18+
понедельник, 5 декабря
Общество

Украину защитит «немецкая» субмарина и обеды по $ 2

Глава украинского оборонного ведомства признал: «У нас нет возможности перевооружить армию»

  
14

Как заявил министр обороны Украины Михаил Ежель, вся надежда — на оставшиеся арсеналы СССР. Здесь открыто признают, что новых образцов техники и вооружений в обозримом будущем не будет.

— Следует научиться хорошо использовать хотя бы то, что есть, обновить и модернизировать его, — говорит Ежель. — А это, кстати, потребует высокого мастерства…

Чтобы лично убедиться в мастерстве «модернизации» военного старья, министр прибыл на 13-й судоремонтный завод Черноморского флота России в Севастополь. Здесь ремонтируется подводная лодка «Запорожье» — главная тема анекдотов о Военно-морских силах Украины.

Подлодка «Запорожье» была спущена на воду в Ленинграде ровно 50 лет назад. Проект удивительно похож на лучшие субмарины Третьего рейха, которые сходили с германских стапелей под занавес II Мировой войны. По тем временам — вершина инженерной мысли, настолько совершенный аппарат, что даже через четверть века после Победы отечественные конструкторы недрогнувшей рукой слизали внешние очертания и основное внутреннее содержание «немки».

Лодка долго несла боевую службу в Атлантике. Дожила до развала Союза и отошла украинцам при разделе Черноморского флота, став единственной подводной единицей ВМСУ. С тех пор продолжается ее ремонт, больше похожий на реанимацию бездыханного тела.

Заканчивается второе десятилетие самостийности, но гордые потомки Запорожской Сечи под воду не ныряли вообще. Зато моряки до сих пор вспоминают аферу с супер-дорогими греческими аккумуляторными батареями, которые почему-то не влезли в отсек.

Одно время «Запорожье» пришлось приварить к пирсу, чтобы не утонула. Потом от позора убрали с глаз долой — на судоремонтный завод к «клятым москалям». Перегонять на собственную ремонтную базу не решились. Даже на буксире в надводном состоянии лодка не могла выдержать морской переход.

Сколько денег отмыли через нее, знают только черные крабы Севастопольской бухты. Последние цифры озвучил министр М.Ежель. Так, на нынешний этап ремонта Украина потратила пять миллионов долларов.

Адмирал пан Ежель лично залез в свежевыкрашенное нутро, чтобы торжественно объявить о «практическом завершении ремонтных работ». В подтверждение такой радости для большого начальника и толпы журналистов открыли-закрыли торпедный аппарат.

Потом министр обороны выбрался на пирс и сказал интересную фразу:

— Чтобы корабль смог выйти в море, на восстановление его технической готовности необходимо еще около 14 миллионов гривен…

По официальному графику, до середины декабря у «Запорожья» должны пройти швартовые испытания. То есть, лодка сама попытается удержаться в акватории верфи рядом с набережной. А уже на май 2011 года запланированы ходовые. Но скептические типы в отсеках не разделяют адмиральского оптимизма: мол, будет хорошо, если только к маю решимся отдать швартовые…

Пока работяги «13-го судоремонтного завода» заканчивали варить дыры обшивки, менять винты и красить цистерны главного балласта, украинских подводников взял в науку экипаж российской субмарины «Алроса». Потому как подготовить спецов можно лишь там, где есть более или менее похожие действующие механизмы.

— Я хотел бы поблагодарить наших побратимов, моряков Черноморского флота России, которые решили вопрос о стажировке экипажа «Запорожья» на подводных лодках ЧФ РФ, — сказал Ежель севастопольской прессе.

Пресса очень удивилась. Какие подводные лодки? Множественное число тут — скорее, неудачный комплимент. У России на Черном море тоже одна-единственная лодка. С той лишь разницей, что время от времени выходит в море. Причем вовсе не стараниями родного Государства Российского. Над лодкой шефствует алмазодобывающая компания «Алроса», чьим именем она и названа.

Буквально в минувшую субботу группа украинских офицеров-подводников вернулась из похода на «Алросе». Так закончился второй этап стажировки по усовершенствованию навыков выхода в море. Однако куда важнее и интереснее был первый этап стажировки. Цитируем чеканный слог флотского сообщения: экипаж «Запорожья» отработал алгоритм действий при эвакуации из аварийной подлодки в надводном положении с использованием коллективных и индивидуальных средств спасения, а также практические действия на подводной лодке «Алроса».

В ноябре 2009-го «Алроса» прервала в плановый поход из-за аварии двигателя и была отбуксирована в надводном положении на военно-морскую базу Новороссийска. При этом отдел информационного обеспечения ВМФ РФ бурно опровергал SOS российской субмарины и заверял, что экипаж вне опасности.

Как бы там ни было, по авариям и эвакуациям у наших мореманов действительно большой опыт. Зато самой яркой страницей боевой службы стали съемки художественного фильма с участием Джеки Чана.

Какие задачи может выполнить лодка, если она одна на весь флот? «Необходимо помнить, что подлодка — главное и необходимое средство для отработки противолодочной подготовки военных моряков. Без наличия в составе флота подводной лодки невозможно натренировать моряков», — пояснил министр Ежель.

Проще говоря, у русских на Черном море есть своя плавающая подводная мишень. Теперь той же задачей озаботились украинцы.

Для сравнения: соседи-турки зачем-то содержат 14 полностью боеготовых подводных лодок. Особо серьезная сила — субмарины немецкого проекта 209, вооружены противокорабельными ракетами «Гарпун» с подводным стартом. Перед развалом Союза наша флотская разведка успела сопроводить перегон первой такой лодки из Германии в Турцию. Сегодня их в черноморской акватории целое соединение.

— Возрождение подводного флота Украины начнется с реанимации бывшей советской субмарины, получившей в украинских ВМС название «Запорожье», — продолжает рапортовать адмирал Ежель. Логично предположить, что следом они заложат новые лодки.

На самом деле, «возрождение флота» остается адмиральской фантазией. Подлодок никто даже не ждет. Финансирование широко разрекламированного строительства украинского корвета заморожено как минимум на ближайшие два года. Хотя накануне министр заверял, что свой корвет они-таки построят, но «с целью экономии принято решение оснастить корабль российским вооружением». Ранее на украинском корвете планировалось использовать оружие стран НАТО.

Была еще одна задумка — продать россиянам старый ракетный крейсер «Украина» и на эти деньги заказать новые корабли. Увы, русским этот металлолом оказался не нужен.

Вместе с национальной программой создания боевых кораблей типа «корвет» рухнуло финансирование военных проектов транспортного самолета Ан-70 и модернизации вертолетов Ми-24. Это признал директор Департамента финансов Минобороны генерал-лейтенант Иван Марко. По его словам, в бюджете-2011 на данные программы нет ни копейки.

Иван Марко утверждает, что в ближайшие несколько лет украинское военное ведомство прежде всего будет тратить средства на обеспечение социальных гарантий военнослужащих. Иначе невозможно выполнить обещание Виктора Януковича.

Нынешним летом на праздновании Дня Военно-морских сил Украины президент слишком громко пообещал поднять оплату своих офицеров до российского уровня. Похоже, на такой рывок уйдет чуть ли не весь оборонный бюджет.

Придумана финансовая хитрость — оклады остаются прежними, а денежное довольствие хлопцев в погонах увеличится за счет ежемесячных премий. Офицерам дадут 55% оклада, а сержантам-контрактникам добавят 70%. Кроме того, всех накормят ежедневным бесплатным обедом на сумму 17,60 гривен. Это два доллара по сегодняшнему курсу: хватит на первое, второе, хлеб и компот.

«Премию Януковича» уже ощутили моряки и морские летчики. С октября капитан 2-го ранга имеет свыше 6400 гривен, а 1 ноября получит 7400 грн. В пересчете — немногим меньше тысячи баксов, но до сих пор не было и пятисот…

Интересно, что нынешние выплаты служивым идут за счет бюджетных средств, предназначенных для новорожденных. Детей родилось в этом году меньше, чем планировали, вот и получилась экономия.

Что будет с президентской надбавкой, если украинки начнут рожать с перевыполнением плана, в департаменте финансов Минобороны не знают.

Крым

Фото: new-sebastopol.com

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня