Общество

Самолёты падают потому, что их некому «учить летать»

Средний возраст российского летчика-испытателя под 60 лет, и даже таких «могикан» остались единицы

  
665

Очередная авиационная катастрофа 24 июня в Подмосковье, когда во время испытательного полета на землю рухнул военно-транспортный вертолет Ка-60 «Касатка», приоткрыла небывалую ранее проблему нашего воздушного флота. Выяснилось, что пилотировали винтокрылую машину лётчики-испытатели, возраст которых даже по сугубо гражданским меркам — предпенсионный. Одному 57, другому 59 лет. Оказывается, это примерно средний возраст современного лётчика-испытателя в России. И дело не только в том, что некогда одна из самых привлекательных профессий ушла в аутсайдеры по популярности, уступив первенство таким видам деятельности, как менеджмент, брокерство, юриспруденция, шоу-бизнес и пр. Беда ещё и в другом: если учебных заведений для освоения названных выше профессий — пруд пруди, то для подготовки летчиков-испытателей их практически не осталось.

Главной кузницей пилотов этой категории была Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, которая не так давно отмечала 60-летний юбилей, похоже, последний в своей славной истории. Когда еще до Великой Отечественной войны началось бурное развитие отечественной авиации и возникло много опытно-конструкторских бюро, то каждое из них старалось идти своим путем, каждый конструктор проектировал, строил и испытывал что-то свое. И вскоре начала вырисовываться печальная картина — резко возросла аварийность. Возникла потребность в выработке единой методики испытаний авиационной техники, единой школы подготовки.

Созданию такой школы помешала война. Но сразу после Победы по инициативе Михаила Михайловича Громова, первого начальника Летно-испытательного института, Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) была создана.

20 октября 1947 года Сталин подписал постановление Совета Министров СССР, в котором сказано: «В целях организации подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, необходимых научно-исследовательским институтам, опытно-конструкторским бюро и предприятиям авиационной промышленности Совет Министров постановляет: разрешить Министерству авиационной промышленности организовать при Летно-исследовательском институте Школу подготовки летчиков-испытателей…»

Прежде всего решался главный вопрос — безопасность полетов. Слушателей набирали из Военно-Воздушных Сил, как правило, летчиков опытных, в основном, не ниже 1-го класса. Программа летного обучения в ШЛИ включала в себя освоение ими 10−12 типов самолетов с общим налетом 120 часов и содержала: полеты на простой и сложный пилотаж; полеты в сложных метеоусловиях в автоматическом и ручном режимах днем и ночью; полеты по определению летных характеристик воздушных судов и двигателей; полеты по определению характеристик маневренности, устойчивости и управляемости; полеты по программам летных исследований заводских серийных самолетов; полеты на отработку действий летчика при отказах двигателей на различных режимах полета, отказах систем управления и другие варианты исследований.

Со времени своего основания ШЛИ выпустила более 700 летчиков-испытателей самолетов и вертолетов, 63 штурмана-испытателя, около 3.500 тысяч авиационных специалистов различного профиля.

За высокое летное мастерство и мужество, проявленные при испытаниях авиационной техники, 56 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, 138 — звание «Заслуженный летчик-испытатель» и 16 — звание «Заслуженный штурман-испытатель».

В последние годы ШЛИ возглавляет заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Кондратенко, который вспоминал в интервью газете «Красная звезда»: «Когда мы вступили в эти так называемые рыночные отношения, то российской Школе летчиков-испытателей лиха досталось полной мерой. Раньше потребность в выпускниках школы была в пределах 10−20 человек ежегодно. Вначале у нас было двухгодичное обучение, затем плавно перешли на полуторагодичное.

Был период, когда в течение пяти-семи лет потребность в пополнении числа летчиков-испытателей вообще пропала. Школу можно было закрывать. Некоторое время мы прожили за счет старого багажа. Работы Школе летчиков-испытателей практически не было. Старели и уходили в поисках лучшей доли уникальнейшие, опытнейшие кадры.

В настоящее время средний возраст летчика-испытателя в России шагнул за 50-летний рубеж. Годы берут свое, люди уходят. И если не брать молодежь, то вскоре некому будет передать накопленный за полвека опыт. Страшно, если прервется преемственность в нашем деле".

К своему 60-летию школа подошла в плачевном состоянии. К занятиям в новом учебном году приступили аж три слушателя: два летчика с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре и один летчик из Нижнего Тагила из Института испытания металлов. Преподавательский состав школы не менее «могуч»: три летчика-инструктора и один штурман-инструктор. На торжества, посвященные юбилею ШЛИ, приехал сам Владимир Владимирович Путин. Он выразил надежду, что и впредь ШЛИ будет, как всегда, на высоте поставленных задач, и пожелал ей перспективного будущего.

Но уже через год с небольшим в Москве состоялось расширенное рабочее заседание представителей заинтересованных ведомств под красивым названием «Основные задачи создания Центр подготовки летного и инженерно — технического состава на базе Школы лётчиков-испытателей им. А.В. Федотова». Оно было организованно Министерством транспорта Российской Федерации, ГК «Ростехнологии», ФГУП ЛИИ им. М.М. Громова, ФГУП ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и проводилось в рамках Государственной программы по безопасности полетов ВС ГА, а также в рамках концепции Транспортно-выставочного комплекса «ТВК-Россия», который создан по указу президента РФ № 217 от 20.02.2008 года.

В реформированной школе предложено организовать учебный процесс по следующим видам подготовки:

— специальная наземная и летная подготовка экипажей для действий в особо нестандартных условиях полетов;

— подготовка российских пилотов для полетов на иностранных воздушных судах (ВС);

— переподготовка ИТС для технического обслуживания ВС иностранного производства;

— первоначальное летное обучение и подготовка пилотов-любителей;

— подготовка летчиков стран импортеров, закупающих авиационную технику российского производства;

— подготовка коммерческих пилотов.

Тут виден явный крен в сторону коммерциализации работы ШЛИ, вместо того, чтобы наладить её чисто профессиональную деятельность.

По мнению летчика-испытателя СССР Владимира Кондратенко, «школу летчиков-испытателей надо сделать государственной. В мировой практике примеров достаточно: США, Англия, Франция. Эти страны гордятся своими школами летчиков-испытателей, считают их национальным достоянием и не жалеют средств на их развитие. Российская Школа летчиков-испытателей должна получать бюджетное финансирование. Денег на ее содержание государство много не затратит, а доход от этого будет иметь огромный».

Но кто сегодня прислушивается к профессионалам? В фаворе у кремлевских руководителей, похоже, только «короли коммерции».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня