Массовая акция футбольных фанатов на Манежной площади 11 декабря, закончившаяся беспорядками под антикавказскими лозунгами, заставила москвичей всерьез испугаться. Главное, что настораживает жителей столицы — анонсированные на 15 декабря ответные акции со стороны жителей Кавказа. Эпицентром этих акций должен стать Киевский вокзал и расположенный на площади возле него торговый центр «Европейский».
Несмотря на то, что представители диаспор поспешили опровергнуть слухи, 15 декабря в столице ожидают с напряжением — как обыватели, так и милиция. Не последняя причина настороженности — то, что в интернете уже с начала недели распространяется следующий текст:
— На ответную акцию уроженцев южных республик, которая должна пройти 15-го декабря на площади перед ТЦ «Европейский», выехало серьезное усиление с Северного Кавказа. В данный момент на трассе «Дон», связывающей столицу с югом страны, отмечается огромный наплыв автомобилей с регистрационными номерами, указывающими на принадлежность авто к Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан, Чеченской Республике и многим другим.
— Мы сейчас в районе Миллерово едем, — рассказал Life Sports один из уроженцев КБР, направляющихся в Москву. — Тут много машин с кавказскими региональными номерами 05, 95, 01. Мы и сами едем в Москву в связи с этими событиями, которые произошли на Манежной площади. 15-го числа будем у «Европейского», там будет собрание. Едем туда в поддержку. Все эти события заставляют нас нервничать. Что там будет с нашими теперь твориться? Нам позвонили друзья и попросили помощи, вот так же как и мы, многие едут сейчас в сторону Москвы.
Редакция «СП» попыталась проверить, насколько данная информация соответствует действительности и к чему готовятся патрулирующие трассу «Дон» сотрудники милиции.
— Пока не видел никакого особого наплыва машин, — рассказал «СП» Алексей Семенов, водитель-дальнобойщик из Липецкой области. — Но я в эти дни не ездил к югу от Липецка. Может быть, кавказцы всё ещё едут по Воронежской области. По словам водителя, сейчас, как и всегда в начале зимы, состояние трассы М4 таково, что по ней невозможно ехать быстрее 100 км/час. «Если самоубийца — можно попробовать быстрее, но я таких каждый день в кюветах наблюдаю», — сказал Семенов.
Если колонны кавказских радикалов действительно едут по трассе М4, их можно было бы остановить очень быстро и почти незаметно: как раз в Липецкой области на дороге есть несколько крутых склонов, на которых часто застревают фуры, владельцы которых не могут себе позволить зимнюю резину. «Здесь можно простоять полсуток, сутки — как повезет, — рассказал Алексей, — Дальнобойщики знают объездные маршруты, но эти ребята вряд ли сообразят съехать с трассы».
Между тем, на одном из воронежских форумов уже появилось сообщение о том, что на объездной областного центра замечена колонна легковых автомобилей с номерами Чеченской республики.
В целом, задержать движущиеся по трассе автомашины с экстремистами при наличии приказа несложно, рассказал «СП» Николай Воротников, бывший сотрудник управления ГАИ, курировавшего один из участков трассы «Дон». «Еще в начале 90-х, когда обстановка была действительно сложной, мы учредили на этой трассе настоящие блокпосты — на случай прорыва с юга. В составе блокпостов обязательно имеется бронетехника — боевая машина пехоты БМП-1. Если приходит ориентировка или другая оперативная информация, пост усиливается бойцами внутренних войск. Может стоять и армейский патруль, это зависит от обстоятельств», — рассказал офицер.
Самый мощный из подобных блокпостов расположен недалеко от Москвы — перед мостом через Оку в районе Каширы. В моменты, когда оперативная обстановка осложняется, пост работает в режиме тотальной проверки документов. Проезд к Москве нетрудно перекрыть и вовсе — для этого на блокпостах имеются подвижные бетонные элементы, превращающие пост в настоящий рубеж обороны. Однако для столь решительных действий — перекрытие трассы означает срыв всей транспортной логистики между Москвой и югом России — необходим приказ с федерального уровня, отметил Николай Воротников.
Именно этот факт, собственно, и волнует обывателей и интернет-активистов: многие помнят, как упомянутые рубежи обороны не смогли предотвратить рейд на Москву в 2002 году, когда десятки боевиков сумели захватить театральный центр на Дубровке. Гарантии, что 14 и 15 декабря движение кавказских радикалов в Москву будет остановлено, не существует: слишком мало доверие общества нынешней российской милиции.
Интернет-издание «Кавказский узел» пообщалось с родственниками Аслана Черкесова, подозреваемого в убийстве Егора Свиридова. Выяснилось, что Черкесов в Нальчике был спасателем МЧС, а в Москву прибыл 2 недели назад, где устроился работать риэлтором. Он имеет высшее образование и судимость за грабёж. У него русская жена, которая ждёт ребёнка.
Соня Черкесова, со слов своего сына Аслана, находящегося сейчас в СИЗО, выдвигает такую версию случившегося:
«Он со своими товарищами сидел в баре на Речном вокзале. Трое знакомых Аслана вышли на улицу чуть раньше, а он задержался, чтобы купить сигарет. Когда он вышел на улицу, его друзья лежали на асфальте, их избивали четверо. Аслану вывернули руку и бросили на капот машины. Затем его начали душить. Когда он увидел в руках одного из нападавших „розочку“ (отбитое горлышко бутылки с острыми краями в виде лепестков), то достал из заднего кармана брюк пистолет и трижды выстрелил в воздух. Четвертый выстрел оказался роковым. Он стрелял не в упор, а со спины. У него на куртке нет следов пороха. Однако, экспертиза куртки на наличие пороховых следов до сих пор не сделана». Из-за того, что адвокат Венера Гончарова не смогла настоять на проведении этой экспертизы, Черкесовы отказались от её услуг. Теперь интересы Аслана в суде будут защищать два других адвоката.
Впрочем, это не единственная версия событий, происходивших в тот вечер. Приятели Аслана Черкесова так описывают случившееся:
«Русские братья, мне жаль, что так вышло, но я разговаривал с друзьями друзей Аслана, и они мне рассказали, что Егор и его друзья первыми начали потасовку. Вот как все было: Аслан и друзья тихо шли гулять, мимо Егора и его друзей. И вдруг со стороны компании послышалось „Х… ХОДИТЕ ЧУРКИ Ё…“ Но никто не обратил внимания на эти выкрики, ведь Аслан и друзья очень воспитанные и интеллигентные люди. Но компания начала кидать в них бутылки и банки из-под Ягуара. Они лишь ускорили шаг и, уклоняясь от бутылок, постарались быстрее покинуть зону атаки. Компания начала кричать „ВЫ ЧЕРНОЖ… И МЫ ВАШИХ МАТЕРЕЙ Е… И ЖЕН Е… И ДЕТЕЙ“, и накинулись на Аслана. Аслан был вынужден защищаться и достал травматический пистолет. Он не стрелял в Егора, стрелял в его друга, в грудь. А Егор с криками „Х… ТЫ В ДРУГА СТРЕЛЯЕШЬ ЧЕРНОЖ…“ начал закрывать его телом. Но так как Егор был в два раза ниже своего друга, пули попали ему прямо в голову. Так что это просто случайность, извините нас пожалуйста, что так вышло».