Общество

Возвращение старообрядцев в Рогожский посёлок

Как они меняют мир вокруг себя

  
400

В ноябре в Москве должно состояться эпохальное событие: на территории старообрядческого Рогожского посёлка торжественно будет отрыт пруд. Точнее, пруд уже отрыт, но ещё не заполнен водой — ключи наполнили его примерно на одну треть, а когда вода поднимется на 2,5 метра, вот тогда официально и будет справляться восстановление порушенного при Сталине водоёма (его засыпали в 1929 году, а территорию отдали заводу МОЗАЛ).

В кабинете у служителя Рогожского посёлка Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой) Евгения Потаповича Роева висит большая карта с планом восстановления территории. Роев отвечает за инфраструктуру проекта, а потому глядит на вверенную ему территорию не столько как старообрядец, хранитель старых русских традиций, растворённых ныне в бесчисленных попытках светских и религиозных модернизаций, а как инженер. «Всё восстанавливается у нас один в один, как было. С электроподстанцией только не повезло — Москомнаследие не утвердило проект новодела, а потому мы сначала построим дом священника Акимова, и уже там в одной из комнат и водрузим подстанцию», — рассказывает он.

До 1917 года территория Рогожского посёлка составляла 20 гектаров, на которых жило 20 тысяч старообрядцев (всего в Москве тогда число старообрядцев доходило до 200 тысяч — 20% населения города). Точнее, посёлок и после Революции ещё жил прежней жизнью, даже и с какими-то привилегиями, которых у них не было и после религиозной реформы Николая II 1905 года (к примеру, при Ленине старообрядцы вместо Красной Армии могли проходить альтернативную службу). Гонения начались с окончательным утверждением Сталина во власти: в 1928 году тут скинули колокола с соборов, позакрывали храмы и прочие старообрядческие конторы и строения, отрезали землю. Оставили им только один Покровский храм. «Да и при „разрешении“ религии Сталиным в 1943 году старообрядцы, в отличие от других конфессий, мало что получили: в нашем посёлке тогда дали добро только на возведение общественного туалета и столовой», — вступает в разговор сотрудница митрополии Анастасия Иванова.

Но и сегодня от прежнего Рогожского посёлка, при всех благоволениях московских властей, осталось меньше половины. Вместо 20 га земли — только 9,5 га, один из колоколов висит теперь в Казанском соборе РПЦ (Василия Блаженного), кладбищем управляет не община, а ГУП «Ритуал». Но старообрядцы не унывают, тем более, что могло быть и хуже — если бы не Юрий Михайлович Лужков. «Часть территории завода МОЗАЛ, который захватили банкиры, нам в итоге отдали. Мы разобрали тут свалку. Правительство Москвы вкладывает деньги в наш проект, но не напрямую, лично нам, а через заказчика строительства „Москапстрой“. Приехал как-то наш митрополит Алимпий к Юрию Михайловичу в кабинет, стали обсуждать вопросы. А Лужков говорит, чего мы тут сидим, надо на место ехать, в Рогожку, там и решать дела. Настоящий хозяйственник!», — вспоминает Евгений Потапович.

Смотрительница духовного общежития Анна Ивановна с добротой вспоминает и префекта Юго-Восточного округа Москвы Зотова: «Не всем ещё завладел Антихрист, не все души прибрал. Зотов вот вам пример. Да и Лужков первый после Ленина, кто не запрещает нам жить по-божески». По её мнению, антихристов след тянется даже за теми правителями, кто сошёл под землю. «Вот с нашего Рогожского кладбища Сталин и Каганович вывозили мраморные надгробья, потом их шлифовали и пускали на облицовку московского метро. Получается, москвичи там под землёй до сих пор катаются во грехе», — переживает она.

Рогожское кладбище вообще больная тема для старообрядческой церкви. Им управляет ГУП «Ритуал», хотя именно кладбище два века назад послужило центром кристаллизации старообрядчества в Москве: сначала появилось оно, потом часовни, церкви и вся остальная инфраструктура разрослась вокруг этого места. Но главное для старообрядцев сейчас не столько тема преемственности, восстановления традиции, а элементарный уход за историко-архитектурными ценностями на кладбище. Тут выделяются семейная усыпальница купцов Морозовых и захоронения старообрядческих архиепископов и митрополитов. Мраморные саркофаги, кресты, памятные знаки, кованые ограды — формально всё это можно снести хоть сейчас, сославшись на отсутствие ближайших родственников у захоронения какого-нибудь старообрядческого митрополита конца XIX века. Именно так, к слову, и поступили с архитектурным ансамблем знаменитого купца Кузнецова (чей фарфор известен на весь мир). На месте мраморных саркофагов, которые после шлифовки пошли на облицовку чьих-то апартаментов, сейчас установлен лишь памятный знак.

Ждут старообрядцы, что город отдаст им и закрытую в прошлом году школу № 459. «Раньше там был наш Богословский институт», — напоминает Евгений Потапович. — «А сейчас сплошное разорение».

Там же в Рогожском посёлке располагается резиденция митрополита Корнилия. Одноэтажный небольшой дом, в котором он и живёт, и принимает гостей, за забором в половину человеческого роста. По привычке многие старообрядцы называют этот дом Мертвецкой — тут до революции отпевали усопших перед тем, как похоронить их на Рогожском кладбище. Спокойно можно открыть калиточку и пройти на участок, что мы и сделали в сопровождении Евгения Потаповича. «Вот недавно наконец-то надел митрополита расширили до 6 соток», — показывает он. Половину участка занимает огород и сад. Несмотря на первые заморозки на участке цветёт земляника сорта «Барон Солемахер», зеленеют куртины петрушки, дозревает шиповник, в беседке на сушку разложен девясил. Яблони, вишни, смородина, облепиха, малина — всё тут, как и положено в саду у трудолюбивого человека. Прямо перед резиденцией Корнилия недавно был поставлен крест в честь старообрядца — героя Отечественной войны 1812 года атамана Платова.

К посёлку примыкает Рогожский рыночек. Армяне там в тандыре пекут лепёшки, старообрядцы расположили палатки с косоворотками, рушниками и мёдом. Яков, старообрядец-пасечник с Вятки ещё и продаёт молоко в 3-литровых банках, от братьев-единоверцев из-под Раменского. «Красивых этикеток нет на банках, потому народ и не толпится. Так и наша вера — она внутри, а не снаружи. Трудиться не покладая рук и жить по заветам предков — вот основа для нормального человека. Многие люди оступаются, поддаются уловкам Антихриста, но также многие и возвращаются к истинной вере», — объясняет он. Яков приводит пример старообрядца Александра Коржакова, главу службы безопасности президента Ельцина. Коржаков не так давно построил церковь у себя на родине в деревне Молоково Орехово-Зуевского района.

Яков сейчас возрождает древнее бортничество — когда пчела живёт в «дуплянках» в естественных условиях, формирует соты сама, а не на изготовленных человеком рамах. По его словам, на природе и на воле, без пут города, человек преображается, очищается от скверны. Первый шаг к этому — отказ от телевизора, замена его на книги. «Внешний мир вы всё равно не измените — только одному Богу это под силу, так что меняйтесь сами, свой мир внутри», — напутствует он нас на дорогу в город, крестя двумя перстами.

Фото — Антон Размахнин.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Салин

Политолог

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Сергей Обухов
Сергей Обухов

Для меня «Свободная пресса» — одно из топовых федеральных изданий. Ее манера подачи информации, проверки фактов, сопоставления точек зрения задает высокий стандарт аналитики. На фоне деградирующей политической журналистики в России издание, можно сказать, стоит маяком.

В любом случае, коллективу удачи. Не снижать планку и развиваться — в том числе, за счет региональных приложений. И наращивать политический вес!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня