Футболисты сборной России на Евро-2021 не исполнили ритуал вставания на одно колено, в рамках не нами придуманной, пропагандисткой, по сути своей дикой и совершенно бессмысленной кампании под названием «Жизни черных важны» Black Lives Matter. Эта акция докатилась до нас из Штатов, где история, начавшаяся в американской глубинке с убийства черного подростка в 2012 году, захлестнула сначала всю Америку, а теперь и Европу.
Хотя в Старом Свете и своих активистов хватает.
Читая и слушая про черные протесты, покрывающие уже и зеленые футбольные поля, поневоле вспомнишь крылатое выражение юмориста Станислава Ежи Леца: «В действительности всё не так, как на самом деле». Вот говорят, например: спорт вне политики. На самом деле спорт высоких достижений — это часть политики, которая тесно связана с бизнесом. И большой футбол — это разветвленный бизнес, в котором и билеты на матчи, и телевизионные трансляции, и спортивные товары. Не всегда понятно, кто чем виляет: собака хвостом или хвост собакой?
Ну и зачем нам эта чужая толерантность? Хотя член Президиума КПРФ Сергей Левченко считает, например, что и нашей команде — в тот момент лучше было бы как гостеприимным хозяевам встать на одно колено, чтобы не осложнять международную обстановку:
— Но превращать футбол в большую политику не следует. Я против этого. В мире происходит столько трагедий, в том числе в нашей стране, которая вымирает, что футболистам, если уж начинать по этому поводу скорбеть, можно стоять на коленях и не подниматься. От 450 до 600 тысяч мы каждый год теряем, это намного больше, чем уничтожение чернокожих полицейскими в США. Но если кто-то из спортсменов лично интересуется политикой, то это его право. Но наши футболисты должны в первую очередь реагировать и откликаться на то, что происходит в своей стране, а не за рубежом.
«СП»: — У нас такого призыва вставать на колени нет, а вот в Америке нашлись активисты…
— Я согласен. Но ведь, в конце концов, есть у них тренер, который мог бы вспомнить про наших людей: если не вымирающих, то уезжающих, покидающих страну, потому что они не видят здесь доля себя перспектив…
С некоторых пор, уже довольно давних, при футболе действует еще одна сеть «Футбол против расизма в Европе», Football Against Racism in Europe. Они-то и инициировали коленопреклонения. И, понятное дело, этим борцам с расизмом очень не понравился свист российских фанатов во время коленного реверанса в исполнении бельгийских футболистов на вчерашнем матче. Но вообще-то фанаты покупают себе билеты за большие и очень большие деньги, едут издалека, порой в другую страну — как раз для того, чтобы поорать, посвистеть, короче говоря, поболеть. Иногда, после выпитого пива, они продолжают буянить и вне стадиона. Крушат витрины. Тогда зовут полицию, чтобы она фанатов успокоила.
Между прочим, борцы с расизмом точно так же иногда буянят во время своих акций против убийства: то ли Трейвона Мартина Джорджем Циммерманом, то ли наоборот Джорджа Циммермана Трейвоном Мартином. И тогда от футбольных фанатов их просто не отличить. В это время они очень любят толпой врываться в обувные магазины и бесплатно затовариваться кроссовками. Потому что в кроссовках щеголяют их спортивные кумиры. Так же они уносят из магазинов телевизоры, чтобы посмотреть дома футбол с баскетболом. И эти люди хотят нас отучить ковыряться в носу и что-то там гундят о морали?
Надо понимать, что у некоторых такая специфическая работа — ставить на колени футболистов. А те — ребята высокооплачиваемые, а потому не гордые. За свои миллионы евро они могут опуститься на что угодно, если им объяснят, что это часть шоу. Но работа «опускателей» — как раз в том и заключается, что опустить как можно больше народа. Так они покажут свою власть, влияние и потом — смогут потребовать помощи у спонсоров, которым денег девать некуда, например у Джеффа Безоса, владельца Amazon, Билла Гейтса, владельца сами знаете чего. Ни и у Джорджа Сороса, а также прочих мастеров управления искусственным хаосом.
Впрочем, борцы с расизмом, а точнее «борчихи», сейчас и сами очень хорошо известны, это чернокожие, так сказать, женщины, хотя и не совсем, Алисия Гарза и Опал Томети. Славные последовательницы Анжелы Дэвис добились куда больших успехов. И в смысле прославиться, и в смысле разбогатеть. Им, а также им подобным жертвуют миллиарды долларов. Как сейчас говорят, кому-то удалось «хайпануть». То есть привлечь к себе внимание с помощью, по сути, обмана. Так что им всем бесполезно пояснять: у нас в России негров не притесняют по причине их отсутствия в товарном количестве. Те, кто есть, работают врачами, певцами, телеведущими. Так со времен Александра Сергеича Пушкина повелось. Мы сами тут как белые негры живем.
А суровая правда жизни заключается в том, что дискуссия на тему Black Lives Matter или не Matter, как и то, чем жизнь черного ценнее жизни белого, желтого или любого другого, актуальна только в пока еще белых, но уже изрядно потемневших Америке с Европой. В самой колыбели человечества, в Африке, из которой, как теперь выясняется, вышли наши общие предки и неандертальцы с кроманьонцами — там жизнь черных не стоит и копейки. Потому что их много, точно даже подсчитать трудно, более миллиарда и становится все больше. Некоторые из них хотят попасть в сытую Европу для того, чтобы их жизни стали важными.
Проще всего попасть в Европу научившись играть в футбол. Самуэль Это О из Камеруна умеет это делать так хорошо, что поиграл с мячом уже и в Испании, и в Англии. Хотя в России, наверное, больше известен Яя Туре из Кот-д'Ивуар, ведь он играл за «Металлист». Конечно, таких, как он, немного. После того, как этот парень уехал из своей страны на заработки, их сборная даже не прошла «квалификацию». Короче, в футболе он как Пушкин в литературе.
Нванкво Кану из Нигерии известен вне футбола тем, что на свои честно заработанные деньги содержит всю свою родную деревню. Поль Погба сейчас трудится в Англии, но вообще-то он черный француз. Так же как Нголо Канте, который начинал свой трудовой путь простым мусорщиком. Мало у кого язык повернется сказать, что этих талантливых африканцев белые притесняют.
Некоторые иностранные футболисты в Санкт-Петербурге тоже отказались приседать. Например, национальные команды Венгрии и Хорватии. По странному совпадению в их странах очень настороженно относятся к мигрантам, которые там проделали свои тропы, ведущие в Старую Европу за счастьем.
Но в том-то и дело, что все это коленопреклонение нам навязывают насильно: мол, если не участвуешь в общей акции, то ты явный или скрытый расист. Хотя уже в самом факте падания на колени по русской традиции прослеживается явное унижение. Только рожденный ползать может встать на колени.
Сейран Давтян, правозащитник, главный редактор сайта «Европейский омбудсман», считает:
— На колено можно встать только добровольно. Такие акции я не приветствую, если это была акция. Только каждый лично и добровольно может урезать свои права…
К сожалению, мы уже видели, как кого-то ставили на колени. Было это на Украине. Там победившие националисты заставляли каяться: то милиционеров, то неких управленцев. Потом пошла мода бросать неугодных в мусорные баки. Это тянулось долго, начиная с 2014 года. Так что у россиян с этим связаны плохие ассоциации. Наверное, не у всех, быть может, некоторым нравится и потому хочется у себя замутить что-то в этом духе? Протесты протестовать наши соседи большие мастера, точнее мастерицы — если вспомнить заголенных девчат в Европе. Только вот смысла во всем этом для большинства народу не оказалось ни малейшего.
Хотя, конечно, говоря про футбольные дела, лучше дискутировать не про то, кто как встал или присел, а про забитые мячи. С этим у наших футболистов не получилось. Может быть, потому что не подсуетились тренеры и не нашли для сборной каких-нибудь страшно выносливых, быстрых и метких уроженцев черного континента.