18+
четверг, 8 декабря
Общество

«Карта русского» для Москвы — не козырь

Россия из-за бездарной миграционной политики рискует остаться без гастрабайтеров-славян

  
10

На сто тысяч человек меньше стал поток украинских «заробитчан», выехавших в нынешнем году на работу в Россию. Это данные доклада «Миграция и денежные переводы» Всемирного банка.

В абсолютных цифрах миграционный коридор «Украина-РФ» — примерно 3,6 млн. человек. Однако обратно выехали больше — 3.7 миллиона! Аналитики утверждают, что уже в следующем году от заработка в России откажутся еще 200−250 высококвалифицированных украинских гастрабайтеров

Не секрет, что социально-экономические инфраструктуры крупнейших российских регионов не могут существовать без т.н. «трудовых мигрантов». Но кто получит рабочие места украинцев? Ответ предельно ясен — их уже занимают мусульмане. И процесс идет по нарастающей.

«Зубры» для Китая

Правительственная программа добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию позорно провалилась. За четыре года ею воспользовались меньше двадцати тысяч человек. Зато украденные бюджетные средства исчисляются многими миллионами, и никто за это не ответил.

Казалось, делу может помочь частная инициатива. Например, конкретным российским предприятиям нужны украинские спецы. Здесь им заплатят больше, чем дома.

Скоростные десантные корабли на воздушной подушке типа «Зубр» делали Феодосийский судостроительный завод «Море» и питерское ЦКМБ «Алмаз». Модернизированные советские «Зубры» до сих пор не имеют аналогов в мире.

Последнее десятилетие производственная база в Феодосии была похожа на выжженную землю. «Южная точка» стояла без заказов, отсюда украли все, что только смогли, вплоть до подъездной железнодорожной ветки. В Россию уехали лучшие рабочие и инженерные кадры. В Петербурге крымский корабел-фрезеровщик получал за 2000 долларов — по украинским меркам немыслимая зарплата.

И вдруг они бросают Питер и возвращаются в Феодосию. На заводе «Море» уже заложены два боевых корабля на воздушной подушке проекта 12322. Заказчик — Китай.

Всего «Укрспецэкспорт» подписал с Министерством обороны Китайской Народной Республики контракт на производство четырех боевых «Зубров». А главное, в соответствии с этим контрактом китайцам передадут уникальную техническую документацию на эти корабли.

Заказ из Поднебесной обеспечил крымчан работой лишь на ближайшие 5 лет. Что потом, неизвестно. Получив документацию, китайцы сами начнут клепать «Зубры».

Даже с учетом нового заказа заработная плата на заводе «Море» как минимум в полтора раза меньше российской. И никто не гарантирует ее в дальнейшем. Но стоило появиться маленькой возможности вернуться домой — и люди побежали из России. Почему?

800 000 человек — неведомо где

За одну неделю перед выборами в местные советы Виктор Янукович лично открыл 25 км автобана в Луганской области, 12 км объездной трассы под Донецком и сдал в эксплуатацию развязку на Московской площади Киева. Еще президент должен был поехать на торжественное открытие новенькой объездной трассы вокруг Симферополя, однако испугался бунтующих татар.

Все эти дорожные объекты построили украинские работяги. И самое интересное, большинство из них до недавнего времени трудились под Москвой.

Российский вариант традиционно считался самым простым и реальным. Въезд безвизовый, ехать сравнительно недалеко, с языком проблемы нет. А заработать можно относительно приличные деньги.

Да, в России действуют определенные правила регистрации. Нужен патент на работу. Но большинство украинцев остаются нелегалами — причем с подачи своих же работодателей, которым не хочется возиться с регистрацией, платить за патент. Хозяевам проще договориться и приплачивать местным ментам.

У Федеральной миграционной службы России свой подсчет украинцев. По сведениям ФМС, в прошлом году въехало 2,8 миллиона. Хотя доклад Всемирного банка говорит о 3.6 млн. человек. 800 тысяч растворились неведомо куда?

Но гораздо тревожнее другое. Простейший анализ миграционных данных показывает резко меняющуюся «региональную» картину украинских гастрабайтеров. Раньше восток и запад Украины на российском рынке труда были представлены приблизительно одинаково. Теперь люди восточных областей, то есть из русскоязычного Левобережья Днепра — в матушку-Россию практически не едут!..

Растет мировая цена на металл — значит, есть работа у металлургических печей и в шахтах Донбасса. Отлично продается пшеница степного юга. Выходит из коматозного состояния машиностроение Харькова, Днепропетровска, Запорожья. Третий год подряд вполне успешные курортные сезоны имеет Крым, а российские пожары нынешнего лета вообще сделали его местом обетованным. Бурное строительство идет по всему побережью, один за другим элитные поселки «донецких» вырастают в Крымских горах.

На Восточной Украине вновь потребовались рабочие руки. Плацкартные вагоны московского направления идут полупустыми. К «москалям» теперь катят одни «бандеровцы» — прежде всего, нищая Галичина. Причем самые удачливые западенцы все-таки предпочитают батрачить в Польше.

На двери спать плохо

Василь — штукатурщик из городка Калуш на Ивано-Франковщине. В советские времена тут был огромный химический комбинат, а теперь зона экологического бедствия, выморочное место.

Гастрабайтер Василь не любит говорить об экологии, зато гордится соседством с селом Старый Угрынив — родиной Степана Бандеры.

— Меня уговорили поехать в Москву друзья. Плата до 50 долларов в день. На Киевском вокзале в Москве встретил прораб-посредник и сразу электричкой отвез на объект, в дорогой коттеджный городок. Насколько знаю, хозяин нашего объекта какой-то чин из ФСБ России. Подробно я не вникал, за любопытство могли наказать…

Охрану мы не любили, называли их собаками за злобность. Ночевали на объекте, прямо внутри строящегося коттеджа. Снимали двери, клали на кирпичи на полу, вот нам кровати.

Когда пришло время рассчитываться, прораб спросил: наличкой или переводом? Я выбрал перевод. Наличку везти стремно, могли отобрать менты на вокзале, да еще в «обезьяннике» насидишься. Немного было страшновато — не кинут ли? Но напарник ездил не раз, успокоил. И правда, в день приезда я получил деньги в банке. На руки вышло 1200 долларов. Но больше решил не ездить, нашел работу в Украине.

Земляк Василя — каменщик Олег заработал вдвое меньше. Украинская бригада нанялась в турецкую фирму на строительство супермаркета. Жили на базе в Химках.

— Нас распределили по вагончикам, почти с комфортом. И душ был, и туалеты нормальные. Убираться приходила уборщица, раз в неделю меняла постели. И кормили три раза в день за счет фирмы. Еда приличная: на завтрак яйца вареные, мед, сыр, оливки, чай. Кстати, оливки были постоянно, как у нас соль на столе. Стояла огромная кастрюля оливок, перемешанных с лимонами, ешь, сколько влезет. От такой закуски никто не болел.

Занимались облицовкой фасадов специальным кирпичом. Рядом на объекте были узбеки. Жили они, как бомжи. Ночевали прямо на стройплощадке, в тюках стекловаты! Вытягивали из сложенных тюков один-другой и залазили туда. Если просто работать с той ватой, потом полдня чешешься, а тут спать… В таких скотских условиях они получали по 200—300 долларов в месяц. Наши так бы жить не стали, и работать за такие деньги не стали. Правда, у них и мастеров не было, только подсобники.

По-разному к нам и узбекам относилась московская милиция. Если на стройку приходил наряд, узбеки прятались по норам. А мы спокойно работали — за славян ментам платили. Хотя не было ни регистрации московской, ни разрешения на работу. А за узбеков никто не платил, чтобы дешевле вышло. У них и паспортов-то своих вообще не было,

Бывало, на автобусе возвращались с работы и нарывались на чужих «неприкормленных» ментов. Восемь раз штраф платил турок-куратор, а однажды я сам потерял много денег. В выходной штраф уже 1500 рублей. Турки сказали: сам виноват, мы тебя никуда не посылали. Штрафную квитанцию менты не дали, присвоили деньги. Паспорт забрали. Потом две недели я и еще несколько наших, у которых тоже забрали паспорта, бесплатно строили местному милицейскому начальнику теплицу. Как рабы!..

Азиатский кулак

Крымский автоэлектрик Экрем — мастер от Бога. Какое-то интуитивное чутье на поломку всяческой автомобильной электропроводки передалось двум его взрослым сыновьям.

Экрем и сыновья трудились в мастерской на Каширском шоссе. Русский хозяин ценил спецов, денег хватало на московскую жизнь и на строительство большого семейного дома в бахчисарайской деревне Красный Мак.

Дом еще не довели до крыши, когда старый Экрем попал в облаву. Обычно он безвылазно сидел в мастерской, а тут захотелось лаваш. В отделении старика бросили на измаранный мокрым снегом пол. Сын Февзи сходил в ментовку и заплатил привычный выкуп. Но отец приказал бросить Москву и возвращаться домой.

В Бахчисарае можно заработать, если твоя мастерская стоит на туристической дороге. Экрему достался глухой угол старого города. Ничего, профессионалы быстро обзавелись клиентурой, и очередь «жигулей» к воротам не уменьшается. Дополнительный доход семье дает малина из Красного Мака. Курортники мигом разбирают пахучую ягоду.

Экрем не знает, где найдет денег на металлочерепицу для крыши, и все-таки не жалеет, что бросил Москву: «Там могут жить только те, у кого нет гордости».

Иное мнение у соседа Февзи. Этот крепкий малый мотается на стройку в Питер. Фирма принадлежит удачливому выходцу из Средней Азии. Работают только мусульмане. Держатся одним кулаком, и трогать их местные элементарно боятся.

Один раз в три месяца бахчисарайский каменщик Февзи пересекает российско-украинскую границу. Это необходимо, чтобы получить пограничную миграционную карточку, с которой украинский гражданин имеет право находиться на территории РФ. Плацкартный билет до Симферополя и обратно стоит 200 долларов. За год получается 800 баксов — однако все равно дешевле, чем взятки на оформление официального разрешения для проживания и работы.

«Карта русского» Москвой бита

Звучит почти как каламбур, но вернуть России русскую рабочую силу из стран ближнего зарубежья могла бы только «карта русского»

Прямая аналогия — знаменитая «карта поляка». Karta Polaka — документ, подтверждающий принадлежность к польскому народу, выдается гражданам стран СНГ и Балтии. Во Львове за ней у консульства стоят толпы желающих.

Владелец «карты поляка2 имеет много прав: например, право на получение долгосрочной многократной визы на пребывание в Польше, на легальную работу на территории Польши без отдельного разрешения, право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с польскими гражданами, в первоочередном порядке претендовать на финансовые средства, выделяемые для поддержки поляков за границей из государственного или местного бюджетов и т. д.

По замыслу авторов проекта федерального закона «О карте русского для соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации», такой документ должен был дать всем русским вне России те же права, которые есть у граждан РФ. Однако в отличие от «карты поляка» её предлагалось выдавать не только по этническому признаку, а на основе идеологической и культурной самоидентификации гражданина.

Проще говоря, с такой «Картой» для русскоговорящих корабелов-украинцев из Феодосии вторым домом становился Питер. И они бы не метнулись обратно в Крым, чтобы за копейки клепать «Зубры» для китайского ВМФ…

На Украине идея «карты русского» была поддержана и лоббировалась организациями российских соотечественников и левыми политическими силами. Однако Министерство иностранных дел РФ неожиданно подвергло резкой критике эту инициативу, назвав её провокацией. После чего процесс обеспечения законодательного статуса «карты русского» застопорился.

В Москве решили пойти по другому пути. Появились совершенно непонятные бюрократические структуры под названием Россотрудничество и фонд «Русский мир». Летом Дмитрий Медведев подписал одобренный обеими палатами российского парламента закон с длинным названием «О внесении изменений в федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Здесь говорится о мерах по содействию образования на родном языке, о порядке признания вузовских дипломов, полученных в государствах СНГ и Балтии. Плюс масса прочих милых моментов явно второго плана.

В то же время десять из по-настоящему принципиальных поправок были отклонены. В их числе поправка, касающаяся «карты русского».

Чтобы до конца дискредитировать идею, российский МИД озвучил проект т.н. «свидетельства соотечественника». По версии министерства, такие свидетельства должны выдавать вовсе не государственные органы, а общественные и культурные организации российских соотечественников за рубежом. Естественно, данный документ не будет иметь никакого реального содержания и конкретных льгот.

Депутат Госдумы, член Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Никитин считает, что «поправки в закон о соотечественниках демонстрируют отказ России от державности». По его мнению, правительства предлагает сократить количество потенциальных соотечественников в пять раз.

При этом смешно слышать председателя комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадима Густова. Он утверждает, что «даже с учётом кризиса нам необходимо порядка миллиона высококвалифицированных специалистов».

Или сенатор предлагает специалистам спать в тюках стекловаты?

Украина

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня