Общество

Военная авиация дождалась российского транспортника

ВВС также ожидают и украинский Ан-70

  
22

На аэродроме Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова первый полет совершил головной серийный тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МФ, построенный по заказу Министерства обороны России. Это радостное для наших заждавшихся хоть какого-нибудь пополнения Военно-Воздушных сил известие тут же породило множество вопросов. Главный из них таков: так что все же будем ставить в строй военно-транспортной авиации? Этот самый Ил-76МФ или его прямого конкурента — российско-украинский Ан-70? Ведь о том, что параллельно многие миллионы долларов Россия готова выделять и детищу киевского ОКБ им. О. К. Антонова, ещё на МАКСе-2009 заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. В ответ специалисты многозначительно закатывают глаза: иной раз большая политика важнее мнения самых компетентных экспертов.

В 1980-х годах, когда советские конструкторы принялись за разработку обеих машин, двусмысленности не было. Ан-70 замышлялся основным средним военно-транспортным самолетом, а Ил-76МФ — таким же, но в классе тяжелых машин.

Ильюшинцы свой путь прошли. Их самолет, созданный на базе самого массового в мире транспортника Ил-76, был готов ещё к 1995 году. За счёт удлинения грузовой кабины на 6,6 метра боевая нагрузка по сравнению с предшественником возросла с 50 до 60 тонн. То есть вместо двух боевых бронированных машин Ил-76МФ способен брать на борт три. Дальность полета увеличилась на 20%, а расход топлива снизился на 15%. Новые двигатели ПС-90А-76 по шумности и выбросам вредных веществ соответствуют нормам ИКАО и делают радужными экспортные перспективы. Однако из-за многолетнего отсутствия средств российские ВВС ждут его до сих пор.

Куда сложнее обстоит дело с создаваемым в Киеве с 1978 года Ан-70. Достоинств у него тоже немало. Прежде всего — возможность укороченного взлета с грунтовых взлетно-посадочных полос, длиной всего 600 метров. Но в процессе конструкторских работ Ан-70 все дальше отходил от тактико-технического задания ВВС. В итоге вместо положенного для средних транспортников потолка в 120 тонн взлетного веса вышло145 тонн. Но это ниша тяжелых машин, и она уже занята всё тем же Ил-76МФ. Так перед Минобороны РФ возникла дилемма: что закупать?

В распоряжении «СП» оказалось экспертное заключение Главного штаба ВВС России. В нем говорится: «Ещё на этапе рассмотрения эскизного проекта у комиссии ВВС были сомнения в возможности реализации заявленных ОКБ им. Антонова характеристик. Но гендиректор ОКБ заверил в возможности достижения показателей без утяжеления самолета. Тем не менее, при проектировании практически на 30% возросли масса пустого самолета и его взлётная масса. Сравнительные оценки тяжелого Ан-70 показывают, что по эффективности решения задач он уступает такому же Ил-76МФ в 1,8 раза, а по удельной эффективности — в 2,6 раза. Реально следует ожидать, что характеристики базирования Ан-70 превысят заявленные значения на 15−20%».

Неудивительно, что в 2007 году Россия заявила о выходе из программы по созданию Ан-70. Затраченных к тому времени на нее 1,1 млрд долларов, из которых 60% пришлось на долю нашей страны, было, конечно, жалко. Но зачем и без того скудный военный бюджет размазывать по двум схожим проектам? К тому же Киев в те времена рвался в НАТО, а ставить будущее российской военной авиации в зависимость от воли западного альянса недальновидно.

Украина, надежды которой на выживание собственного авиапрома в значительной мере связаны с будущими заказами на Ан-70, впрочем, ершисто заявила: «Вы ещё пожалеете!» И без вас, дескать, справимся. Найдем недостающие для испытаний 130 млн долларов и станем торговать транспортником по всему миру. Покупатели вроде бы выстроились в очередь.

Однако ничего не вышло. Ни индусы, ни китайцы, ни европейцы, которых посланцы Киева попытались заманить в ОКБ им. Антонова, кошельки открывать не спешили. А тут в кресле украинского президента Виктора Ющенко сменил Янукович. Затею с НАТО велено было забыть и повернуться лицом к Москве. За смену политического вектора можно попросить немалые деньги. Позабытый было Ан-70 снова замаячил в протоколах российско-украинских встреч на высшем уровне.

В 2009 году на МАКСе министр обороны Сердюков впервые заявил, что Москва свою позицию может пересмотреть. Но поскольку недостатки Ан-70 никуда не делись, специалисты несмело попытались возражать. Так, в июле нынешнего года вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Василий Прутковский заявил, что разработчикам злополучного транспортника предъявлены новые технические требования. И лишь при их достижении будет решаться вопрос о закупке.

Но, конечно, судьбу самолета теперь решает не Прутковский, а Кремль. А там решено всемерно идти навстречу Украине. И закупку Ан-70 включили в новую редакцию российской Госпрограммы по вооружению. Возникла многократно осужденная Сердюковым ситуация. Денег на перевооружение армии и так не хватает. Размазывать их по двум схожим проектам — вопиющее расточительство. Но, видно, придется.

Фото russianplanes.net, airforce.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня