Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
2 сентября 2010 13:40

Владимир Овчинский: Реформа МВД привела к патологии

В России оперов в милиции в 3 раза меньше, чем бухгалтеров и тыловиков, а регистрируется только 9% преступлений

61

МВД опубликовало на своем официальном сайте проект дисциплинарного устава, который станет первым в новейшей истории России (последний утвержден указом президиума Верховного совета СССР в 1984 году). Новый устав регулирует, как милиционеров наказывать за проступки и награждать за достижения.

За отличную службу начальство может объявить сотруднику благодарность, выписать премию или подарить личную фотографию отличившегося, сделанную у развернутого знамени органа внутренних дел. Кроме того, возможно снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Максимально высоким поощрением является представление к государственной награде за проявленный героизм при несении службы. Наказывать милиционеров также можно будет по-разному в зависимости от вины. Самым мягким взысканием считается замечание, а самым тяжелым — увольнение со службы или отчисление из учебного заведения. Каждое взыскание можно будет обжаловать в служебном порядке. Начальник же, превысивший свои права по наложению дисциплинарных взысканий, сам понесет дисциплинарную ответственность.

Изменит ли дисциплинарный устав милицию к лучшему, рассуждает советник председателя Конституционного Суда РФ, член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), генерал-майор милиции Владимир Овчинский.

«СП»: — Владимир Семенович, как, на ваш взгляд, проходит реформа МВД?

— Я был членом комитета при МВД по разработке закона о милиции. В целом, это документ нормальный, потому что учитывает международные требования — ООН, Совета Европы, ОБСЕ — по вопросам полицейской деятельности. Это рамочный документ, он не определяет порядок прохождения службы, социальные гарантии и льготы. Влияет ли он на ситуацию с милицией? Я считаю, никак не влияет.

«СП»: — Почему?

— Суть реформы МВД не в том, чтобы заменить один закон о милиции другим. Или сменить название «милиция» на «полиция». Суть реформы — поменять качественное содержание работы, определить оптимальную численность и структуру подразделений.

Новый проект закона о милиции убрал искусственное разделение милиции на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, и это правильно. Но важнейшая задача в реформе другая — изменить уровень доверия населения к милиции.

«СП»: — В чем это выражается?

— Уровень доверия, прежде всего, выражается в такой сфере, как учет и регистрация преступлений. Если мы возьмем совокупность всех дисциплинарных наказаний, в прошлом году по всей стране у нас наказано 100 тысяч работников милиции. Более половины из них были наказаны в связи нарушением учета, за хамство и грубость при приеме заявлений, нереагирование на преступления.

Это камень преткновения, потому что руководители наших правоохранительных органов — и МВД, и прокуратуры — последние годы рапортуют, что у нас преступность снижается. На самом деле, она не снижается. Она не может снижаться при условии, что ежегодно, в течение последних десяти лет, растет количество заявлений и сообщений граждан о преступлениях. Однако количество зарегистрированных преступлений при этом снижается.

Ежегодно растет количество постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, но при этом в геометрической прогрессии растет число таких постановлений, которые были отменены прокурорами в ходе осуществления прокурорского надзора. Однако отмененные постановления далеко не всегда превращаются в уголовные дела — прежде всего, потому что сам прокурорский надзор последние два-три года сильно ограничен.

В результате такого подхода число преступлений у нас, по отчетам, неуклонно снижается. По итогам семи месяцев 2010 года в правоохранительные органы поступило более 13 млн сообщений и заявлений о преступлениях, а зарегистрировано всего 1,2 млн заявлений. Получается, регистрируется только каждое 11-е заявление, остальные уходят в постановления об отказе и другие непонятные документы.

«СП»: — Но теперь-то в этой сфере наведут порядок?

— Вместо того, чтобы наводить порядок в учетно-регистрационной дисциплине, МВД в июне 2010 года издало новый приказ «Об учете и регистрации преступлений». И выясняется, что он содержит все те же допотопные, пещерные положения, которые существовали в прежних приказах — отрывные талоны, журналы учета заявлений и сообщений. Никаких формализованных бланков, никакой системы учета криминальных происшествий (они — основа учета), как это делается во всем мире. Здесь международные стандарты абсолютно не соблюдаются.

«СП»: — Почему так происходит?

— Потому что в основе у нас лежит идеологема, принятая еще при Иосифе Виссарионовиче Сталине: с каждым годом жить становится лучше и веселее. Это касается экономики, социальной сферы и преступности. Считается, в условиях проведения реформ жизнь должна улучшаться, а преступность — снижаться. А раз задан такой идеологический посыл, он выполняется руководителями наших правоохранительных органов. Они делают все, чтобы докладывать руководству страны о ежегодном снижении преступности.

Есть сотни, тысячи историй людей, которые приходят в милицию с жалобами о грабежах, разбоях, кражах, избиениях. И не получают никакой реакции. Я уж не говорю о фактах коррупции. Все это создает почву для недоверия милиции со стороны граждан. И, к сожалению, ничего не делается, чтобы исправить это положение. Поэтому я считаю, никакая реформа не проводится. Раз не меняется система учета и регистрации преступлений — нет и реформы МВД.

«СП»: — Сейчас меняется структура МВД. Объясните, какова логика этих изменений?

— Мне совершенно непонятно, что творится со структурами и подразделениями в системе МВД. Эта работа ведется в закрытом режиме, но многие решения уже сейчас вызывают недоумение. Скажем, ветераны МВД не раз предупреждали руководство ведомства, что не нужно ликвидировать подразделения по охране режимных объектов и закрытых территорий. Однако соответствующий департамент в ходе реформы все-таки ликвидирован. С этим связано увольнение двух заместителей Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД — генерал-майоров Виталия Набокова и Андрея Флоринского.

«СП»: — К чему это приведет?

— Мы уже видели, что случилось на ГЭС в Кабардино-Балкарии (21 июля 2010 года на Баксанской ГЭС сработали два взрывных устройства; преступники проникли на станцию, убив двух сотрудников охраны, — прим. Ред.) От подобного сейчас не застрахованы и другие режимные объекты. Даже если эти объекты стали коммерческими, на них нужно было оставить систему централизованной государственной охраны.

Непонятная ситуация с департаментом транспортной милиции. Вроде бы департамент ликвидирован, потому что некоторое время назад на пенсию отправлены все его руководители, 20 начальников линейных управлений транспортной милиции тоже уволены. Функции транспортной милиции переданы в федеральные округа, где созданы соответствующие управления. Но как они будут действовать — непонятно. Суть транспортной милиции заключалась в том, что была организована работа по линии для облегчения обмена информацией, организации перехватов. Что будет сейчас, не проведет ли это к хаосу — не знаю. Но считаю, решение это идет только во вред безопасности.

Уже полтора года ходят слухи, что функции управления «К» — прослушки, контроля в интернет-среде — чуть ли не передаются обратно в ФСБ. Как в советское время, когда прослушка осуществлялась только через специальное подразделение КГБ. Потом эта функция была передана МВД, потом, в 1998 году, появились первые подразделения, которые стали работать в интернет-среде. К 2000 году, уже на региональном уровне, образовалось управление «К». Оно занималось борьбой с интернет-преступлениями, распространением порнографии в интернете, мошенничествами в Сети.

Сейчас сотрудников управления «К» вывели за штат. Как управление будет переструктурировано, кому его передадут — непонятно. Если его ликвидируют, это будет страшный удар по системе МВД. Если в МВД ликвидируют прослушку, парализованы будут все правоохранительные органы.

Если органы стали коррумпированы — меняйте руководителей, меняйте людей, приводите в структуру сотрудников системы безопасности. Но нельзя ликвидировать функцию, нельзя ликвидировать все подразделение…

«СП»: — Но вот говорят, что центральный аппарат МВД сократят точно. Это так?

— Насколько мне известно, сейчас получилось так, что численность департамента уголовного розыска, численность департамента по борьбе с экономической преступностью немного сокращена. Зато все обеспечивающие департаменты не только не сокращены, но и существенно увеличены.

Допустим, в кадровый департамент добавлены 480 человек. Я не знаю, какую это пользу принесет. Огромная численность сохранилась в финансовом департаменте, в тыловом департаменте, в административном департаменте. Получилось, что у нас суммарная численность обеспечивающих департаментов чуть ли не в три раза больше, чем тех, кто занимается оперативной работой.

«СП»: — Как вы оцениваете такую ситуацию?

— Я считаю, это патология. Вы не найдете больше ни одного полицейского подразделения в мире, где обеспечивающие подразделения по численности больше, чем те, которые проводят расследования и ведут агентурно-оперативную работу. Нет такого нигде, только у нас. Поэтому все, что делается, я не могу назвать реформой. Все это, на мой взгляд, псевдореформа и показуха.

Последние новости
Цитаты
Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня