18+
суббота, 10 декабря
Общество

Конец уроков марийского

В Пермском крае закрывают последнюю школу для нацменьшинств

  
56

Село Васькино Суксунского района Пермского края — довольно захолустное место. Ближайшие известные города там — Кудымкар, вотчина коми-пермяков, и Кунгур с его знаменитой на весь Урал ледяной пещерой. К Васькину, а также ко всему соседнему «кусту» деревень и сел, Иванькову, Юлаеву, Бердыкаеву, Чекарде — не проложено крупных автодорог.

Для этнографа же эта часть Пермского края — место достаточно любопытное: здесь компактно живут несколько тысяч марийцев, и эта своеобразная «диаспора» за сотни километров от титульной республики Мари Эл достаточно отличается от «материковых» марийцев. До последнего времени в Васькине была и школа — единственная в Пермском крае, где изучался марийский язык.

С нового учебного года, скорее всего, эта школа будет закрыта. Точнее, из так называемой основной школы (девятилетки) в Васькине останется лишь начальная (1 — 4 классы), а средние и старшие школьники будут ездить за 15 км — в село Сызганку. Там тоже неплохая школа, но марийский язык в ней не преподается.

«Васькинская школа для нас очень важна, жалко, что мы не можем им помочь, — сетует Зинаида Артюшкина из Мари Эл, лидер общественного движдения „Марий Туныктышо“ („Марийский учитель“). — Было бы очень плохо, если бы эта школа всё-таки закрылась. Мы должны бороться за то, чтобы дети могли изучать язык, культуру своего народа».


Правда, спасать школу, судя по всему, нужно было несколько лет назад, когда над Васькинским средним образованием еще не нависла такая угроза. Дело в том, что закрывают эту школу не просто так: угроза обрушения нависла над старым деревянным зданием.

«Само здание школы находится в очень страшном состоянии, — комментирует ситуацию Светлана Овчинникова из управления образования правительства Пермского края. — У нас есть акт проверки объекта за номером 250, в котором заключение звучит так: „техническое состояние конструктивных элементов здания не соответствует безопасному пребыванию школьников“. В связи с этим администрация Суксунского района приняла решение: оставить детей с 1 по 4 класс в Васькине, у них там есть здание бывшего детского сада, сделать в нем ремонт и начальную школу оставить там».

«Впредь в Васькине будет начальная школа и детский сад, — отметил в беседе с корреспондентом „СП“ Григорий Власов, глава управления образования Суксунского района. — А старшие классы будут ходить, точнее, ездить, в Сызганку, в основную школу — потому что Васькинская школа по стандартам является малокомплектной».

История для современной России вполне обыденная. С начала образовательной реформы, то есть за три последних года, в регионах страны закрылись уже несколько сотен малокомплектных школ. Минобразования, как известно, полагает, что таким образом куда эффективнее расходуются бюджетные средства, а доставку детей в школы из тех сел, где старые школы закрыты, можно поручить службе школьных автобусов.

Однако все дело в том, что школа в сельской местности — это своего рода центр сборки пространства, наряду с клубом или правлением еще «живого» колхоза. В случае Васькина — это центр сборки марийского меньшинства в Пермском крае, которое, в случае закрытия последней марийской школы, опасается за свою идентичность и предсказывает скорое вымирание всей общины.

«Если бы марийцы там сказали — плевать на наш компонент, то было бы еще понятно, — говорит — лидер Межрегинального общественного объединения Марий Ушем (Союз марийцев) Лайд Шемйер. — Но люди взволновались не на шутку, настолько взволновались, что там некоторые даже попали в больницу! Вот, например, член нашего объединения Николаева: на нее никто не нападал, но она слегла от волнения — потому что несет ответственность перед своей совестью, перед народом, который ее избрал. Это всё подрывает здоровье. В целом, я думаю, такое отношение к нацменьшинствам — это нездоровая ситуация, раскачка конфликта».


У пермских чиновников при этом — своя правда. Дело в том, что статуса национальной школы васькинцы в свое время не получили. «Когда лет 5 назад коллективу школы предлагалось оформить этот статус, они этого не сделали. Почему — не знаю, но не проявили желания», — замечает Светлана Овчинникова из краевого управления образования. Сами марийские активисты при этом утверждают, что оформить этот статус им не позволили чиновники. В любом случае, статус национальной школы мог бы быть какой-то защитой для учреждения — но этот поезд уже ушел.

Интересно, что пермские должностные лица искренне не понимают марийских активистов в главном: за что идет борьба. В Сызганке, где также живет немало марийцев, школа очень похожая и даже лучше: там есть и музей марийской культуры, и кружки, и этнографический компонент в уроках истории. Нет только марийского языка, который преподавался в Васькине.

Этот-то язык, как утверждают чиновники, местным жителям просто не нужен. «Сейчас преподавание ведется на русском языке, — излагает свой взгляд на ситуацию Григорий Власов. — Факультативно преподавался и марийский язык. И вот тут я скажу: литературный язык Мари Эл для наших марийцев всё равно непонятен. У нас тут — бытовой марийский язык. Я сам васькинцам говорил: у вас же фактически получается второй иностранный! Я это сказал при полном зале, и мне никто не возражал.

Но сейчас они хотят перейти на углубленное изучение марийского языка — но зачем? Ведь язык не востребован! Что касается этнокультурного компонента, то в Сызганской школе тоже есть марийцы. Язык там не преподается, но обряды, праздники, музей — все это у них есть. На этом уровне всё сохраняется…"

Впрочем, если продолжить мысль Власова, то никакие языки, кроме государственного русского, в России не востребованы — ведь в вузы поступают и ЕГЭ сдают на русском. А для тех, кто выбрал для себя карьеру за границей, невостребованным окажется и русский — зачем учить его, если можно сразу заниматься английским или китайским?


Впрочем, возможно, для села Васькино и его обитателей еще не всё потеряно. Во-первых, как пояснил «СП» Григорий Власов, пока что решение о закрытии основной школы в этом селе отменено. «На сегодняшний день приказ Управления образования по протесту прокурора отменен, и вот на каком основании. Мы меняли статус школы с основной на начальную, но такое изменение — это, по мнению прокурора, является уже реорганизацией. А этот вопрос уже в компетенции главы управления образования области. Так что я этот приказ отменил, его сейчас нет».

Впрочем, учить детей в старом здании действительно опасно, и осенью оно уже не откроется. «Кто будет нести ответственность в случае трагедии»? — спрашивает Светлана Овчинникова. «У нас есть заключение вневедомственного технического контроля о состоянии здания, — поясняет Григория Власов. — Оно признано опасным для жизни и здоровья учащихся, на этом основании мы провели реорганизацию. Будет построено новое здание, проведен конкурс. А пока мы не можем, имея на руках такое заключение, взять на себя ответственность и обучать детей в старом здании».

Иными словами, новая школа в Васькине будет построена. По данным Светланы Овчинниковой, строительство запланировано на 2011 — 2012 годы. Но есть один нюанс: новая школа все-таки будет «урезанной», начальной: по нормативам, количества учеников в старших классов не хватает для существования тут основной школы.

Правда, шанс сохранить в Пермской области последнюю марийскую школу все-таки есть: для этого нужно, чтобы в Васькине захотели учиться еще несколько десятков школьников. Тогда, как рассказывает Григорий Власов, основная школа может открыться вновь: проект, составленный несколько лет назад, предусматривает и помещения для старших классов. Для них — если, повторимся, школьников наберется достаточно — капитально отремонтируют деревянное здание, которое ныне разваливается. Говорят, в нем могут поместиться четыре класса.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня