18+
понедельник, 5 декабря
Общество

Клан Михалковых продолжает «творить» на государственные деньги

Госбанк ВЭБ выдал Кончаловскому 90 млн «спонсорских» долларов на «Щелкунчик»

  
351

В то время как Никита Михалков продолжает строительство собственной гостиницы в центре Москвы на кредит от государственного «Сбербанка», его брат Андрон нашёл более выгодный способ получения денег от другого госбанка — уже без отдачи, в виде «спонсорской помощи».

7 декабря выяснилось, что новый фильм режиссёра Андрона Кончаловского «Щелкунчик» был профинансирован банком ВЭБ — пресс-служба кредитной организации призналась, что выдала ему на съёмки 90 млн долларов (почти 3 млрд рублей). «Кинопроизводство не входит в список приоритетных для ВЭБа отраслей, но это для банка и не инвестиционный проект, а спонсорский», — разъяснила пресс-служба. В исключительных случаях ВЭБ может участвовать в других проектах по решению наблюдательного совета, который возглавляет председатель правительства Владимир Путин. Понятно, что упоминание слова «спонсорский» подразумевает, что ВЭБ просто подарил эти 90 млн долларов частному лицу, больше никогда не рассчитывая увидеть их обратно в своей казне.

Ни один российский фильм ещё не получал такого бюджета. Но настораживает вот что. Ранее Кончаловский, не краснея, уверял публику, что «Щелкунчик» снимается а) на американские деньги; б) на частные инвестиции. В течение трёх лет он произносил эту неправду, и всё это время, как признаётся ВЭБ, он финансировал фильм режиссёра.

Ну хорошо. В России много чего делается на «спонсорские деньги», но обычно — исключая редкие случаи типа Абрамовича с его «Челси» — значительная их часть всё же растекается среди российских граждан, что-то даже обратно поступает в экономику. Купил себе бутылку бухла запить горе гендиректор какого-нибудь благотворительного фонда — вот тебе НДС капнул в казну, а магазин отложил копеечку на зарплату сотрудникам.

В случае же с «Щелкунчиком» государственный банк ВЭБ профинансировал почти полностью иностранный проект. Судите сами. Продюсерами фильма стали американцы Пол Лоувин и Моритц Борман, производители фильма — английская Nutcracker Holdings и венгерская HCC media Group. Съемки проходили на студии в Будапеште с участием американских актёров. Лишь сам Андрон (у него двойное гражданство — США и РФ), да его жена Юлия Высоцкая, исполнившая главную роль в «Щелкунчике», могут считаться российскими резидентами.

Андрон Кончаловский известен и тем, что очень любит объяснять русским людям простую мысль: они ещё не доросли до гордого звания «человек». Себя, судя по тому, что он выступает судьёй народа, Кончаловский относит к человеку первого сорта (кстати, Андроном он был назван в честь своего дяди Михаила Михалкова — офицера НКВД, во время войны служившего у немцев, пойманного СМЕРШ и получившего за коллаборационизм 5 лет лагерей).

«У русского человека нет чувства эгоизма, а значит, чувства ответственности. А так как у русского человека нет чувства ответственности, то разговор с ним может быть только один: вдарил палкой ему по голове, и он присел!», — вот один из таких образцов изречений режиссёра, обладающего здоровым чувством эгоизма.

Затем Кончаловский развенчал, какие вещи и явления не нужны русскому человеку:

«Мы вступили в XXI век и перетащили за собой, как гири на ногах, эти заблуждения! Перечислю наиболее распространённые из них.

1. Свобода есть главная цель каждой личности.

2. Свободные выборы — единственно приемлемый путь формирования легитимной власти.

3. Демократия — единственный гарант эффективной экономики.

4. Права человека, равенство перед законом, цена жизни — понятия универсальные.

5. Правительство должно заботиться о народе.

6. Коррупцию можно искоренить — надо только поставить на ключевые посты честных людей.

7. Либеральные реформы и ужесточение государственного контроля несовместимы.

8. Свобода информации и глобализация рынка ведут к созданию открытого мирового общества с универсальными ценностями.

9. Возрождение репрессивного аппарата— путь к возрождению коммунистической системы.

10.КГБ (МВД, ФСБ и пр.) — враг человечества.

Все эти постулаты кажутся мне сомнительными, если не сказать ошибочными".

«В России пока очень низкая общая культура. Русский человек с этой культурой, приобретая большое количество денег, становится разрушителем и самого себя, и окружающей среды», — говорит Кончаловский о россиянах, большинство которых не имеет и одной тысячной состояния и заработков режиссёра.

Видимо, в госбанках, как и Андрон Кончаловский, тоже уверены, что русским деньги не нужны, они только портят граждан России. «Хотите — сами собирайте свои копейки обездоленным, а мы лучше эти деньги отдадим на американский фильм Щелкунчик: людям, которые доросли до гордого звания „человек“». И народ собирает — тем же погорельцам в Рязанской, Нижегородской и прочих областях. Напомним, что ни ВЭБ, ни прочие госструктуры не удосужились перевести хоть копейку несчастным людям, искалеченным, семьям погибших. Объявлялось, что лишь «Газпром» — кстати, после грозного окрика Путина — подарил погорельцам спутниковые тарелки для приёма сигнала своей дочерней фирмы НТВ.

Даже РПЦ, и та со скрипом и душевным скрежетом отдавала погорельцам, собранные (в большинстве своём не служителями церкви, в всё теми же простыми россиянами — прихожанами церквей) деньги. Как известно, РПЦ аккумулировала 100 млн рублей благотворительных денег, но в самый острый момент — когда погорельцы нуждались в элементарной еде и бинтах — выделили из этой суммы лишь пятую часть. Деньги прихожан, к слову, так полностью и не истрачены.

Про одиноких больных, инвалидов, жертв произвола — тех, кому в отличие от погорельцев не «посчастливилось» попасть на экраны — и вовсе говорить не приходится — что частный, что государственный бизнес о них вспоминает лишь в рекламных случаях, когда надо выходить на сцену за призом благотворительного фонда какой-нибудь актрисы.

С фильмом «Щелкунчик» Андрон даже переплюнул своего брата Никиту. Тот тоже снимает фильмы на государственные деньги, но с меньшим масштабом. Сам Никита Михалков неоднократно говорил, что съемки «Сибирского цирюльника» обошлись ему в 46 млн долларов. Из них 10 млн долларов выделил из бюджета своим указом Виктор Черномырдин, в то время соратник Михалкова по партии «Наш дом — Россия» (Госкино добавило еще 3 млн).

Пока неизвестно, сколько было потрачено из бюджета на фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем — 2». Депутат Госдумы от КПРФ Рябов уверял — что 17 млн долларов (общий бюджет фильма составил 44 млн долларов, окупился он на 20%). Михалков парировал, что «слова народных избранников его не волнуют». 21 мая 2010 года Госдума отказалась направлять в Министерство культуры запрос о том, сколько бюджетных средств было затрачено на создание фильма.

Кроме того, у Никиты Михалкова есть альтернативный источник финансирования — «авторитетные бизнесмены». Как признавался в интервью «Экспресс-газете» обвиняемый по делу о нападении на Анатолия Чубайса Иван Миронов, один из его сокамерников хвастался соучастием в финансировании проектов Михалкова. «По соседству со мной сидели лидеры орехово-медведковской группировки братья Пылевы. На счету этой банды зафиксировано около 90 трупов! Андрей получил 24 года. Олегу насчитали аж 200 с лишним лет. Кстати, Олег был другом Никиты Михалкова. И, как он сам рассказывал, давал режиссеру семь миллионов долларов на съемки фильма „Сибирский цирюльник“. К московской богеме пытался приобщиться», — говорил Миронов.

Кстати, очень хорошо видно, что орехово-медведковских, в отличие от простых русских, совсем не испортили деньги: они их вкладывают в правильные кинематографические проекты Людей. А были бы дураками — отдали инвалидам на операции.

Фото kinopoisk.ru

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня