Завершается Всероссийская перепись населения-2010, начавшаяся 19 октября. Последние переписные листы собраны в понедельник, 25 октября. Несмотря на то, что эта перепись, судя по количеству «обойдённых» социологами домов и квартир, будет далека от идеала всеобщности, её результаты, как ожидается, дадут хорошую пищу для размышления статистикам, а за ними и чиновникам, ответственным за планирование.
Одним из наиболее острых моментов нынешней переписи стал вопрос о национальности опрашиваемого. По правилам переписи, напомним, заполнение этой графы является добровольным, а внести свою национальность в бюллетень могут либо лично опрашиваемый, либо переписчик с его слов. Это соответствует и 26-й статье Конституции РФ, которая гласит, что национальность в России зависит исключительно от самоопределения гражданина.
Однако сам факт внесения в перепись «пятого» (на самом деле — седьмого) пункта вызвал нешуточные опасения у тех, для кого национальная идентичность действительно значима. Сказывается хроническое недоверие к российским властям. Представители национальных меньшинств страны опасаются «русификации» результатов переписи, активисты русского национального движения, напротив, считают, что множество возможных вариантов национальности, в числе которых полумифичиеские («красновер») и явно игровые («эльф»), в переписи предназначено для занижения реальной численности русских, «распыления» их среди множества национальностей.
Между тем, практика вроде бы подтвердила опасения первой группы общественников: по многочисленным сообщениям в блогах и форумах, переписчики чаще всего предлагают респондентам записываться русскими. Как вариант, графа национальности просто упускается из виду. «Переписчица заявила, что казак это не национальность, а сословие», — пишет один из блогеров; иными словами, зафиксированы даже попытки коррекции ответов переписи.
«Я незнаком с деталями этой компании, но если это так, то это интересная информация, — комментирует происходящее социолог Георгий Сатаров, глава фонда „Индем“. — Конечно, с точки зрения социолога, подсказывать респонденту желаемый ответ — некорректно».
Ещё об одной возможности подтасовки результатов предупреждает активист татарского национального движения Рамай Юлдаш. «Дело в том, что респонденты или переписчики вписывают национальность и родной язык в бюллетень словами, — говорит он. — А компьютер, подсчитывающий опросные листы, оперирует числовыми кодами национальностей. Одно в другое переводят вручную — сотрудники статистического ведомства. Поэтому что именно они напишут цифрами для компьютера — это на их совести. Тут возможны подтасовки — да, я думаю, они и происходят».
Подобная практика, кажется, должна быть выгодна русским националистам; однако и с их точки зрения «русификация» результатов переписи настораживает. Вот как комментирует это в разговоре с «СП» президент Русского общественного движения (РОД) Константин Крылов:
«СП»: — Насколько, как вы считаете, результаты переписи могут повлиять на нашу жизнь?
— Есть два варианта. Либо результаты переписи останутся не востребованными государством — и тогда всю эту кампанию спокойно спишут в расходные мероприятия. Либо же собранный материал будет востребован государством в своих целях — и в каких именно, это большой и отдельный вопрос.
«СП»: — Попробуем на него ответить…
— То, что они могут быть востребованы — повод для беспокойства. От такого огромного хищника, которым является наше нынешнее государство, трудно ждать хорошего. В частности, одним из краеугольных камней современной российской государственности является подавление ровно одного из народов страны, а именно русских. Для этого, например, нам внушается, что русские — лишь один из множества населяющих РФ народов, и его номер (пусть по алфавиту, но мы-то понимаем!) тысяча какой-то. Для этого, в частности, проводится перепись, где респонденту предлагается выбрать свою национальность из огромного количества вариантов — среди которых есть и откровенно вымышленные, игровые.
«СП»: — Речь идет об «эльфах»?
— Да, эльфы. Это, конечно, всё шутки — про эльфов — но когда так шутит государство, мне не смешно. Кроме того, есть масса реально существующих, но крайне малочисленных — хотя бы и существующих в количестве одного человека — народов. Алеуты, например, или пигмеи — ну, есть у нас в России хоть один пигмей, наверняка есть. Идея заключается в том, чтобы показать: в России живет ну очень, очень много народов, и русские лишь один из них. Что, разумеется, неверно: русские составляют значительное большинство населения страны и сыграли ключевую роль в её развитии.
«СП»: — Однако же, напротив, сейчас известны случаи «русификации» результатов переписи.
— У меня тоже есть такая информация — что в последние дни переписи пошла директива «всех записывать русскими». Думаю, это связано вот с чем. Получив первые же данные с «земли», статистическое ведомство обнаружило, что число русских — как, наверное, и вообще численность населения страны — заметно снизилось. Это могло бы обеспокоить людей, поэтому было решено этот факт замаскировать. Подделать, если называть вещи своими именами.
Есть ещё один аргумент в пользу такой подделки. Вся мифология государства построена на том, что русских — «как грязи», то есть всё-таки большинство. Если вдруг оказалось бы, что большинства уже нет, русские могли бы потребовать себе прав меньшинства — тем более если народ осознает реальную перспективу своего исчезновения. Думаю, что еще и поэтому численность русских было решено срочно «подтянуть».
О том, за что борются активисты, продвигающие и поддерживающие «региональные идентичности», «СП» уже писала ранее. Большинство из тех, кто делает ставку на этнизацию регионов, на выделение субэтносов типа казаков, сибиряков, ингерманландцев в отдельные идентичности, считают, что подобные процессы не угрожают российской государственности, а, напротив, ее укрепляют, снабжают прочной основой.
Региональные власти, между тем, ведут свою игру. Как писала «СП», в Москве, по некоторым данным, численность горожан будет завышаться, чтобы доказать уникальность положения мегаполиса и необходимость федеральной поддержки. В то же время, как заявили изданию представители академической этнологии, признавать «малые этносы» ученые не намерены даже по результатам переписи.
Между тем, аргументы, заставляющие людей искать новую, отличную от «просто русской», идентичности, просты: например сибиряки, как писала «СП», пытаются провозгласить свою особую идентичность из-за вопиюще несправедливой политики распределения благ, которую предлагает Зауралью Москва.
В целом, перепись населения, как писала «СП», проходила спокойно, но выборку респондентов особенно репрезентативной не назовешь. Очень и очень многие, особенно в крупных городах, попросту не открывали переписчикам двери. Сколько голосов взял этот кандидат «против всех», подсчитать невозможно — но, очевидно, он и стал победителем переписи.