18+
вторник, 6 декабря
Общество

Собянин хочет урезать финансирование спецшкол

Всем школам Москвы готовят единые критерии финансирования

  
78

Вслед за московскими дорогами и мелкорозничной торговлей новый мэр столицы Сергей Собянин начнет реформировать одну из самых чувствительных сфер жизни Москвы — среднее образование. За такими масштабными шагами, как запрет парковки на Тверской улице (результатом чего стали напрочь забитые окрестные переулки) и массовый «геноцид» ларьков около станций метро (некоторые из них были демонтированы с нарушениями закона, и теперь мэрии грозят судебными разбирательствами) с нового года последует не более, не менее, как уравнивание финансирования между всеми столичными школами, то есть перенос ресурсов от «хороших» лицеев, спецшкол и гимназий в пользу «обычных» учебных заведений.

Одной декларацией намерений (реформа финансирования начнется в следующем году, а суть ее — приведение столичной системы образования к новым федеральным тенденциям) Сергей Собянин вызвал ужас у блогеров. Сами же сотрудники образовательной сферы, по большей части, ничего не понимают и готовятся защищать позиции хитростью. Ведь о серьезности намерений мэра говорит то, что в отставку была отправлена «лужковская» глава департамента образования Ольга Ларионова, перед тем переназначенная Собяниным на этот пост. А заменил ее давно знакомый градоначальнику заместитель Минобразования Исаак Калина, который известен как активный проводник в жизнь «монетизированной» системы среднего образования.


Программное выступление Сергея Собянина по поводу его планов на реформу среднего образования прозвучало в понедельник, 10 ноября в столичной школе № 1060, где он участвовал в визите в эту школу премьера Владимира Путина. Это достаточно известная в Москве «Вальдорфская» школа, применяющая одноименную педагогическую систему, по-своему популярную в Европе. При всей неоднозначности этой системы (так, скептики утверждают, что «вальдорфская» педагогика не позволяет готовить действительно высокоинтеллектуальных профессионалов, особенно же слабы ее возможности в естественнонаучном круге дисциплин), «вальдорфские» школы имеют имидж «продвинутых». В подобные школы стремятся поступать те, кто считает себя «русскими европейцами», москвичи среднего и чуть выше среднего класса: дело в том, что учиться там не только модно, но и комфортно. Иными словами, два высших чиновника находились в школе, куда родители отдают детей в надежде уберечь от традиционной российской школьной «муштры».

В этой школе мэр Собянин с негодованием озвучил несколько цифр. Мэр заявил, что в столице «есть школы, где на одного учащегося выделяется 63 тысячи бюджетных рублей в год, а есть такие, где 100, 120 и даже 200 тысяч!».

«Это элитные школы, где учатся элитные дети элитных родителей. В результате дети получают разное образование, и это вызывает вопросы родителей», — резюмировал градоначальник.


Это пока всё, что известно о грядущей реформе образования на официальном уровне. Однако имеются и неофициальные, но подтверждаемые несколькими источниками, сведения. Во-первых, среди руководства столичных школ и преподавателей пошли слухи о том, что преподавателям уже в следующем году срежут «московские» надбавки. А слова Собянина о том, что нынешний статус «элитных» школ несправедлив, уже трактуют как грядущее уравнивание статуса и финансирования спецшкол с обычными районными. Что, разумеется, приведет либо к фактической ликвидации спецшкол по экономическим причинам, либо к введению в хороших школах фактической платы за обучение: особый статус будут финансировать сами родители.

Источники в департаменте образования дают более реалистичную и менее паническую, но все равно неоднозначную картину. Так, по сведениям GZT.RU, Исаак Калина и его команда планируют, с одной стороны, ввести в столице так называемую Новую систему оплаты труда (НСОТ) и федеральные образовательные стандарты для начальной школы; с другой — престижные государственные школы Москвы вскоре смогут получать повышенное бюджетное финансирование только через конкурсы или гранты, а не напрямую из бюджета. Кроме того, в ближайших планах чиновника — создание программы развития на несколько лет вперед, правка бюджета и кадровые чистки. А внятный план развития отрасли Калина планирует представить мэрии уже в декабре.

«У всех детей одинаковые конституционные права. Как только Калина введет повсеместное нормативно-подушевое финансирование, когда деньги следуют за учеником, ситуация изменится. Элитные школы, естественно, останутся. Но этот статус школы будут должны подтверждать. Дополнительное финансирование можно будет получить, участвуя в конкурсе. То есть любые элитные школы (элитные по качеству образования, а не по размеру оплаты) должны будут подготовить программу развития, написать заявку, доказать свое преимущество перед остальными учебными заведениями», — рассказал GZT.RU ректор института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.


В декабре на суд — не общественности, но, опять-таки, высших чиновников, будут, по некоторым данным, представлены и два новых образовательных стандарта, на сей раз общероссийских — это стандарт по поведению и оценка по духовно-нравственному воспитанию. Это предполагается новым законом «Об образовании», обсуждать который начнут с 1 декабря этого года.

Никаких подробностей о критериях оценки поведения и нравственности учеников пока не известно — возможно, как предположил в беседе с обозревателем «СП» один из сотрудников столичного департамента образования, эти вопросы даже не успели проработать. Уполномоченный по правам ребенка в Москве и опытнейший педагог Евгений Бунимович сообщил «СП», что никакими сведениями о новых нормах он не располагает. Аналогично ответили несколько опрошенных «СП» директоров столичных школ. А это означает, что, судя по всему, никакого предварительного обсуждения с экспертным сообществом не ведется — да и неясно, существуют ли в реальности сами нормы.


Зато о том, как выживать при новом порядке финансирования, директора школ уже задумываются и даже предполагают некоторые схемы. С директором одной из спецшкол Москвы с углубленным изучением английского языка обозреватель «СП» поговорил на условиях анонимности:

«СП»: — Насколько вероятно, что финансирование спецшкол будет уравнено с «обычными»?

— Подобные предложения периодически поступают, да, но большинство из них все же не воплощается в своем исходном виде. Но, конечно же, новые власти Москвы могут пойти на такое.

«СП»: — Как это может повлиять на учебный процесс?

— Насколько я понимаю, нам оставят две возможности держаться на плаву и сохранять уровень образования. С одной стороны, гранты и целевое финансирование (это вопрос активности администрации школы, нашей способности вовремя готовить заявки и добиваться их рассмотрения). С другой — возможно, придется часть финансирования так или иначе возложить на родителей. Это крайняя мера, но, если заставят, нам придется пойти и на это…

«СП»: — Насколько закон позволяет возлагать часть расходов на родителей?

— Надо сказать, что новый «83-й» закон о финансировании бюджетных учреждений дает школам некоторую свободу. Но напрямую, конечно же, сделать платной часть предметов мы не сможем. Например, мы могли бы сделать платным факультативом часть часов иностранного языка — но все эти часы входят в нашу стандартную программу, потому что мы школа с углубленным изучением. Поэтому будем, если что, как-то крутиться.

«СП»: — А как тут можно крутиться?

— Организуем какие-то «виртуальные» факультативы, например. Много может быть вариантов… А вообще, скорее всего, будем пытаться что-то придумать и одновременно посмотрим, как выходят из положения в других похожих школах. Мы — все-таки корпорация, и в таких вопросах все спецшколы стоят спиной к спине.

«СП»: — То есть — вы настроены оптимистически? Хорошие школы в Москве не кончатся?

— Они кончатся только в одном случае: если все грамотные и неравнодушные родители вымрут или уедут. Тогда спецшколы, конечно, будут не нужны, мы просто останемся без «наших» учеников.


Для справки: в 2010 году содержание одного обучающегося в государственном образовательном учреждении Москвы составило:

в начальной школе — 95 937 руб/год;

в прогимназии — 96 403 руб/год;

в основной школе — 63 075 руб/год;

в средней школе с углубленным изучением предметов — 74 240 руб/год;

в гимназии — 120 339 руб/год;

в лицее — 120 016 руб/год;

в кадетской школе — 128 770 руб/год.

(по материалам холдинга «Ломоносовский»)

Фото: premier.gov.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня