Общество

В Санкт-Петербурге начали выдавать паспорта «по шариату»

Такие документы нужны не столько мусульманам, сколько провокаторам

  
85

Один из паспортных столов ФМС Санкт-Петербурга 5 октября принял на оформление заграничный паспорт одной из жительниц города с фотографией владелицы в хиджабе — традиционном мусульманском головном платке. Камилла Капустянская, будущая обладательница паспорта, до этого неоднократно пыталась подать в управление ФМС документы с фотографией в хиджабе, однако поначалу ей отказывали из-за того, что на фотографии был, по мнению паспортистов, не полностью виден овал лица.

После неудачной попытки женщина, собирающаяся посетить родственников мужа за границей, сделала и представила в ФМС новые фотографии — на сей раз в платке, повязанном более «либерально». В отличие от первой попытки, когда Камилла сфотографировалась с почти закрытым лицом, новая фотография чиновников устроила — однако, учитывая, что «внутренний» паспорт у Капустянской содержит фото вовсе без головного убора, паспортисты предупредили о возможных проблемах на пограничном контроле.

История в Санкт-Петербурге может показаться совершенно незначительной — тем более, что действующее законодательство РФ допускает фотографирование на документы в религиозных головных уборах. Однако то, что она оказалась в ряду важных новостей дня, сигнализирует о том, что в России, как и в странах Европы, актуализируются формальные вопросы, связанные с правами мусульман, проживающих в прежде «неродных» для этой религии регионах.

О том, почему проблема признания хиджабов в фотографиях на документы официальной нормой обострилась именно сейчас, обозреватель «СП» поинтересовался у религиоведа, переводчика Корана Валерии Пороховой:

«СП»: — Насколько принципиально для мусульманок ношение хиджаба? Это завет Пророка или просто традиция?

— Вообще, Коран сам по себе не обязывает женщин покрывать голову. Это лишь требование традиции. Более того: существует достоверный хадис (высказывание) Пророка, предписывающий в немусульманских странах вести себя и одеваться так же, как и преобладающее население. Впрочем, покрытие головы всё-таки считают необходимым большинство мусульманок.

«СП»: — В советские времена о проблемах с фотографиями на паспорт не говорили — мусульманки фотографировались без хиджабов, и вроде бы не возникало проблем…

— В принципе, ходить (и фотографироваться) можно в самых разных головных уборах. Я, скажем, на паспорт фотографировалась и фотографируюсь в шляпке — благо, в ОВД «Арбат», а я живу на его территории, меня ни разу не просили снять головной убор. Голова должна быть прикрыта, а покрой одежды не должен провоцировать мужчин на нескромные желания — собственно, это все, что Коран говорит о женской одежде.

Ни паранджа, которая часто смущает европейцев, ни тёмные цвета не обязательны для мусульманки. Напротив, Всевышний дал людям — в том числе и женщинам — полную гамму цветов, и ими можно и нужно пользоваться. Так что проблем выглядеть красиво нет, и проблем с непривычным обликом тоже можно избежать. Ведь требования к мусульманской женщине — те же, что предъявляет к приличной женщине любая традиция, в том числе и христианская.

«СП»: — Тогда почему именно сейчас началась кампания за легализацию хиджаба?

— То, что сейчас делается — это, в общем-то, взятка, уступка мусульманскому сообществу со стороны властей. Вызвано это тем, что во многих городах мусульмане уже составляют большой процент населения. В Москве это, по словам Юрия Лужкова, 2,5 млн человек, в Санкт-Петербурге — полмиллиона, в Челябинске из 1 млн жителей 600 тысяч мусульман. Есть крупные общины в Перми, Волгограде, Екатеринбурге и других городах. Этого достаточно, чтобы власти захотели их как-то задобрить.

Что касается регионов, где титульная национальность традиционно мусульманская — Татарстана, например — то там вопрос с возможностью фотографироваться в хиджабах уже давно решен с помощью судебных определений. Я лично участвовала в качестве эксперта в решении одного из таких вопросов в Верховном суде РФ — и эта инстанция одобрила фотографирование на документы в Хиджабе для паспортов жителей Татарстана.

«СП»: — Как вы относитесь к этому процессу?

— Я-то как раз выступаю против обострения ситуации и насильственного внедрения хиджабов в качестве официальной нормы. Дело в том, что Пророк заповедал верным мусульманам подчиняться законам той страны, где они живут — если только власть этой страны не допускает гонений на ислам. Сейчас гонений нет, в России ислам разрешён, строятся мечети. Поэтому мусульманской общине стоит подчиниться правилам, существующим в России.

«СП»: — А чем рискованна нынешняя политика?

— Тем, что она обостряет напряжение между мусульманами России — это и Татарстан, и Кавказ, и мигранты из центральноазиатских стран — и остальными россиянами, то есть христианами и светскими людьми. В какой-то момент это может вылиться в начало антиисламских гонений — а вот тогда заветы Пророка перестанут сдерживать мусульман, и начнется настоящая война. В конечном счёте это чревато распадом страны.

«СП»: — Кто же провоцирует обострение? Православная церковь, другие христианские общины, власть?

— Нет, православная церковь, по крайней мере, её руководство — точно ни при чем. Высшие иерархи РПЦ прекрасно понимают проблему и дружественно относятся к исламу. Но вот в низовом звене много непросвещённых священников, хватает и внецерковных «активистов». А руководят этими провокациями совершенно конкретные люди, которым нужно именно что раскачать ситуацию в России. И это, конечно, очень опасно.


Отметим, что отношение к религиозным практикам и атрибутам в современном быту в последние годы меняется не только в России, но и в западных странах. Так, в Италии предметом одной из наиболее жарких дискуссий стали религиозные атрибуты в государственных школах — чтобы соблюсти равноправие, недавно открытое ношение крестиков было запрещено наравне с хиджабами. Тогда как еще недавно, в 1990-е годы, в большинстве европейских стран подобное решение сочли бы слишком жестким.

Одной из наиболее последовательных стран в плане борьбы с мусульманской символикой в общественных местах стала нынешняя Франция; ещё до начала президентского правления Николя Саркози суды этой страны выносили решения о недопустимости манифестации своей религии путем закрытия лица в школах и тому подобных заведениях.

В целом, власти европейских стран пытаются соблюсти равенство религий, подчеркивая, что неприемлемой является общественно провоцирующая манифестация любой религии, в том числе и христианства, традиционного для большинства стран Европы. Однако уже скоро ситуация, видимо, может измениться: об этом говорят антимусульманские решения муниципалитетов в ряде стран, отклонившие проекты строительства мечетей, а также пока еще скандальные, но уже широковещательные заявления об «исламской проблеме», подобные недавней книге чиновника Центробанка Германии Тило Саррацина «Германия самоликвидируется».

Правда, учитывая значительность мусульманских сообществ в большинстве крупных городов мира и Европы, европейские правительства — и Россия, в частности — скорее всего, предпочтут не воевать, а договариваться.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня