Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
15 октября 2010 01:25

Перепись-2010 выявила новорождённые нации

«Свободная пресса» решила узнать у их представителей, на что они надеются

294

14 октября официально стартовала Всероссийская перепись населения, которая продлится до 25 октября (хотя формально она уже идёт с апреля 2010 года — с этого времени переписываются малые коренные народности севера). И главной её интригой стали общественные инициативы вокруг графы «Национальность» (напомним, что Росстат в эту Перепись официально утвердил 1840 национальностей, проживающих на территории страны). Неожиданно в России появились десятки групп людей, агитирующих россиян записываться экзотическими и никогда, на первый взгляд, не существовавшими нациями: залесскими русскими, москвичами, сибиряками, и т. п. Сегодня уже можно не сомневаться, что по итогам Переписи-2010 официально появятся новорождённые нации, и мнения их представителей придётся так или иначе учитывать властям (как это произошло по итогам Переписи-2002, когда, к примеру, была зафиксирована такая нация как поморы, с 6,6 тысячами человек, записавшимися с неё).

«Свободная пресса» решила узнать у представителей таких инициативных групп, чем обусловлен их выбор и чего в конечном итоге они хотят добиться, выделив «экзотов» в отдельные национальности.

Виктор Николаев, журналист и политолог из Санкт-Петербурга, много лет исследует и пропагандирует особую, «ингерманландскую» идентичность жителей северо-запада России. Смешение славянских и фино-угорских кровей позволяет некоторым этнографам и культурологам, в том числе и Николаеву, выделять инерманландцев в особую этническую группу. Движение в поддержку ингерманландской идентичности имеет своего символа — зелёного крокодила; это животное можно часто наблюдать на митингах питерской оппозиции.

Питерцы — это ингерманландцы

«Перепись населения я считаю весьма полезным мероприятием и буду в ней участвовать. Польза переписи — главным образом, в том, что она заставляет респондентов задуматься о своей идентичности и сформулировать её. Национальность у нас, напомню, по 26-й статье Конституции, определяется не по крови, не по цвету кожи, не по разрезу глаз — а на основе самоопределения. Поэтому очень хорошо, что участникам переписи разрешается записаться в любую национальность, а также проигнорировать этот вопрос вовсе.

Я собираюсь записаться ингерманландцем — мы проводим кампанию в поддержку этой идентичности на нашем сайте «Ингрия-инфо». Смысл акции состоит в том, чтобы в ходе опроса переписчика обозначить свою национальность как «ингерманландец», которая присутствует в официальном списке национальностей России № 534 код 280. В отличие от «финнов-ингерманландцев», просто ингерманландцы считаются этнической общностью, возникшей в результате ассимиляции фино-угорского и славянского населения Ингрии и таким образом, подходит как корректная национальная идентификация для всех коренных жителей Санкт-Петербурга и области. Напомню, что переписчик обязан записать национальность со слов респондента.

Я знаю о похожих акциях со стороны казаков — в Сети имеется известный видеоролик — сибиряков и других этнических идентичностей России. Думаю, что в продвижении «малых идентичностей» в России есть большой смысл: это, прежде всего, полезно для самих людей в плане осознания самих себя. Что касается государства, то по итогам переписи правительство будет иметь достаточно адекватную этническую картину России. Другое дело, что официальные результаты все равно, наверняка, «нарисуют» в желаемом ключе.

Мне приходилось читать в интернете многочисленные статьи, посвященные тому, что продвижение «малых идентичностей» — это ужас как плохо и ведёт к распаду России. На мой взгляд, это не так. Кстати, возможно, что некоторое уменьшение численности русских в России по итогам переписи может быть даже полезным для национального самосознания — в этом, например, убеждены некоторые русские националисты".

«Мы — залессцы»

«Да, на предстоящей переписи я запишусь залесцем», — сообщает в своём блоге москвич Артём Северский. — «Есть две причины, по которым так стоит поступить и другим жителям ЦФО. Как верно отмечено многими, сама эта перепись не стоит и выеденного яйца, никому её результаты не нужны, а по основным группам, таких как „русские“, их могут и искажать. Поэтому, не стоит обращать внимания на перепись как на перепись. Стоит обратить на неё внимание иначе — как на предоставляемую нам гос. аппаратом (за наши деньги) возможность связаться друг с другом и посчитать самих себя».

Сам Артём сейчас живёт и учится в Лондоне, но, в отличие от многих уехавших россиян, планирует скоро вернуться на родину, в «Залесье». Своё фото он предоставить не смог, согласившись на предложение редакции заменить его изображением Гомера Симпсона — «это типичный залесец».

«СП»: — В чём цель кампании?

Высказывание мнения в графе национальность — это один из немногих оставшихся в стране способов открыто высказаться массе людей. В работающей демократии таким способом должны быть выборы, но у нас их нет. Поэтому, надо использовать те каналы высказываний, которые есть, пусть они и не очень обычны.

«СП»: — По идее, цель выборов — или получить власть, или отдать её тому, кому доверяешь. А этот канал — просто заявление, из которого, в общем, ничего не следует. В прошлую перепись записывались, например, «эльфами». В чём разница?

— Прежде чем власть получать или передавать надо понять, а во имя какого субъекта мы этой властью распоряжаемся. Чтобы была демократия, нужно чтобы был оформленный демос — осознанная политическая общность. Действительно, за переписью никакой передачи власти не будет, но она является способом, через который демос может начать свое формирование, институтом, через который люди могут сказать друг другу — да, вот мы есть, мы готовы к политическому сотрудничеству, давайте работать вместе. Записывание же «эльфами» — это исключительно выражение протеста, причем в заведомо несерьёзной форме.

«СП»: — Пытающихся создать «политическую общность» немедленно подозревают в сепаратизме. «Выписываясь» из русских, вы понимаете, что национальная карта — это то, что разрушает государства? По крайней мере, для РФ в её нынешнем виде это критично.

— Конечно, мы не выписываемся из русских. Я вообще не понимаю смысл этой фразы, русский — это этническая принадлежность, не являющаяся предметом сиюминутного выбора. Выписаться из русских — это всё равно, что выписаться из «мужчин».

Но русские есть разные, в США тоже русских много живет, их тоже можно переписать, но что такая перепись нам даст? В переписи государство нам предоставляет достаточно уникальный для России институт массовой коммуникации, нам кажется резонным этот институт использовать.

«СП»: — Да, и Росстат всё равно говорит, что будет включать такие «субъэтносы» в «русский народ»

— Это уже дело государства. Понятно, что как только у власти появится понимание, что некий канал используется для независимого политического действия, этот канал будет перекрыт. Но пока он кажется открытым, и нет причин не попытаться его использовать.

«СП»: — Значит, залесец — это не кровь, не почва, не язык, не вера — в том смысле, что националисты обычно опираются на эти компоненты? Грубо говоря «да будь я негром преклонных годов, …, я б тоже записался залесцем?»

— Ну почему же, залесец это и почва, и язык — мы говорим о жизни в конкретном регионе, более того о жизни определенного типа, опирающейся на взаимодействие и кооперацию, для которых совершенно необходима общность языка. Ключевым вопросом является способность и желание человека встроиться в общество, продуктивно взаимодействовать со своими соседями, строить быт — если кровь и вера этому не мешают, то прекрасно. К сожалению, зачастую мешают.

Кроме того, важна и культура в целом, выходящая далеко за вопросы веры. Залесцы — это этнические русские, они обладают определенными знаниями, определенным мировоззрением, которое позволяет им более легко взаимодействовать между собой, чем с полными чужаками, понимать друг друга на полуслове, не тратить время на объяснение неких общеочевидных вещей.


Back to USSR

Сибиряки, залессцы, казаки, дальневосточники, ингерманландцы и многие другие утверждают, что их этнос сформировался в конкретном регионе. Все они имеют региональную привязку и соответствующую специфику. В отличие от них, активисты движения сопротивления имени Петра Алексеева считают, что есть национальность, в которую может записаться абсолютно большинство жителей России и стран СНГ. «Поддержи нашу акцию, выбери во время переписи советскую национальность», — призывают сторонники движения.

Активист ДСПА Пётр объяснил «СП», что цели у него примерно те же, что и у регионалистов — объединить этим символическим жестом как можно больше людей.

«СП»: — Не вы одни предлагаете записаться под новой для человека национальной идентичностью. Но всё же речь идёт о субэтносах — сибиряках или казаках. Может ли идеология, идея служить основанием для нации?

— Речь идет скорее не о нации. Мы, разумеется, не отрицаем национального вопроса, но считаем что понятию «нация» придается слишком много значения. Это своего рода идеологическая ловушка. Вчера белорусы были друзья, сегодня Кремль поссорился с Лукашенко, и вот они уже все «бульбаши». Что реально стоит за этим, кроме абстракций? А «советский» в данном случае это человек с определенной классовой принадлежностью, и с определенной моделью социального поведения, которую мы считаем правильной и человечной.

«СП»: — Опять же — каждая инициативная группа преследует в переписи свои цели. Понятно, что агитация через он-лайн не даст массового результата, то есть большинство в «советские» не запишется. Речь идёт о заведомом меньшинстве, ну, тысячи человек максимум. В чём, в таком случае, цель вашей инициативы?

— В первую очередь — небольшое исследование сетевой активности и возможностей сетевой мобилизации. Мы периодически проводим такие проверки. Кроме того, акция дает возможность людям, не участвующим в уличной политике, высказать своё мнение, поддержать близкие нам идеи и, заодно, увидеть, что он не одинок. Мы прекрасно понимаем, что «советскими» запишется меньшинство.

Ещё лучше мы понимаем, что даже если вся страна запишется советскими, это никак не отразится на неолиберальном курсе правительства. Ну, максимум, сменят флаг обратно на красный, а под эту лавочку получат возможность провести ещё более людоедские реформы.


«Не называйте нас евреями»

«Записываясь „евреями“, Вы даете повод профессиональным „еврейским“ организациям, то есть в основном носителям либо религиозного мракобесия либо политкорректности „представлять“ вас, говорить от вашего имени и якобы защищать ваши интересы. Мы же полагаем, что интересы ашкеназов, равно как и других белых европейских народов прямо противоположны сползанию в болото мракобесия и политкорректности», — считает группа людей, призывающих записываться в ашкеназы.

Один из авторов призыва, Алекс Йесод, давно недоволен состоянием «еврейского вопроса». «Официальному еврейству, с его виктимным некрокультом Холокоста и фиксацией на Израиле, рехнувшимися правозащитниками и инертной синагогальной паствой — абсолютно нечего предложить нам, 20−30 летним евреям из диаспоры», — писал он ранее в сообществе nationalistjews. Как Алекс пояснил «СП», для него перепись — очередной этап прощания со средневековым образом еврея.

«СП»: — Основной признак среди призывающих записываться малыми народами — все они так или иначе имеют отношение к русским и официально считаются русскими. А здесь ашкеназы, которые хотят выделиться из евреев. Зачем?

— Это очень схожий процесс. Евреи — это такой зонтик, под которым действуют всевозможные махинаторы, назовём их «профессиональные евреи», так же, как есть и «профессиональные русские».

Что такое сейчас еврей в российском обществе? Это Кобзон, это Берл-Лазар какой-нибудь, или Розенбаум. Люди, которые тоже являются частью элиты, частью номенклатуры. При этом они не представляют большинства европейских евреев. Те разобщены, а вот названные персоны действуют от их имени, от имени, условно говоря, «мёртвых душ».

Если в обычный день пойти в синагогу, то большинство прихожан там будут старики или горские евреи. Примерно то же самое, что в православной церкви, но со своими особенностями — у евреев есть национальные группы, грузинские, горские, с которыми у нас общего — только религия.

Поскольку большинство современных евреев-ашкеназов не ортодоксальны, придерживаются скорее светских, секулярных воззрений, то этот мостик, объединяющий нас с остальными евреями, очень тонкий.

«СП»: — То есть ашкеназ нерелигиозен?

— Для ашкеназа вера — это личный вопрос. Вера воспринимается скорее по-протестантски, нежели как в ортодоксальном иудаизме или в православии. Ортодоксия — это нечто архаичное, как фофудья у русских. Противостоять ей нет смысла, но стоит от неё дистанцироваться, чтобы не выглядеть средневековыми клоунами.

Ашкеназ — это европейский еврей, один из коренных народов в том числе и России.

«СП»: — В Европе же ашкеназы не отделяют себя, не дистанцируются. Почему этим надо заниматься именно в России?

— Надо же где-то начинать. В Европе все еврейские общины были сильно прорежены и в ходе Второй мировой войны, и после заселения Израиля, и основной ресурс для возрождения — это евреи восточной Европы. Возможно, эмигрируя, они принесут этот новый процесс и в Западную Европу.


Разделяйся и барствуй

Чем больше наций в РФ будет, тем Центру больше прав придётся им передавать. Например, в Ханты-мансийском автономном округе коренные народы в своё время добились перевода им в траст 5% акций Газпрома. Да и прочие льготы малые коренные народы имеют сполна.

В этом году Эвенкия стала единственной территорией РФ, где тарифы на электроэнергию снижены на 5%. Интересно, что на остальной территории Красноярского края, частью которого после административной реформы Эвенкия стала со статусом всего лишь «автономного района», тарифы на электроэнергию вырастут на 15%.

Еще одним интересным фактом является то, что в Эвенкии ее жители платят за 1 кВт/ч всего 87 копеек при ее себестоимости в 20 (!) рублей. На компенсации разницы в 2010 году Эвенкии будет выделен 1 млрд рублей.

Вообще нетрудно заметить, в последние лет 5−7 северные, или как их принято называть, «коренные малочисленные народы», живут по другим экономическим законам, чем граждане России, отнесенные по методу от обратного к «некоренным народам».

Прошлый год был особенно богат на события для российских «аборигенов»: тогда, в частности, произошло событие, не замеченное центральными СМИ — утверждение 28 августа правительством РФ «концепции, предусматривающей развитие и модернизацию традиционно-хозяйственной деятельности жителей северных территорий страны». На федеральном уровне всерьез заговорили о развитии сети факторий и определили порядок наделения этим статусом предприятий и юридических лиц. Правда, надо напомнить, что новый юридический статус предприятий «фактория» в ряде регионов появился еще в начале 2000-х — например, в Ямало-Ненецком округе и Якутии.

Облегчить борьбу прежде русских людей за свои вновь обретенные этнические корни «аборигенов» может недавнее высказывание уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Марка Денисова: «Главной особенностью КМНС (коренных малочисленных народов Севера — „СП“) является то, что в отличие от всех остальных национальностей, они живут на том ландшафте, где родились, а не мигрируют по территориям за личной прибылью».

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня