Общество

Атомные монстры-2

СССР готовился высаживать танки на американскую землю с подводных лодок

  
280

«СП» продолжает публикацию серии материалов о самых экзотических проектах вооружений времен «холодной войны», которые разрабатывались в Советском Союзе, но в серию не пошли. Все они связанны с использованием ядерной энергии. В первой статье под тем же названием речь шла о попытках создать так называемый атомный бомбардировщик, который с оружием массового уничтожения способен был бы неограниченно долго барражировать в воздухе вдоль границ США. Однако угрозу американской территории готовили в Москве и из-под воды. Замышлялось, что десант советской морской пехоты с танками куда-нибудь на набережную Флориды должна была скрытно доставить наша гигантская атомная подводная лодка высотой в четырехэтажный дом и длиной в два футбольных поля. Планы эти были очень близки к воплощению.

Идея рождалась в конце 50-х годов прошлого века. Межконтинентальных баллистических ракет тогда еще не придумали, поэтому единственным средством доставки только что разработанного ядерного оружия оказались бомбардировщики. И здесь у американцев имелось очевидное преимущество перед СССР. Их самолеты, стоявшие на базах американских Военно-Воздушных сил, облепившие границы Советского Союза, как репейник собаку, могли в считанные часы доставить бомбы к городам и важнейшим объектам на нашей территории. Не дать бомбардировщикам взлететь — в этом могло заключаться спасение от ядерного удара. Но как это сделать?

А если попытаться внезапным ударом с земли захватить заморские и заокеанские аэродромы? Высадка воздушного десанта для этой цели представлялась нереальной — скрытно сотни парашютистов перебросить на большие расстояния не получилось бы, ведь радиолокация у американских военных была к тому времени достаточно развита. А если десант доставить под водой? Так возник замысел сконструировать транспортно-десантную атомную подводную лодку чудовищных размеров. Чтобы помимо экипажа разместить в ее отсеках сотни морпехов, да еще и с танками!

Опыт проектирования подобного рода гигантов у советских кораблестроителей уже был. С марта 1960 года Ленинградское ЦКБ-16 билось над созданием атомной транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя проекта 664. Атомоход должен был получиться внушительных размеров, способный принимать не только людей, но и до 162 морских мин и доставлять своим собратьям, несущим боевую службу на океанских коммуникациях, 20 крылатых ракет П-5 или П-6 и до 80 торпед калибром 533 миллиметра. Северодвинские корабелы даже приступили было к строительству головного корабля. Однако верфи срочно понадобились для создания большой серии атомных подводных ракетоносцев. Поэтому минный заградитель списали в утиль, так и не спустив на воду.

Тем не менее, затею свою адмиралы не оставили. В программу кораблестроения на 1965−70 годы вновь внесли строку о создании подлодки, способной скрытно доставлять морскую пехоту в самые удаленные районы Мирового океана. Задачу минных постановок при этом сняли. В результате в августе 1965 года задачу перед конструкторами Министерство обороны сформулировало так: новый атомоход должен быть приспособлен для «скрытной перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье, снятия десанта и раненых, эвакуации их на наше побережье или переброски в другие пункты побережья вероятного противника». Кроме того, лодка должна была решать задачи снабжения боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих «на удаленных от своих берегов направлениях». На борт предстояло брать до 1200 человек десанта или до 20 единиц колесной или гусеничной бронетехники. Другой вариант загрузки — усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов. Проект нового корабля назвали 748. Главным конструктором назначили Николая Киселева.

Уйму людей и техники Киселев и его соратники замышляли разместить в трех цилиндрах прочного корпуса, расположенных горизонтально. Экипаж и десантники должны были находиться в среднем, который был наибольшего диаметра. Техники и вооружение — по бокам. В носовой части — две аппарели для высадки танков и бронетранспортеров. Для оказания огневой поддержки морских пехотинцев во время боя за захват плацдарма на атомоход планировали поставить даже две 57-миллиметровые автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ, а также — зенитный ракетный комплекс.

Словом, на бумаге все выглядело внушительно, но и проекту 748 не суждено было воплотиться в металле. Военно-морской флот по финансовым соображениям отказался от его создания. Однако сторонники идеи скрытной переброски под водой морских десантов хоть к Австралии, хоть к Америке оказались людьми настойчивыми. В начале 70-х была сделана третья и последняя попытка создания советской атомной транспортно-десантной подводной лодки. На сей раз речь пошла о проекте 717. Снова возглавить дело поручили Киселеву. Только теперь стоящую перед ним задачу усложнили, предложив предусмотреть еще одну функцию: «спасение личного состава затонувших ПЛ с помощью специальных спасательных снарядов». Это новое дополнительное назначение потребовало, естественно, серьезной переработки прежнего замысла.

Как и следовало ожидать, новый корабль вышел сильно похожим на почивший в бозе проект 748. Все те же три цилиндра в прочном корпусе. Все те же аппарели для схода бронетехники в воду или на побережье. Все та же плоская, камбалообразная форма корабля, если разглядывать его сверху. Те же два реактора. Несколько изменился состав вооружения. Вместо 57-миллиметровых автоматических артустановок конструкторы предложили поставить более легкие, но куда более скорострельные 30-миллиметровые пушки. В подводном положении они должны были убираться в специальные контейнеры внутрь корабля. Состав десанта предполагался примерно тем же. Очень много хлопот было с гидродинамикой подлодки, получившей столь нетрадиционный корпус

Технический проект все же был утвержден в 1972 году. Решено было построить в Северодвинске серию из пяти транспортно-десантных атомоходов. Но снова помешали ограниченные технические возможности «Севмашпредприятия», которое как раз в это время срочно клепало самые крупные в мире тяжелые атомные ракетные подводные крейсера системы «Тайфун» — наш ответ заокеанскому «Трайденту». И проект 717 отправился туда же, куда и его предшественники — в архив. Теперь уже, очевидно, окончательно.

Из досье «СП».

Тактико-технические данные атомной подводной лодки проекта 717:

водоизмещение надводное - 17600 м. куб.

скорость в подводном положении — 18 узлов

глубина погружения - 300 м.

длина - 190 м,

ширина - 23 м.

Осадка средняя - 6,8 м.

Архитектурно-конструктивный тип - трехкорпусный

Автономность, сут.:

Экипажа - 75

Десанта - 30

Экипаж, чел. - 111

Вооружение:

торпедное:

число х калибр носовых ТА, мм - 6×533

общее число торпед, ед. - 18

минное:

— 2 горизонтальные минные трубы в кормовой части ПЛ

— запасные мины на стеллажах ПК

общее число мин, ед. - 252 (длина мины 4 м)

артиллерийское:

число х тип зенитных АУ - 2 х А-213М

Транспортируемые десант и грузы:

личный состав морского десанта, чел. — 256

плавающая бронетехника десанта, ед. — 20

или

сухопутные войска, чел. - 800

плавающие бронетранспортеры, ед. - 4

или

воинские грузы, т. - 1200

(Продолжение следует)

Фото: wikipedia.org

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня