18+
суббота, 10 декабря
Общество

Украина реанимировала палубную авиацию России

На суперполигоне в Крыму начали тренировки молодые пилоты Северного флота

  
99

Месяц назад один из московских телеканалов изощренно лизнул Министерство обороны России. В передаче «Крылья» телевизионщики громко сетовали: мол, несколько лет подряд не можем получить разрешения на съемки тренировок палубной авиации отечественного ВМФ. За это время снимали американцев, французов, англичан, а своих Минобороны почему-то запрещает…

Получалось, что наши морские летчики благополучно летают, вот только показывать их нельзя.

Мягко говоря, это неправда. На самом деле, нечего было снимать! Три последних года подряд палубная истребительно-бомбардировочная авиация РФ практически прекратила свое существование.

Небольшое количество противолодочных и поисково-спасательных вертолетов ситуацию не спасало. Боевые самолеты в море могут взлетать лишь с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Кузнецов».

Но это последний авианосец, оставшийся у России. Остальные — «Киев», «Минск». Новороссийск", «Адмирал Горшков» и недостроенные «Варяг» и «Ульяновск», еще в ельцинские времена порезаны на металлолом или проданы китайцам.

В авиации нет ничего труднее, чем взлет и посадка на корабль. Позволить тренировки на борту единственного авианосца страны — означает поставить его под гарантированную катастрофу. В итоге полеты на «Адмирале Кузнецове» были сокращены до минимума. Молодые пилоты о палубе забыли вообще. Разрешали лишь пилотам-«старикам», обучившимся много лет назад. И даже они не получали «добро» на морской старт, если рядом не было берегового аэродрома.

Почему так произошло?

Есть в Крыму близ курортного городка Саки уникальный испытательно-тренировочный полигон корабельной авиации НИТКА. Построенный в начале 1980-х на секретной авиабазе Новофедоровка, он до сих пор остается непревзойденным. Подобный комплекс существует только в США, но даже американцы не смогли обогнать «Нитку» по размерам и техническим параметрам.

Объект особой секретности, «сухопутный авианосец» в выжженной солнцем крымской степи достался Украине в наследство от СССР. Все габариты в точности имитируют тяжелый авианесущий крейсер.

Главное предназначение комплекса — отработка техники взлета и посадки самолета на военный корабль. Конструкции пришли в Крым прямо из верфей Николаева, где строились все советские авианосцы. «Нитка» — это аэродром со стальной площадкой в виде корабельной палубы, оборудованной системой оптической посадки «Луна» и четырьмя аэрофинишерами. А на соседнем взлетном поле — огромная стальная бульба настоящего корабельного трамплина.

Вот единственный наземный объект, где можно готовить пилотов для «Адмирала Кузнецова» — последнего авианосца России. Именно здесь шли тренировочные полеты палубной авиации ВМФ РФ.

Авиация российского флота получила удар под дых, когда на Украине победил оранжевый Майдан. Личным приказом президента Ющенко тренировки летчиков-палубников России были запрещены.

Среди причин отказа официальный Киев назвал участие Черноморского флота в конфликте Грузии и Южной Осетии. Последний раз учебные занятия корабельного истребительного авиационного полка Северного флота в Крыму сорвали минувшей осенью. Украинская сторона мотивировала запрет техническими проблемами на тренажере.

Без тренировок флот терял боеспособный летный контингент буквально на глазах. Невероятно, но в сегодняшней России космонавтов больше, чем морских летчиков, реально способных взлететь с борта и не разбиться о палубу при посадке.

В ответ «оранжевым» Москва заявила о планах построить аналог комплекса на собственной территории. Увы, строительство центра боевого применения морской авиации в краснодарском Ейске - пока лишь адмиральские фантазии. Похоже, деньги на «сухопутный авианосец» Ейска съели удалые «олимпийцы» из соседнего Сочи.

Когда Ющенко проиграл, российские военные с новой силой рванулись в крымские Саки. Соглашение о возобновлении тренировочных полетов на крымской «Нитке» было подписано 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны — и было воспринято как настоящая победа. Российские спецы в немыслимой спешке обследовали и, естественно, подтвердили работоспособность аэрофинишеров комплекса, ресурс эксплуатации которых вышел еще три года назад.

В августе из авиабазы «Североморск-3» на юг ушли больше двух десятков самолетов 279-го Отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота. Пары морских Су-33, Су-27УБ и Су25-УТГ проследовали через Петрозаводск, Борисоглебск и Анапу. На крымской земле русских летчиков ждала восторженная встреча.

«Гак в притяг!»

Боевой самолет садится на палубу со скоростью 250 км. Длина посадочной площадки кошмарно мала, лишь 205 метров, а дальше обрез и падение в бескрайний океан.

Сесть раньше, до белой палубной линии означает врезаться в корму. При минимальном пробеге 90 метров летчик должен умудриться зацепить специальный гак самолета за резиновый трос аэрофинишера. Предельно трудная задача.

К счастью, наземный полигон дает право на ошибку. Команда «Гак в притяг!» — сначала с бешеной перегрузкой вжимает в кресло, через доли секунды виснешь на ремнях. Синяки и мгновенно промокший от пота комбинезон. А когда двигатели замолкают и открывается фонарь кабины — отстраненная, блуждающая улыбка.

Первая эскадрилья 279-го полка несет на хвостовом оперении изображение орла. Вторая эскадрилья обозначена тигриной мордой. Маленькие и отчаянные Су-25 выбрали эмблему воробья. Я бы тоже улыбнулся, только по Афгану знаю боевую беспощадность этой отличной машины.

Тренировочная программа — трамплин, морские полеты от Тарханкута до Евпатории, проход по глиссаде оптической посадки. Касание, зацепы гака с тросом. На корабле подобное предельно опасно.

Восемь лет пришлось ждать майору Андрею Пестову, чтобы впервые посадить с аэрофинишером могучий Су-33.

Считается, что из Крыма майор улетает морским асом. В Североморске его ждет двухкомнатная служебная квартира, жена-педагог и четырехлетняя дочка. Северной зарплаты хватает на подержанный «Опель».

— У нас большая радость! — смеется командир полка Евгений Кузнецов. Огромный мужчина в летном костюме, сам только что из полета, полковник буквально тащит журналистов на соседнюю рулежку, где сел лейтенант Алеша Бирюк. — Представьте, у лейтенанта первый зацеп на Су-25! Теперь он настоящий палубник!..

Искренняя гордость командира — «за три недели Крыма мы подготовили пятерых пилотов». По договоренности россияне могут оставаться тут до конца сентября. Программу выполнили с опережением и надеются, что успеют подготовить шестого летчика. Уже в октябре эти молодые офицеры будут самостоятельно взлетать и садиться на палубу «Адмирала Кузнецова».

Полковник Кузнецов не жалеет хороших слов в адрес украинской стороны:

— У нас полное взаимопонимание. Мы благодарны за радушный прием и что полигон они содержат в идеальном состоянии.

Игра судьбы — у замначальника «Нитки», украинского капитана 2-го ранга фамилия тоже Кузнецов. Капитан предпочитает разговаривать на мове. Рассказывает, что за годы простоя тренировочный комплекс Новофедоровка-Саки спасался российским заказом. Испытывали питерские аэрофинишеры для авианосца «Адмирал Горшков», который строят для индусов.

Когда появятся новые авианосцы у самой России, командир 279 -го полка Кузнецов не знает. Впрочем, верит, что таки будут, и готов учить в Крыму новых морских асов. Ведь другой тренировочной базы попросту нет.

— Украина — ну и что? За границей себя не чувствую, здесь когда-то начинал службу свою лейтенантскую.

По большому счету, украинцам «Нитка» не нужна. Самостийная страна вообще не имеет самолетов палубной авиации. Хотя в любой момент может выбросить отсюда братьев-россиян.

Фото автора

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня