Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
13 октября 2010 18:09

Украина в трауре. В Марганце глотают валерьянку и водку

Невероятно, но земляки не винят водителя Николая Гречку, чей автобус смял локомотив

159

На Украине траур. Страна скорбит о жертвах катастрофы на железнодорожном переезде в Днепропетровской области.

За сутки после трагедии на 116-м километре перегона Никополь-Марганец число жертв достигло 46 человек. По количеству погибших эта авария стала самой кровавой за всю историю независимой Украины.

Во исполнение указа Януковича губернаторы подписали соответствующее распоряжение — и на всех государственных офисах приспущены национальные флаги. Должны быть внесены изменения в теле и радиопередачи, отменены концерты, спектакли и прочие развлекательные программы. Однако в полудню траурного дня большинство FM-станции продолжает гнать попсу, вовсе не собираясь менять формат.

Вечером 13 октября в Киеве должен выступить знаменитый испанский тенор Хосе Каррерас. Никаких сообщений об отмене нет. Здесь же в театре им. Ивана Франко гастрольная труппа Московского художественного театра продолжает премьерный показ спектакля «Трехгрошовая опера». В главных ролях Константин Хабенский, Алексей Кравченко и Марина Голуб. В киевском цирке новая программа под характерным названием «Страшно, весело, смешно».

Несколько иначе отреагировал Донецк. Свой визит в шахтерскую столицу перенесла Тина Кароль, которая должна была сегодня петь в донецкой «Юности». Из-за траура отменили концерт в донецком цирке «Космос» Света Лобода и Макс Барских.

Поселок Городище — рабочая окраина Марганца. В девять утра отсюда в центр шел бюджетный рейс, буквально набитый льготниками. Но до конечной остановки «Городская поликлиника» они не доехали.

Маршрутный автобус «Богдан-Эталон» столкнулся с двухсекционным электровозом. В маленьком салоне находились больше полусотни пассажиров. Врезавшись в автобус, локомотив протащил его 400 метров, смяв как коробку из-под обуви.

— Был жуткий металлический скрежет, — рассказывают свидетели аварии. — Сначала думали, что это взрыв.

Звук, который вдруг раздался со стороны переезда, слышал весь город. Педагог Николай Загной вытаскивал из раздавленного автобуса людей: «Из разбитых окон торчали руки, ноги, доносились стоны. Кровь стекала по стенкам в щебень».

На месте погибли 38 человек, включая 56-летнего водителя и трех детей. Их тела были разбросаны вдоль всего полотна. Остальные в крайне тяжелом состоянии были доставлены в реанимационное отделение Марганецкой центральной горбольницы. Множественные переломы, черепно-мозговые травмы.

Уже к вечеру скончались еще пятеро. Кого было можно, вертолеты санитарной авиации перевезли в областную клиническую больницу Днепропетровска. По словам главврача клиники Владимира Павлова, четверо из семи марганецких пациентов находятся в коме, у еще одной женщины перелом шейных позвонков. «Все очень тяжелые», — рассказал Павлов.

По неофициальной информации медиков, к пятнице в безнадежных случаях они будут вынуждены начать отключение аппаратов жизнеобеспечения. Полный список погибших и пострадавших пока не составлен. Пять тел изуродованы настолько, что визуально невозможно определить даже пол.

Среди жертв много близких родственников. Сейчас в Марганце по улицам развозят гробы. Город практически не работает. Люди в шоке, плачут, пьют валерьянку и водку. Похороны большинства погибших состоятся в поселке Городище в четверг.

Психологическую реабилитацию проходят машинисты «локомотива смерти». Оба до сих пор не могут выйти из стрессового состояния.

Создан сайт, посвященный трагедии: 116.at.ua.

Удивительно, но многие из земляков не винят одного водителя Николая Гречку. Здесь не верят в официальную версию, усиленно раскручиваемую украинскими СМИ: мол, обезбашенный водила чуть ли не специально выехал на рельсы, чтобы покончить жизнь самоубийством.

Вчера вечером Виктор Янукович прервал визит в Днепропетровск и прибыл на место катастрофы. Он потребовал, чтобы всех нарушителей дорожного движения, задержанных на железнодорожных переездах, доставляли на психиатрическую экспертизу.

Похоже, виновника ДТП хотят объявить сумасшедшим. Версия очень удобна для властей. В дом семьи Гречек наведались следователи. Мандат на обыск не предъявляли, но устроили откровенный досмотр на предмет наркотиков и злоупотребления спиртным.

— Он был очень аккуратный, непьющий вообще, — плачет вдова Тамара Ивановна — За автобусом этим всегда следил, хотя и не его была машина.

Автобус — не новый. К тому же оказалось, что сам водитель официально не оформлен на работу в автотранспортном предприятии, осуществлявшем пассажирские перевозки. Типичная ситуация, когда работников используют «втемную». Хозяину так выгоднее.

Что же случилось на самом деле?

Профессиональный шофер с 36-летним стажем Николай Гречка остановился у переезда на красный свет и пропустил едущую электричку. Он вышел из кабины и ожидал, пока пройдет пассажирский состав. Как только миновал последний вагон, снова сел за руль и выехал на рельсы.

В правилах четко сказано: подъезжая к железнодорожному переезду, водитель должен убедиться в отсутствии приближающегося поезда. Вот Николай и убедился. Действительно, семафор продолжал гореть красным. А через секунду наперерез вылетел локомотив.

Друзья пытаются восстановить ситуацию: «Скорее всего, Коля на фоне зелени не заметил синий локомотив. Услышал сирену, засуетился, начал переключать передачу, чтобы быстрее съехать с путей. Мотор и заглох».

Начальство «Укрзализниці» продолжает убеждать публику, что на злополучном переезде исправно работала звуковая и световая сигнализация. Якобы, путь просматривается на семьсот метров и дальше, а водитель-преступник прекрасно видел локомотив.

Но достаточно побывать здесь, чтобы убедиться — само железнодорожное полотно просматривается плохо. Тут даже установлен специальный знак «Ограничение видимости». Приближающийся поезд можно заметить из машины, лишь когда вплотную подъедешь к рельсам.

Много претензий у местных к работе путевой сигнализации:

— Этот светофор постоянно ломается и вечно мигает красным, даже когда поезда не идут! Отсюда убрали шлагбаум, с тех пор каждый год случаются аварии…

— Шлагбаум на этом переезде не положен. Его категорийность не предусматривает установку шлагбаума, — вот так ответил на претензии начальник Приднепровской железной дороги Александр Момот.

По свидетельствам жителей Марганца, в будние дни на рейс должны выходить шесть льготных автобусов. Ездят только три. «Поэтому ходят вечно забитые битком. В выходные бывает, что вообще ни одного».

Что же удивительного нашли большие украинские начальники в поведении насквозь виноватого Николая Гречки? Ему надо было везти людей. Хоть как-то зарабатывать копейку, чтобы тебя вообще не вышвырнули на улицу.

Есть семафор, который вечно красный. Ждать некогда — подъехал, глянул туда-сюда и вперед. Так поступает большинство украинских водителей. Или Янукович этого не знает, объявляя их идиотами?

Оказывается, на переезде, где потоком идут товарняки и электрички, теперь не положен шлагбаум. Где уж потратиться на подъёмные щиты, которые поднимаются при срабатывании запрещающего сигнала светофора.

Про какие-то там щиты правительственная комиссия даже не говорит. Жизнь украинца стоит недорого. Премьер-министр Николай Азаров заявил, что выделит семьям погибших по 100 тыс. гривен. Это меньше тринадцати тысяч долларов.

…По расписанию никакого локомотива в 9 утра на переезде «116 километр» быть не должно. Старый водитель Гречка прекрасно знал расписание. Нормальный мужик, у которого дома оставались внуки — он хотел привычно проскочить рельсы.

Но тем же утром в соседней Запорожской области грузовой состав въехал в трактор. Тракторист погиб на месте.

— Чтобы оттащить состав и разгрузить место происшествия, был вызван тот самый локомотив. Его движение в графике не было прописано, и он ехал по неправильному пути, как и делается в экстренных ситуациях, — рассказывают в пресс-службе Приднепровской железной дороги.

180-тонный электровоз помчался не по расписанию — спасать застрявший состав. До трагедии в Марганце оставалось меньше часа.

Украина

Фото mns.gov.ua

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня