18+
суббота, 3 декабря
Общество

Расправа над крейсером «Аврора»

Чиновники и олигархи, устроившие попойку на легендарном корабле, не только не понесли наказания, но и добились расформирования его экипажа

  
199

9 октября электронный справочник минобороны «Оружие России» сообщил о том, что главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий подписал директиву о расформировании военного экипажа корабля № 1 ВМФ России — легендарного крейсера «Аврора». С 1 декабря на нем останется только обслуживающий персонал в лице трех уборщиц и шести охранников.

Решение уникальное. Никогда еще в истории русского (советского) флота уборщицы не правили службу на боевом корабле, даже если он становился музеем. Это неуважение к героической истории нашего флота. Конечно, нынешним «хозяевам» России не нравится то, что из орудия «Авроры» в 1917 году был произведен холостой выстрел, послуживший во время Октябрьской революции сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Но у «Авроры» немало других славных страниц в боевой биографии.

Крейсер был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое-Адмиралтейство» 23 мая 1897 года, спущен на воду 11 мая 1900 года и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года. В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток, крейсер «Аврора» принял боевое крещение в Цусимском сражении 14−15 мая 1905 года. Возвратившись в Балтийское море, «Аврора» длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны крейсер «Аврора» принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 года был поставлен на ремонт в Петрограде.

В 1917 году экипаж «Авроры» активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.

В 1922—1923 годах одним из первых на Балтике крейсер «Аврора» был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940 года, проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль много плавал и посещал порты ряда зарубежных государств. В 1924 году крейсер был награжден Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 году — орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» и его экипаж встали на защиту Ленинграда. Весь период ленинградской блокады «Аврора» стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), обстреливала из своих орудий противника и сама подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944 года крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт.

В 1948 году крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища. В 1956 году на «Авроре» был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской революции, а в июле 1992 года на нем был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг — символ морской мощи России.

И такой корабль унижать лишением профессиональной военно-морской заботы о нем? По меньшей мере странное решение.

Вызывает удивление и другое. Совсем недавно заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Федор Смуглин утверждал в прессе, что готовятся документы о создании на базе крейсера «Аврора» корабля-музея воинской славы. При этом он уверял, что на корабле будет сохранен военный экипаж, в состав которого помимо офицеров войдут призывники и военнослужащие-контрактники. И вдруг — совсем иное решение. На главкома явно надавили. Не трудно предположить — кто.

Полтора года назад крейсер оказался в эпицентре громкого скандала. В ночь с 5-го на 6-е июня 2009 года издаваемый на деньги олигарха Михаила Прохорова журнал «Русский пионер» широко отпраздновал свою годовщину на борту легендарного корабля. Среди гостей вечера оказался полпред президента РФ Илья Клебанов, глава «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров, пивной магнат Олег Тиньков, главный редактор русского «Форбса» Максим Кашулинский, владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Их развлекали телеведущая Тина Канделаки и Сергей Шнуров, известный тем, что балует подобную публику песнями с нецензурной лексикой.

Мероприятие так и осталось бы незамеченным, но каким-то образом эта (наверняка далеко не первая и уж точно не последняя) «невинная шалость» зажравшихся и одуревших от собственного всесилия и безнаказанности чинуш, повязанных родственными, деловыми и дружескими связями с олигархией, оказалась известна прессе. И целый ряд как печатных, так и электронных СМИ выступили с публикациями и репортажами о данном событии. Как писала тогда газета «Фонтанка», «Аврора» преобразилась по случаю пьянки невообразимо: крейсер оброс прожекторами, звуковыми колонками, куда-то подевались вахтенные матросы и офицеры, а их места заняли игривые официанты, наряженные в гламурненькие тельняшечки, разносящие «сливкам нового российского общества» шампанское.

В любой нормальной стране полетели бы со своих мест причастные чиновники, но только не в «демократической России». Начальники Матвиенко, Набиулиной и прочих промолчали. Правда, прокуратура Ленинградского военного округа начала проверку, но не по факту захвата военного корабля группой гражданских лиц, устроивших там попойку, а «по факту публикации по этому поводу в СМИ». К сожалению, довести до конца проверку ей не дали. После поднявшегося в СМИ шума Главная военная прокуратура затребовала от окружного ведомства материалы в Москву. Свои результаты ГВП не обнародовала до тех пор, пока журналисты, в частности, «Фонтанки» не обратились с жалобой в Генпрокуратуру. Ответ пришел вполне грамотный: пить и прохаживаться в вечерних нарядах по палубам военного корабля, а по совместительству музея, незаконно, это противоречит требованиям, как общевоинского устава, так и законодательства об объектах культурного наследия.

То есть нарушение закона чиновниками и олигархами зафиксировано. Понес ли кто-то из них хотя бы минимальное наказание? Такой вопрос в современной России звучит просто дико.

Наоборот, чиновники и олигархи начали давление на слишком свободную прессу. Например, адвокат Павел Астахов, действующий в интересах журнала «Русский пионер», направил заявление на имя генпрокурора Юрия Чайки, в котором обращает внимание на распространение в СМИ членами КПРФ «ложных заявлений, порочащих организаторов и гостей дня рождения издания на крейсере «Аврора» в Санкт-Петербурге, среди которых были известные политики, общественные деятели и бизнесмены, участники Петербургского экономического форума. Заявитель просит Генпрокуратуру провести проверку и принять меры прокурорского реагирования в соответствии с законодательством. В нем, в частности, указывается, что на сайте «Город 18» опубликован фрагмент заявления коммунистов, где есть такие слова: «В дни позорного пиршества истеблишмента и мировой буржуазии — Петербургского экономического форума — с явного одобрения властей сотня олигархов осквернила легендарную «Аврору». По палубе грозного корабля расхаживали пузатые миллионеры, извращенные содержанки олигархов, чиновники, покорные пьяным буржуям официанты. По стволу орудия, совершившего исторический выстрел, текли водка, текила и шампанское… Женщин раскладывали прямо на стендах. Брызгались шампанским, а потом некоторых тошнило — на экспонаты. Били бутылки об оружейные стволы…»

«Приведенный выше фрагмент бросает тень на уважаемых политиков, бизнесменов и редакцию журнала „Русский пионер“ и имеет целью опорочить организаторов и участников культурного мероприятия», — считают заявители. То есть они до сих пор уверены, что вакханалия на крейсере — это «культурное мероприятие». И никто — ни президент, ни премьер, ни прокуратура — даже не попытались рассеять такое инфантильное заблуждение далеко уже не молодых гулён.

Но стрелочники были найдены. В документах прокурорской проверки было отмечено, что некоторые должностные лица ВМФ способствовали устроенной на «Авроре» попойке. По результатам проверки в адрес главнокомандующего ВМФ было внесено представление, который, в свою очередь, издал приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности командира крейсера «Аврора» капитана первого ранга Анатолия Бажанова, тогдашнего командующего Балтийским флотом Виктора Мардрусина, а также нескольких офицеров из руководства ЛенВМБ. Им вменено нарушение организации службы на корабле и низкий контроль за выполнением требований по организации внутренней службы на крейсере. Фактически, если смотреть на ситуацию, не взирая на лица, то военным указали, что они должны были воспрепятствовать проникновению на корабль гражданских лиц вплоть до применения оружия. Таково требование уставов.

И вот представьте себе: Прохоров или Матвиенко вдруг решать опять гульнуть на «Авроре», а экипаж, которому теперь приказано действовать по уставу, встретит их во всеоружии. Что получится? Закрытая зона! Нарушение прав и свобод чиновника и олигарха! Могут ли такое потерпеть «хозяева» России? Нет, конечно. Лучше — экипаж расформировать. И укомплектовать крейсер тремя уборщицами и шестью охранниками, которые просто не способны воспрепятствовать веселью тех, кто завоевал это право приверженностью идеалам особой российской демократии.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня