Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 октября 2010 00:50

Исламу стало тесно

«Война за мечети» в Москве — не провокация, а реальный конфликт за столичную землю

23

В минувшую пятницу, 8 октября, москвичи ненадолго отвлеклись от интриги, связанной с грядущим назначением московского мэра, чтобы обсудить локальные беспорядки в районе станции метро «Проспект мира». На небольшом пятачке, где бок о бок располагаются спорткомплекс «Олимпийский», московская соборная мечеть и православная церковь святителя Филиппа, на пятничный намаз, как всегда в последние годы, собрались тысячи мусульман. Однако те дорожки, на которых привыкли располагаться на молитву не попавшие в мечеть, оказались по большей части заблокированы отрядами милиции и ОМОНа.

Ситуация оказалась крайне напряженной. В конце концов, мусульманская община уговорила милицию снять оцепление — однако это произошло уже после часа молитвы, когда основная часть собравшихся направилась восвояси. Удалось выяснить, что милиция, участвовавшая в оцеплении, подчинялась УВД Центрального округа Москвы, который, кстати, возглавляет Алексей Александров, ранее занимавшийся в Москве проблемами межрегиональных и межнациональных отношений. Александров, идеолог знаменитого «Кодекса москвича», обсуждал сложившуюся ситуацию вместе с представителями Совета муфтиев России, дирекцией СК «Олимпийский» и своим предшественником на посту префекта Сергеем Байдаковым, который курирует в московском правительстве спорт и туризм.

Напомним, что в августе этого года на праздник Ураза-Байрам к соборной мечети пришли около 50 тысяч молящихся. Однако тогда оцепления милиции не было, а движение автомобилей было перекрыто — поэтому конфликтов не возникло.

Обозреватель «СП» поговорил с представителями Совета муфтиев о том, что, по их мнению, произошло 8 октября и что нужно, чтобы впредь не допускать подобных происшествий:

«СП»: — Что именно, по вашим данным, произошло в минувшую пятницу?

— Молящиеся, как обычно, пришли к мечети, но некоторые проходы и территории были по распоряжению дирекции спорткомплекса «Олимпийский» закрыты милицией.

«СП»: — Что можно сделать, чтобы впредь молитвы проходили без эксцессов?

— Это вопрос, конечно, городского уровня. И он не только решается, но уже решён. Было совещание у Сергея Байдакова, где участвовали и мы, и представители спорткомплекса «Олимпийский». Конфликт, на данный момент, снят, руководство «Олимпийского» предупреждено о том, что недопустимо создавать такие неудобства.

«СП»: — Кому принадлежит земля, на которой располагаются по пятницам молящиеся?

— Есть участок земли, который предназначен для временного молельн зала. Однако сейчас им пользуется спорткомплекс — точнее, не пользуется сам, а сдаёт в аренду. Но мы уже договорились, что с этим участком наведут порядок, все тротуары будут открыты для прохода верующих, а чтобы облегчить транспортную ситуацию и не создавать толп, мы оборудуем выход в сторону метро «Достоевская». То есть будем предупреждать молящихся, что есть альтернативный проход — чтобы не создавалось напряженности только на одной ветке метро, а распределить поток на две.


У дирекции «Олимпийского», между тем — своя правда. В интервью «СП» начальник отдела рекламы спорткомплекса Владимир Хохолев не скрывал своих эмоций. «Если вы хотите понять, что у нас происходит и из-за кого, приходите к нам в пятницу, и всё поймете, — говорит Хохолев. — Молящиеся забивают все проходы, все площадки, мешают людям и автомобилям, висят на оградах православной церкви Сибирского подворья. И это не московские татары, которых у нас уже почти не осталось — это „клуб по интересам“ с Кавказа и из Средней Азии. А у нас ходят дети, зрители, клиенты». Поэтому администрация «Олимпийского» вынуждена была пригласить милицию, отметил менеджер.

В такой ситуации действия столичных властей выглядят откровенно непонятно, заявил Хохолев. «Я прекрасно помню, как в советские времена удавалось поддерживать порядок вокруг мечети, — поясняет он. — Всё просто: в мечеть пускали только по приглашениям, как и православных молящихся в Елоховский храм. И иначе нельзя: небольшой храм в центре города в отсутствие альтернатив может стать эпицентром давки, подобной Ходынской трагедии 1896 года.

«Ходынское поле — прекрасный был бы вариант для постройки мусульманского центра: там огромное пространство, дома далеко, есть удобные пути подъезда, — комментирует Владимир Хохолев. — И это не Кузьминки, а практически центр города. Но, однако же, мусульмане предпочли строиться здесь, где место крайне ограничено — и на наше предложение собираться в районе улицы Дурова, с другой стороны мечети, не согласились». Между тем, скоро работа «Олимпийского» может оказаться парализованной: уже сейчас администрация комплекса вынуждена отказываться от проведения крупных музыкальных фестивалей. «Будет что-нибудь масштаба „Евровидения“, а мы не сможем принять подобный фестиваль, — предупреждает сотрудник дирекции „Олимпийского“. — Нам уже некуда ставить фуры с оборудованием, негде парковать машины тысяч гостей».


События 8 октября сильно напоминают провокацию — может быть, мы сталкиваемся с попытками мусульман Москвы пролоббировать постройку новых мечетей? Или, напротив, речь о попытках столичной милиции справиться с проявившейся исламской проблемой?

— Не думаю, что это могло быть провокацией, — считает политолог Станислав Белковский. — Московским властям сейчас явно не до подобных ходов. С другой стороны, Совет муфтиев — вполне мирная организация, не конфликтующая с властями. Они решают проблемы переговорами, им незачем открывать войну. То, что происходит — это стихийный процесс, а причина его в том, что количество последователей ислама в столице превысило некую критическую черту.

Ослабить намечающиеся религиозные конфликты в городе можно лишь резко изменив миграционную политику в городе, уверен Белковский. «Дешевые кадры мигрантов, которые московские власти привлекали на разные работы, главным образом, в строительство — стали фактором напряженности, особенно после кризиса, когда многие из них потеряли работу, — констатирует политолог. — Они не могут ни найти работу, ни покинуть столицу».

Представитель Совета муфтиев, напротив, считает, что проблему можно разрешить только резким увеличением количества мест для молитвы. «Мы согласны с теми подсчетами, которые произвел патриарх Кирилл, о том, что на каждые 40 тысяч прихожан должен быть один храм. — отвечают в совете. — Между тем, в Москве 2 с лишним миллиона мусульман, а мечетей всего четыре. Стало быть, нужно не менее 20−25 мечетей, учитывая, что далеко не все мусульмане ходят в мечети».

Что касается соборной мечети на проспекте Мира, то сейчас ее вместимость составляет всего 800 человек; после реконструкции, которая завершится в ближайшие годы, мечеть будет вмещать около 10 тысяч человек, ещё 25 тысяч смогут молиться на специальных крытых площадках с подогревом. Остальным — а сейчас по праздникам к этой мечети приходит до 60—80 тысяч человек — нужно предоставить дополнительные мечети для молитвы, считают в Совете муфтиев.


Между тем, строительство одной из этих новых мечетей — в Кузьминках на юго-востоке столицы — встретило ожесточенные протесты местного населения. Жители района, которых поддерживают православные активисты, говорят, что хотели бы видеть на месте, определенном под мечеть, зелёную зону либо православный храм: церквей в Кузьминках также недостает. Кстати, Московская патриархия и правительство города заявили о строительстве в ближайшем будущем 200 православных быстровозводимых храмов в «спальных» районах столицы; участки земли для 35 из них уже выделены.

— Между православными и мусульманами нет конкуренции в этом вопросе, — комментирует Станислав Белковский. — Эти проекты реализуются параллельно, источники финансирования и административные ресурсы у православных и мусульман очень разные. То же, что в Кузьминках протестуют против мечети — не часть какой-то православной кампании, а простое возмущение местных жителей, которые боятся криминализации района после появления мечети. Православные активисты к этой ситуации лишь примазались, уверен Белковский.

Иными словами, в Москве складывается потенциально весьма конфликтная ситуация: конфликты вокруг мусульманских общин вызваны, кажется, не провокациями гипотетических желающих «раскачать лодку», а реально существующими интересами московских мусульман, которые пересекаются с интересами остальных москвичей.

Возможно, одним из тех, кто захочет и сможет решить проблему, будет новый московский мэр — благо, пока конфликт, в принципе, решаемый, а успех зависит лишь от тактичности властей. Однако, как полагает Станислав Белковский, новый градоначальник может и не захотеть заниматься этим вопросом. «Мусульманский вопрос не входит в число приоритетных для федеральных руководителей, которые будут ставить в Москве нового мэра, — говорит политолог. — Поэтому любой из назначенных градоначальников будет предоставлен в этом вопросе самому себе. Как сложатся его личные предпочтения и его интересы — так и поступят».

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня