждают работоспособность аэрофинишеров комплекса, ресурс эксплуатации которых вышел еще в 2008 году.

В том же темпе пересматривается межправительственное соглашение, по которому были разрешены испытания и полеты самолетов типа Су, а сейчас у российской стороны приняты на вооружение палубной авиации Миг-29К и Миг-29КУБ. В штабе Черноморского флота РФ сообщили, что договоренность о возобновлении тренировок россиян на украинской «Нитке» уже достигнута. Окончательный документ будет подписан во время встречи глав оборонных ведомств Украины и России в Крыму 22 июня.

Роковая дата начала Великой Отечественной войны не пугает министров. Есть гораздо более серьезный повод для опасений. Открытым остается вопрос о праве украинской стороны допустить третьи страны к использованию крымского полигона на коммерческих условиях. В частности, речь идет о допуске к тренировкам китайских летчиков.

Морские асы Поднебесной собираются летать на закупленных в РФ палубных истребителях. Впрочем, Китай уже собрал прототип своего первого палубного истребителя четвертого поколения J-15, скопировав его с относительно нового российского Су-33. Копию нашего самолета они слепили на основе одного из первых его прототипов — Т10К, купленного у дружественной Украины в 2005 году. Китайский аэроплан оснащен складным крылом — раньше такая технология им была недоступна. После того как J-15 запустят в серию, новенькие палубные истребители будут базироваться на китайском авианосце Shi Lang. То есть, бывшем авианесущем крейсере «Варяг» — его китайцы тоже купили у Украины в 1998 году за смешные 20 миллионов долларов.

Ранее Пекин пытался легально приобрести у России два самолета Су-33, чтобы подробнее рассмотреть летно-технические характеристики. Сначала вроде бы договаривались о контракте на 50 истребителей этого класса, но позже заявили о намерении приобрести всего два самолета «на пробу». Москва тогда отказалась от продажи, опасаясь утечки технологии. В итоге российская технология утекла через украинскую дырку. Тем же пиратским образом несколько лет назад они скопировали один из наших лучших боевых истребителей Су-27, применяющийся в морской авиации.

Есть информация, что в ближайшее время Китай намерен начать строительство наземного испытательного тренировочного авиационного комплекса, подобного украинской «Нитке». А посему готовы заплатить любые деньги за право тренироваться в крымском городе Саки. Когда планируется завершить строительство китайского авиационного комплекса, пока неизвестно. Однако размеры китайского комплекса будут точно соответствовать размерам летной палубы Shi Lang, как размеры «Нитки» соответствуют авианосцу «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Руководство КНР поставило стратегическую задачу — создать авианесущий флот. Своеобразная китайская шутка: приобрести на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве тяжелый крейсер «Варяг» — якобы для того, чтобы открыть на нем плавучий ресторан! Изучили прототип, а теперь речь идет о серии авианосцев. Пожалуй, единственная проблема — китайцы не могут самостоятельно спроектировать объект, аналогичный украинской сухопутной «Нитке».

В 2008—2009 годах по заданию китайских спецслужб две группы шпионов пытались выкрасть технологию строительства испытательного полигона взлетно-посадочных систем в Саках.

60-летний отставник, бывший военнослужащий из Москвы, по просьбе китайских «друзей» подбирал людей для проведения научных семинаров. Вместе со своим 35-летним партнером создал в столице РФ фирму, которая по официальной версии торговала оружием на международных рынках. Но на самом деле собирала разноплановую военно-техническую информацию для военных Китая.

— В 2009 году китайцы предложили крупное вознаграждение за секретную технологию создания «Нитки», — рассказывает сотрудник Департамента контрразведки Службы безопасности Украины. — В Крым за документами отправился младший компаньон. Там он «по наводке» своего московского партнера встретился с украинским офицером, который служил на «Нитке» и имел доступ к секретной информации.

Увы и ах, но москвичи захотели положить себе в карман слишком много. Они не сомневались, что низкооплачиваемый украинец согласится на предложение сливать секретную информацию по 10 долларов за лист формата А-4. Это дешевле килограмма колбасы… В итоге один посредник задержан, другой скрылся в неизвестном направлении.

Еще один шпион-украинец, бывший сотрудник Запорожского авиаремонтного завода отправился на семинар в Поднебесную. Там блестяще спроектировал тренажер истребителя. После чего получил аванс 800 тысяч долларов за пакет секретной информации о крымской «Нитке».

Запорожского инженера тоже подвела жадность. Его выдал партнер, который получил гроши…

На данный момент Китай наладил серийное производство истребителей J-10, J-11 и FC-1, являющихся копиями российских Су-27/30 и МиГ-29. Именно эти самолеты готовятся к тренировкам на «Нитке». В ближайшее время КНР намерена построить и продать не менее 1200 таких истребителей по ценам, ниже российских «оригиналов».

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня