Общество

Провокационный телемост между Казанью и Киевом

Москва завинчивает гайки, национальное чувство растёт, как давление в кастрюле

  
169

Вместе с политической жизнью, вновь вспыхнувшей в России летом 2010 года, в стране оживляются и национальные движения. О том, что далеко не все россияне согласны с тем видением своей национальной принадлежности, какое им предлагают власти, стало очевидным во время переписной кампании, которая началась по всей стране 19 октября. Помимо заявлений, видеообращений и интернет-кампаний, богатая национальная жизнь России иногда расцвечивается и весьма экстравагантными мероприятиями.

Одно из таких мероприятий прошло 14 октября в Казани. Республиканское агентство «Татар-информ» при участии РИА «Новости» организовало видеоконференцию между Казанью и Киевом на тему «Было ли татаро-монгольское иго?». В нём участвовали с татарской стороны сотрудники Института истории им. Марджани АН РТ: руководитель Центра исследований Золотоордынской цивилизации Ильнур Миргалеев и старший научный сотрудник института Искандер Измайлов. Из Москвы к ним присоединился и доктор политических наук Назиф Мириханов — бывший полпред Татарстана в России, а дискуссию модерировал президент Лиги мусульманских журналистов России Радик Амиров. А со стороны Киева в дискуссии участвовали Владимир Белинский, автор книги о России «Страна Моксель», и политолог Константин Матвиенко.

С обеих сторон, таким образом, в телемосте участвовали не академические историки, а скорее идеологи от историографии. Содержание получилось соответствующим — то, что приверженцы традиционной российской историографии клеймят как «ревизионизм». По итогам видеомоста агентство Regnum написало, что стороны сошлись на такой мысли: Российская империя — это зло, от которого одни свободолюбивые и стремящиеся к демократии народы уже избавились, а другим, в том числе и русским, ещё только предстоит проделать этот непростой путь.


Риторика, подобная приведенной, обычно становится слышной в моменты серьёзных общественных обострений, а то и потрясений. Насколько провокационный телемост между Казанью и Киевом соответствует реальному градусу накала татарского национального движения — обозреватель «СП» выяснил у опытного активиста этого движения Рамая Юлдаша:

«СП»: — Как вы думаете, почему именно сейчас стал возможным такой телемост?

— Заметим — при Ющенко такого не было, а стало возможным при Януковиче, который вроде как пророссийский, да? Но я вам скажу вот что: у нынешнего президента Украины татарские корни. Он из польско-белорусских татар, которые происходят из татар крымских. Правда, всё это не отменяет факта, что украинские националисты стояли за Ющенко…

«СП»: — Что вы можете сказать об участниках конференции?

— Люди там разные. Например, Измайлов — ученый и, кажется, по политическим взглядам умеренный. Руководитель института Рафаил Хакимов — это бывший советник Ментимера Шаймиева. Он и учёный, и политик.

Они представляют скорее государство, чем национальное движение. Правда, Рафаэль Хакимов в начале 90-х годов был идеологом ТОЦа (Татарского общественного центра). Потом он стал советником и отошел от националистов. Но с ним многие татарские общественные деятели постоянно советовались. Он идеологию платформы ТОЦ написал тогда, и с 1989 по 1991 год играл там ключевую роль. А Измайлов и другие — нет, они только на заседаниях сидели.

«СП»: — То есть Хакимов — это человек Шаймиева?

— Рафаэль Хакимов — уже давно в опале, Москва много лет пыталась его сместить, и Бабай вынужден был с ним расстаться, с одним из последних. Он идеолог суверенитета Татарстана. Отец и идеолог. Был момент, что Шаймиев его выкинул, уволил. После Договора 1997 года Хакимов выпустил нелицеприятную книгу или статью, и с ним расстались. Но, говорят, бывших советников не бывает. Это он сам, Хакимов, о себе говорит…

«СП»: — Что вы думаете о возможности бурного возрождения татарского национального движения?

— Пока, если правду сказать, то мы и не надеемся на возрождение национального движения. Нормальные здравые национал-патриоты не делают уже ставку на правительство. Пока правит команда Минниханова, никакого национального движения, наверное, не будет.

«СП»: — А Шаймиев? Не может ли он попытаться после отставки стать националистическим лидером?

— Нет, что вы. У Шаймиева сыновья: у одного 2,5 млрд долларов, у другого — 1,5 млрд. У жены есть, у сестры, племянницы — у всех есть капиталы. И задача Ментимера Шариповича сейчас — сохранить эти капиталы и оставить внукам. Статус кво сохранить. У Рахимова сын сбежал в Австрию, сохранив капитал, а эта семья здесь осталась.

Эти люди могут попытаться сыграть в националистическую игру. Но только тогда, когда Татарстан действительно придут национализировать. Вот если доберутся до «Оргсинтеза», «Танэко», «Нижнекамсшины», «Нижнекамнефтехима» и других шаймиевских предприятий, если москвичи будут отбирать, то Шаймиевы могут попробовать.

«СП»: — А предпосылки для национального движения — есть?

— Есть. Москва завинчивает гайки, национальное чувство растёт, как давление в кастрюле. Медведев — как Горбачев, он много говорит, но хорошего делается мало, а социальная сфера стремительно сжимается. Нацпроекты успешно провалились.

Собственно, нас, в данном случае поволжские республики, бросили на произвол судьбы. Взять, например, пожары: в июне этого года был день рожденья у президента Мари Эл Леонида Маркелова. Отметили это пышным президентским балом — ладно, не будем к этому придираться. А дальше — в его резиденции на озере Карась устроили фейерверк. Это была уже засуха, 26 июня. И от этого фейерверка в итоге сгорело 2400 гектаров леса! Самолет МЧС прилетал тушить, не считая нескольких вертолетов из Казани! Столько сил, столько средств бросили. Что сделали после этого федеральные власти? Оргвыводов не сделали, нет — они наградили Маркелова орденом «За заслуги перед Отечеством»! Приехал Дмитрий Медведев, его благословил, а про пожары даже и не вспомнил.

Кстати, о самой МЧС — поработав добровольцем на пожарах, я увидел, в каком развале находится и пожарная охрана, и вообще вся наша силовая структура. Нет даже нормальной экипировки. Народ сам тушил, своими силами и кое-как. До пожаров было дело только националистам и оппозиционерам.

Да, наши люди ни на кого уже не надеются, пытаются спасаться своими силами. А сил при нынешней московской власти мало. Вокруг страшная нищета. Я, работая на минимальной зарплате и ещё подрабатывая на трех работах, живу очень скромно, несравнимо беднее, чем средний москвич — но даже я, попадая в некоторые деревни и поселки, поражаюсь: как страшно бедно живут люди! При этом никто не выходит на улицы — люди просто умирают по своим хибарам, по ночлежкам. Пенсионерам только бросят перед выборами по 200−300 рублей, и всё.

В Москве, как пишут, зарплата у учителей бывает по 30 тысяч и больше. В регионах — нет, там мало кто зарабатывает больше 7−8 тысяч в месяц, редко 10−12. Я, с высшим образованием, учёной степенью и неплохим опытом работы, получаю 3800 рублей. Поэтому я работаю ещё охранником, и продаю диски, и ещё участвую в татарском национальном театре. Вот такой у нас в Марийской республике уровень жизни (Рамай Юлдаш последние годы проживает в Мари Эл — прим. ред.).

«СП»: — В чём выражается современная национальная политика Москвы?

— В советские времена была тенденция — всех хотели сделать «советскими людьми». Сейчас, кажется, продолжают продвигать «россиянскую» идентичность. А я спрашиваю респондентку: национальность? Мари. Родной язык? Русский. Дочь — замужем за русским, ребенок уже записан русским. Это плавильный котел. Нет национальных гимназий, предмет марийский язык преподается как факультатив. Мизерное финансирование мероприятий — все делается только на нашем энтузиазме. В республике таких, как мы, мало — везде апатия, везде безразличие…


Между тем, ревизия истории и дискуссии по поводу животрепещущих моментов прошлого стали одним из популярнейших видов досуга для жителей бывшего СССР. Среди популярных исторических книг на полках магазинов, среди телешоу и пиар-продуктов попадаются подчас чудовищные с точки зрения историка вещи. «СП» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию профессора, доктора исторических наук Сергея Волкова, который попутно разъяснил, насколько обоснованно считать Россию преемницей Золотой Орды:

«СП»: — Ваше отношение к прошедшему телемосту между Казанью и Киевом?

— Сама конфигурация этого телемоста — татары и украинцы — говорит о содержании этого разговора. Там ещё имеются прекрасные нестыковки — если татары говорят, что империя в виде Орды была не так плоха, как её малюют, то почему тогда плоха Российская империя? В целом, конечно, это забавно, хотя я и не вникал в подробности.

«СП»: — Насколько это специфика именно нашего времени — обращаться к историческим аргументам в политических, идеологических целях?

— Исторические аргументы всегда использовались в текущих политических и идеологических целях. Традиционно они использовались, чтобы обосновать какие-то материальные вещи: легитимность режима, право на владение территориями… Такие вещи были всегда. Вообще-то история часто бывает первым и главным аргументом в политике.

Например, в Китае и Японии практика принятия государственных решений вообще была немыслима без исторического обоснования. Ведомство, разрабатывающее государственные указы, в империях Дальнего Востока было очень тесно связано с архивно-историческим ведомством — а часто это были вообще одни и те же чиновники. Всякий указ, всякая управленческая акция должна была обосновываться историческими примерами. Основной вопрос был — как то или иное решение соотносится с традициями.

Но такие случаи, чтобы что-то бывшее в реальности объявлялось не бывшим — такого до последних десятилетий не было. Это свойство идеологизированного, массового общества. Общества, где требуется воздействовать на массы, а не на конкретных людей, членов элиты. Раньше никогда никому не приходилось отрицать факт событий, которые объективно имели место. А теперь «промывание мозгов» стало необходимостью.

«СП»: — Что вы можете сказать о тезисе, что российская государственность — это наследие Золотой Орды?

— В доордынское время Киевская Русь мало чем отличалась от современных ей европейских государств. А Орда, конечно, оказала определенное влияние на московскую государственность, это безусловно. Ордынский след в системе управления Россией четко ощущается в XIV, XV, XVI веках.

Но в дальнейшем московская государственная традиция была сломана реформами Петра Первого. Сломана совершенно сознательно. Такие вещи всегда, я уверен, делаются сознательно. И, начиная с рубежа XVIII века, говорить об управленческом наследии Орды сомнительно.

Некоторые элементы «имперскости», которые многие считают унаследованными от Орды, на самом деле обусловлены не управленческими традициями, а просто масштабами управляемой страны. Огромной, к тому же постоянно экстенсивно расширяющейся. А специфически «ордынские» элементы были, повторю, сознательно сломаны в ходе реформ начала XVIII столетия.

«СП»: — Но ведь, говорят, западничество началось не с Петра, а еще с его отца — Алексея Михайловича…

— Алексей Михайлович не то чтобы начал поворот к западничеству. Вряд ли он вообще мог размышлять в таких категориях. Скорее, в царствование Алексея Михайловича начала чувствоваться насущная необходимость привести государственные институты и установления в соответствии с более успешными практиками. И это делалось, но делалось очень медленно. И если бы не радикализм Петра, то Россию ждала бы участь Ирана, например — этакой полуколонии при передовых европейских державах.

«СП»: — Способен ли, по-вашему, исторический ревизионизм породить общественные потрясения?

— На самом деле, думаю, не способен. С одной стороны — плохо, что публика мало интересуется историей. С другой стороны — это и хорошо, потому что подобные поползновения не могут сейчас пустить корни настолько широко, чтобы изменить общественное сознание. Как шло всё, так и идет, кто бы что ни думал.

Те полки с исторической и квазиисторической литературой, которые есть в любом крупном книжном магазине — они влияют, на самом деле, на сознание лишь небольшой «исторически озабоченной» части публики. Этих людей — тех, которые задаются подобными вопросами — совсем немного, процента три от всех читателей. А из тех, кто задаётся — далеко не все поддерживают скандальные версии.

Так что — какое влияние могут исторические дискуссии оказать на ход событий? В общем, почти никакого, и слава Богу.

Фото: tainy.net, видео: tatar-inform.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня