
В минувшее воскресенье, наконец, был осуществлен запуск скоростного поезда «Аллегро» между Петербургом и Хельсинки. Расстояние между городами эти поезда будут преодолевать за три с половиной часа вместо нынешних 6 часов 18 минут. Максимальная скорость по территории РФ составит 200 км/ч, по Финляндии — 220 км/ч. Таможенно-пограничный контроль пассажиры смогут проходить непосредственно во время движения поезда.
До лета 2011 года составы будут ежедневно совершать по два рейса в день в обоих направлениях, после этого их число планируется довести до четырех. В поездах — 344 места, в том числе — 296 мест II класса и 48 мест I класса. Стоимость проезда в них между Петербургом и Хельсинки до 22 марта будет составлять, соответственно, 84 и 134 евро.
С запуском «Аллегро» между Петербургом и Хельсинки перестанут курсировать российский поезд «Репин» и финский «Сибелиус». Тем не менее, один российский поезд, связывающий две страны в графике все же останется. Это фирменный состав «Лев Толстой», который совершает ежедневные рейсы между Москвой и Хельсинки. Время в пути между двумя столицами — чуть больше 13 часов. При этом состав проходит через Петербург. От Петербурга до Хельсинки он идет чуть меньше шести часов.
Российские железные дороги допускают возможность продления маршрута «Аллегро» до Москвы.
— Наши планы — это планы наших пассажиров. Если пассажир предъявит нам требования о продлении этой линии до Москвы, мы относительно легко сможем организовать такое движение, — сказал глава РЖД Владимир Якунин. Если этот проект будет осуществлен, то время в пути между российской и финской столицей по железной дороге может сократиться до семи с половиной часов: три с половиной часа поезд идет от Петербурга до Хельсинки и около четырех часов состав аналогичный «Аллегро» — «Сапсан» — преодолевает расстояние между Москвой и Петербургом.
В РЖД заявили, что с запуском «Аллегро» не будут отменяться пригородные поезда на всем пути от Петербурга до государственной границы, а на некоторых направлениях этого участка количество электричек будет даже увеличено.
А вот что рассказал непосредственный участник этих событий, эксперт в области транспорта Алексей Лебедев.
— Вчера под вечер я прибыл в Санкт-Петербург на скоростном поезде «Аллегро». Это проект еще 2001 года, когда - Тарья Халонен и Владимир Путин - тогда оба были президентами — договорились открыть скоростное пассажирское сообщение между двумя странами. До сих пор 40 лет тут ходили обыкновенные поезда.
«СП»: — То есть, задача Халонен и Путина сводилась к тому, чтобы дать отмашку скоростному движению, которую они уже, собственно говоря, дали 10 лет назад?
— Да. В данном случае они были просто почетными гостями государственных железнодорожных компаний наших стран: VR (Железные дороги Финляндии) и РЖД. Название «Аллегро» — это бренд, который принадлежит акционерному обществу «Karjala Line», которое будет эксплуатировать поезд. АО является СП VR и РЖД и зарегистрировано в Хельсинки.
Обслуживают «Аллегро» наполовину сотрудники финской дороги, наполовину — российской. Два проводника — один финн, второй русский ходят по вагону. Два машиниста находятся в кабине и управляют поездом. По финской территории ведет финн, по русской — русский машинист. Поезд переключается на границе с переменного тока в Финляндии на постоянный в РФ и едет дальше.
«СП»: — Как все было организовано?
— Шумиха была большая. ФСО стало организовывать журналистов для встречи поезда в 17 часов в воскресенье на Финляндской вокзале — аж за месяц! За месяц надо было подавать заявки в пресс-службу Октябрьской железной дороги, и потом этих людей проверяло ФСО. Пропускали только тех, кто попал в аккредитацию. Соответственно, пресс-служба РЖД повезла пул журналистов в Хельсинки, но допущены были на церемонию открытия движения только те, кто прошел контроль ФСО. Это было требование российской стороны. Финны к этому спокойно относились. Несмотря на то, что в Хельсинки была их президент Тарья Халонен, а Путин сел лишь в Выборге, ФСО контролировала допуск российских граждан на торжественное начало движения на вокзале в Хельсинки.
Меня туда не пустили, я ехал в другом поезде.
«СП»: — Как так?
— Всего было два поезда — два «Аллегро». На первом ехали официальные делегации России, Финляндии и приближенные к ним лица. Через два часа после пуска первого пошел второй такой же «Аллегро», на который уже продавались билеты, и где ехали специалисты, журналисты и вообще те, кто не попал на первый поезд.
«СП»: — Что там в пути интересного?
— Все пограничные и таможенные формальности проходят во время движения. Сначала идут финны, потом русские, и там же оформляют такс-фри.
Первый поезд пришел в Выборг, в него вошел господин Путин, который встречал Тарью Халонен на российской стороне. По этому случаю вокзал отремонтировали. Они произнесли подобающие случаю речи и поехали в Петербург. Время от Выборга до СПБ поезд проходит всего за час. На вокзале было собрано большое количество сил безопасности и целая электричка милиционеров. Мы подъехали — на одном пути стоит сам поезд, на втором электропоезд с милиционерами. Может, они раньше были на перроне. К нашему приезду они ждали отправки в Петербург.
«СП»: — То есть, это был третий поезд — с милиционерами?
— Это была электричка.
«СП»: — А как вели себя пограничники и таможенники в поезде?
— Финны прошли спокойно, но почему-то было заметно сильное волнение у наших спецслужб. Финские таможенники просто прошли, ничего не спрашивали, пограничники поставили печати в паспорта о пересечении граница. Наших было несколько бригад по два-три человека, у них какие-то столики с компьютерами, оборудование, они везли эти столики по проходам, проверяли паспорта. Сновали начальник заставы или погранотряда в ранге полковника. Пограничный офицер все снимал на видеокамеру. То есть, было много людей в форме и плюс примерно столько же таможенников, и все они спрашивали, что у нас в сумках. Как только пересекли европейскую границу, сразу людей в форме стало слишком много.
«СП»: — Прибыли по расписанию?
— Когда мы ехали на втором поезде по финской территории наш поезд сбил лося. И с этим была связана остановка на 15 минут. Сейчас поезда уже будут ходить по расписанию, расписание вывешено.
«СП»: — А хорошо ли это для нас, пассажиров?
— Авиаторы уже скинули цену на билеты. Я летел из Питера в Хельсинки за 70 евро. Самый демократичный способ проехать на Аллегро в оба конца вторым классом стоит 170 евро. То есть, если будет борьба за пассажира, между авиацией и железной дорогой, потребитель может выиграть.
«СП»: — Ну, теперь погибнет весь этот бизнес возле площади Восстания, откуда подбирают пассажиров в Финляндию.
— Не погибнет. От площади Восстания в Хельсинки вас отвезут за 25−30 евро. Это как раз конкуренция, авиаторы и железнодорожники будут давить друг на друга и потребитель вполне может выиграть. Кроме того на границе поезд не стоит и это тоже важно сейчас, в преддверии зимних праздников, когда автомобилистам приходится стоять на погранпостах часами.