18+
суббота, 19 августа
Общество

Дунай добьет атомная русская подлодка

Рабочие и служащие поселка в Приморье выступили против утилизации аварийного атомохода, на котором произошла ядерная авария

  
1071

В своём обращении жители посёлка Дунай и часть сотрудников 30-го судоремонтного завода требуют провести обследование радиационной обстановки и экологическую экспертизу на аварийной подлодке прежде, чем её доставят на утилизацию в посёлок.

В городе Большой Камень на заводе «Звезда», где проходит утилизацию основная масса выведенных из боевого состава Тихоокеанского флота АПЛ, на днях состоялся брифинг. Поводом для встречи с журналистами стало обращение работников судоремонтного завода посёлка Дунай. Они выразили протест постановке на этот завод для утилизации аварийной подводной лодки (АПЛ № 175).

Именно на ней в посёлке Дунай в августе 1985 года во время загрузки ядерного топлива произошёл тепловой взрыв с выбросом радиации.

Дело в том, что тендер на разделку аварийного атомохода выиграл завод «Звезда», что в городе Большой Камень. Однако руководители предприятия решили передать опасную в радиационном отношении АПЛ для утилизации на 30-й военный судоремзавод в бухте Чажма, ссылаясь на чрезмерную загрузку мощностей «Звезды».

Возмущение жителей десятитысячного поселка Дунай, где находится судоремзавод № 30, вылилось в протесты и обращения. Но начальство это не смущает.

— Утилизация аварийной АПЛ 175 — одна из важных задач этого года, поставленная правительством страны, — говорит генеральный директор ОАО «ДВЗ «Звезда» Андрей Рассомахин.

Планируется, что утилизацию АПЛ будут выполнять на ФГУП «30-й СРЗ» не только специалисты завода «Звезда», но и рабочие завода. Это связано с большой загрузкой доковых мощностей «Звезды» и, что важнее, с тем, что от бухты Павловского, где сейчас находится лодка, до бухты Чажма, где расположен ФГУП «30 СРЗ», расстояние всего 15- 20 миль. Кроме того, это самый оптимальный вариант для дальнейшей транспортировки останков лодки (в виде трёхотсечного блока) на хранилище «ДальРао», находящиеся в бухте Разбойник. Операция продумана до мелочей и получила обозначение «короткое плечо».

— Эта гадость (аварийная АПЛ — Д.Л.) приходит в негодность уже 25 лет, но до сих пор представляет серьезную опасность для здоровья тысяч местных жителей, и об этом люди прекрасно знают, — говорит председатель профсоюзного комитета 30 судоремзавода Александр Ильенков.

— Поэтому ее надо как можно быстрее утилизировать. Сейчас аварийная подлодка находится на базе хранения ядерных АПЛ в бухте Павловского. Ее на плаву поддерживают понтоны. До нашего завода здесь недалеко — всего 15 — 200 миль. Сейчас готовятся доки под прием атомохода. Люди возмущаются, а начальство гнет свою линию.

-Надо найти компромисс, — продолжает профсоюзный лидер. — Чтобы обезопасить людей, мы предлагаем предварительно провести тщательную экспертизу состояния аварийной подлодки, чтобы на основе ее выработать комплекс защиты от радиационной опасности. Для этого есть технические средства и у Тихоокеанского флота, и у завода. Кроме того, следует проводить на протяжении всего периода разделки постоянный мониторинг. Все свои предложения мы изложили в заявлении в Приморскую краевую природоохранную прокуратуру.

А в поселке Дунай в безопасность предстоящей утилизации не верят. Хотя бы потому, что есть много неясностей и смертельные цифры.

Выдержка из письма инициативной группы коллектива ФГУП «30 СРЗ»:

«На ФГУП „30 СРЗ“ отсутствует проект утилизации АПЛ зав. № 175. Не известны результаты государственной экологической экспертизы проекта и оценка воздействия на окружающую среду, отсутствует план организационно-технических мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в процессе утилизации. (…) До сих пор отсутствует расчет плавучести и остойчивости сформированного 3-х отсечного блока. Не ясен способ выводки блока из блока и транспортировка его в береговой пункт изоляции. (…) ФГУП „30 СРЗ“ не имеет лицензии на использование ядерных материалов в оборонных целях, (…) не в состоянии обеспечить экологическую защиту ядерного объекта и ядерных материалов».

В настоящее время ведется сбор подписей против постановки подводной лодки в плавучий док. Под обращением подписались уже 2000 человек. Митинг протеста планируется провести 12 июля 2010 года в 17 часов 30 минут.

Как это было

Авария на атомной подлодке произошла за год до Чернобыля — 10 августа 1985 года. В тот день у причала 30-го военного судоремонтного завода при проведении плановой перезагрузки активной зоны ядерного реактора подводной лодки К-431 вспыхнул пожар. Он начался в субботу днем и всех застал врасплох.

По воспоминаниям начальника службы ядерной и радиационной безопасности 30-го завода Николая Рубцова, обстановка более или менее нормализовалась лишь на третьи сутки. С огнем боролись аварийные команды с шести стоявших рядом атомных подводных лодок, тушили пламя с причала. Воды вылили столько, что вместе с аварийным реакторным залили и смежные отсеки. К-431 начала тонуть. Это было чревато тем, что акватория бухты Чажма подвергнется радиоактивному заражению.

Лодку посадили носовой частью на мель и, поддерживая корму плавкраном, продолжили борьбу с огнем.

В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни пожарных, заводчан и 1,5 тысячи солдат. Они собирали высокоактивные осколки в окрестностях. Не сумев полностью дезактивировать лодку, ее взорвавшийся реактор залили бетоном и отбуксировали на долговременное хранение к так называемому «нулевому пирсу» на другой стороне залива Стрелок в бухте Павловского.

Атомная субмарина К-431 — одна из серийных подводных лодок проекта 675. Она имела 8 пусковых установок крылатых ракет и два реактора на тепловых нейтронах типа ВМ-А мощностью по 72 МВт. Экипажу после заводского ремонта предстояло в море отработать полный курс боевой подготовки. Для этого следовало заменить отработанное ядерное топливо. И тут оказалось, что крышка реактора легла негерметично.

Впоследствии установили, что под уплотнитель попал кусочек электрода. Снова надо было поднимать крышку, чтобы устранить помеху. Но из-за волнения моря зацепили компенсирующую решетку реактора. Она приподнялась, началась самопроизвольная цепная реакция. Многотонную крышку реактора сорвало и отбросило на несколько сот метров. Десять офицеров и мичманов, находившихся рядом, просто исчезли. Фрагменты их тел потом две недели собирали по акватории бухты.

По оценкам госкомиссии, в результате ядерного взрыва на К-431 в атмосферу было выброшено около 5 миллионов кюри. Это в десять раз меньше, чем во время чернобыльской катастрофы. Последствия взрыва на атомоходе оказались не столь масштабными потому, что на лодке стояла новая активная зона, и «долгоживущих» продуктов деления она не успела накопить. Радиационный выброс состоял прежде всего из продуктов горения и композиционных материалов. 10-тысячному населению поселка Дунай, который расположен неподалеку от завода, повезло. Радиоактивное облако прошло над территорией завода и уткнулось в крутой склон густо заросшей зеленью сопки. В этой природной ловушке оно и осело под начавшимся сильным дождем.

Взрыв на К-431 (прежний тактический номер К-31) считается самой тяжелой ядерной аварией нашего флота. К счастью, в выбросе из реактора атомохода преобладали короткоживущие радионуклиды, а активность радиойода, нанесшего через 9 месяцев основное поражение населению Чернобыля и работавшим на АЭС спасателям, оказалась ничтожно мала. В итоге переоблучению подверглись лишь военнослужащие береговой технической базы, боровшиеся с пожаром.

Впрочем, полной правды о последствиях трагедии в Чажме и сегодня не знает никто. По официальной версии, от облучения в Чажме в тот роковой день пострадали более 300 человек. Сколько от этого впоследствии умерли — никто не считал. Но только на заводе от полученных тогда громадных доз умерли за минувшие годы больше трех десятков специалистов.

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Медиаметрикс
Рамблер/новости
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня