Общество

Полный улет: В «Домодедово» и «Шереметьево» по-прежнему хаос

В главных аэропортах страны скопилось уже до 20 тысяч пассажиров

  
27

Воздушные гавани Москвы продолжают испытывать пассажиров на прочность. За трое суток в «Домодедово» и «Шереметьево» скопились тысячи пассажиров. Аэропорты превратились в большую ночлежку. Трудно с питанием. Но ещё хуже с информацией. Люди толком не знают, когда улетят и улетят ли вообще. Отчаявшиеся пассажиры штурмуют стойки регистрации, ищут потерянный багаж, пытаются дозвониться родным. Это хаос. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, в столичных аэропортах скопилось до 20 тысяч человек. Они на грани срыва. Наводить порядок пытается ОМОН, однако ещё сутки такого коллапса и его сил не хватит, чтобы сдержать разъяренную толпу.


".нас не кормили. ничего не говорили. потом массово всем часа в 3 или 4 дня принесли воду… резервное электричество дали, чтобы не соврать, где-то там же. Оно было только в нашем зале… стало чуть теплее. кроме нашего зала горело 1 табло. пара точек и РЕКЛАМА БИЛАЙНА!!! Нормально да?

.по поводу туалета была «веселуха», сначала мне сказали, что закрыли все, потом я нашла-таки один, в который очередь была ровно в три раза больше, чем в буфете театра в антракте. Сотрудница просила всех ни в коем случае не какать, а тока пи-пи т.к. там уже и так фигово… днем кое-как добивал свет из открытой двери. Когда стемнело, все светили телефонами, а мы ходили со свечой.«


Ко всем прочим бедам добавилась еще одна напасть: в «Шереметьево» кончились противогололедные реагенты. Администрация аэропорта уверяет, что проблема решается, но этому уже никто не верит — слишком много за последние часы было заявлений о том, что вот-вот все нормализуется.

«Все, что нам здесь говорят — ложь, п… жь и провокация», — в сердцах бросила в разговоре с корреспондентом «СП» жительница Челябинска Тамара Пацора. Она 27 декабря должна была улететь к дочери в Лондон, однако застряла в «Домодедово» непонятно насколько.

«СП»: — Но хоть надежда какая-то есть вообще улететь?

— Не знаю. Сейчас выясняю. Может, через час что-то прояснится. Таких как я здесь тысячи. Пытались это бардак снять телевизионщики, но им не разрешили.

У Тамары в Москве живут родственники, однако к ним она уехать не может, потому что регистрацию могут объявить в любой момент. Эта неизвестность злит больше всего.

Как сообщил во вторник утром «Интерфакс», в «Шереметьево» возникла потасовка между сотрудниками милиции, которые пытались регулировать поведение толпы, и пассажирами, у которых сдали нервы из-за многочисленных переносов авиарейсов.

«Драка возникла в аэропорту „Шереметьево-2“ в терминале D возле 5-го гейта», — сообщил агентству очевидец событий.

В ночь на вторник глава Росавиации Александр Нерадько после экстренного совещания в аэропорту «Домодедово» заявил, что его ведомство рассчитывает урегулировать ситуацию в аэропорту в течение двух-трех суток, добавив, что самый большой объем работ будет выполнен во вторник, 28 декабря. То есть, именно в этот день улетят десятки задержанных бортов. Из них 100 — отмененных 26 или 27 декабря, а 250 — это рейсы, запланированные непосредственно на 28-е.

Но по сообщениям информагентств, поступившим из «Домодедова» к 12 часам дня, в аэропорту по-прежнему царит чехарда, хотя несколько десятков самолетов действительно улетели.

Представители авиакомпаний обвиняют администрацию аэропорта в неспособности организовать вылеты.

В частности, представитель «Британских авиалиний» заявил «Интерфаксу», что самолет, который должен выполнять рейс BA-873 Москва-Лондон, готов к взлету ещё с понедельника, однако вылет постоянно переносится из-за неготовности наземных служб обеспечить погрузку багажа, посадку пассажиров и вылет.

О том, насколько серьезна ситуация, свидетельствует тот факт, что президент Медведев в срочном порядке поручил Генпрокурору РФ проверить работу московского авиаузла.

Ранее сообщалось, что транспортная прокуратура в связи с массовыми задержками рейсов начала проверку деятельности авиакомпаний и аэровокзальных комплексов «Домодедово» и «Шереметьево». «Проверка направлена на обеспечение прав пассажиров», — подчеркнул московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Евгений Поспелов.

Корреспондент «СП» связался с заместителем прокурора Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Александром Андрияшем:

«СП»: — Прокуратура начала проверку по факту каких-то нарушений?

— Как нарушения будут выявлены, так мы сразу о них сообщим.

«СП»: — Поводом для проверки послужили информационные сообщения?

— Нет, мы постоянно отслеживаем ситуацию. Мы будем проверять, как содержатся пассажиры, которые находятся в аэропортах, почему питание выдали не всем — если, конечно, этот факт подтвердится, проверим размещение в гостиницах.

«СП»: — Будете проверять и сообщения о драках, массовых беспорядках?

— Да, проверим, как действовала милиция, выясним причины беспорядков. Сейчас туда выехали наши сотрудники, работает комиссия. Будем опрашивать граждан, пассажиров.

Впрочем, в администрации самого «Домодедово» уже увидели «свет в конце тоннеля».

Пресс-секретарь аэропорта «Домодедово» Елена Галанова:

«СП»: — Какая сейчас ситуация в аэропорте?

— У нас всё нормально. С утра вылетело 100 рейсов, вчера за день вылетело 170, 60 приземлилось. Я сейчас подъезжаю к аэропорту, машин немного, народа тоже значительно меньше, чем вчера. «Домодедово» входит в режим нормальной работы. На сегодня запланировано 350 рейсов.

«СП»: — На информационных лентах были сообщения о прорывах к стойкам регистрации, чуть ли не о массовых беспорядках в аэропорте.

— Никаких массовых беспорядков у нас не было и нет. Никаких прорывов ограждения паспортного контроля. Конечно, люди нервничают, мы их понимаем, ставим себя на их место. Люди переживают, многие в этой ситуации злоупотребляют алкоголем, многие люди ведут себя конфликтно. Возникают стычки друг с другом. «Почему вас отправляют, вы летите, а мы ещё нет?». Но это не носит массовый характер — скорее, единичные склоки, которые быстро пресекались.

«СП»: — В блогах была информация, что основными возмутителями спокойствия были пассажиры новогодних чартеров.

— Они такие же пассажиры, как и все. Для аэропорта нет разницы — регулярный рейс или чартерный. Для нас важен самолёт, и ничего другого. Никаких приоритетов у регулярных рейсов нет, наоборот, нам важнее отправить чартер, так как на этих отправлениях стоят самолёты повышенной вместимости, огромные «Боинги», способные взять на борт до 500 пассажиров, и значительно разгрузить аэровокзальный комплекс. По мере готовности мы с удовольствием отправляем эти самолёты большой вместимости.

«СП»: — Много вопросов у людей возникало по поводу резервного энергообеспечения — логично предполагали, что в «Домодедово» есть генераторы на случай таких аварий.

— Они есть, и они работали. По нашей резервной схеме всё это время, включая воскресенье, работали взлётно-посадочные полосы, и мы даже в ручном режиме принимали и отправляли часть рейсов, то есть аэродром не закрывался.

У нас есть дизель-генераторные установки, которые поддерживали важные для жизнеобеспечения объекты: артезианские скважины, топливозаправочный комплекс, АЗС и так далее.

«СП»: — А на аэровокзал уже не хватало мощности?

— На аэровокзал конечно же не хватало, потому что весь аэропорт потребляет 23 мегаватта в час. Никакие передвижные станции-генераторы не способны дать такую мощность. Мы при помощи МЧСовских дизель-генераторов осветили часть аэровокзального комплекса и привокзальной площади, подключили аварийное освещение. Туалеты заработали. Соответственно, мы ждали, когда энергетики восстановят основную подачу.

Вообще наша резервная схема рассчитана на подачу энергии из двух независимых друг от друга источников — в Подольске и в посёлке Володарского.

«СП»: — А они упали обе.

— Случилось так, что вышли из строя подстанции по всей Московской области. Вообще патовая ситуация была во всём регионе, десятки населённых пунктов сидели без света.

Понятно, что сейчас аэропорт сделает какие-то оргвыводы, и видимо, будет какое-то тройное резервирование. Это форс-мажор, стечение обстоятельств. Говорить о том, что у нас не было резервной схемы и не было дизель-генераторов — это неправильно. Всё, что было, мы и задействовали.

По словам Елены Галановой, в здании аэропорта сейчас находятся примерно 8 тыс. человек и примерно 4 тыс. — в «накопителях».

Наибольшее число задержанных рейсов у авиакомпаний S7 и «Трансаэро», которые являются основными авиакомпаниями аэропорта.

Тем временем, РИА «Новости» передали, что пассажиры, недовольные длительными задержками рейсов, избили нескольких сотрудников «Аэрофлота» в аэропорте «Шереметьево». «Несколько сотрудников, которые общались с пассажирами, были избиты, среди пострадавших были и женщины», — сказал собеседник агентства.

Один из пассажиров, находящихся в «Шереметьево», сообщил РИА «Новости», что некий мужчина избивал другого в течение нескольких минут, рядом не было ни одного охранника или сотрудника милиции.

А Минтранс РФ рекомендовал авиакомпаниям отменить рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, сообщил журналистам в Москве министр транспорта Игорь Левитин.


Мнение простых россиян:

Честное слово. Половина Европы в последние дни была завалена снегом, и пассажиры сутками напролёт торчали в аэропортах, матеря на чём свет стоит авиакомпании, менеджеров по связям с общественностью и социальные службы — с людьми никто не общался, людей никто не эвакуировал в гостиницы, людям не обеспечили даже одеял: так и спали на голом полу.

И вот сегодня европейская сказка повторилась в Домодедово. Застрявшие в терминале пассажиры оказались в полном информационном вакууме, дополнительных автобусов для вывоза тысяч бедолаг не было, работники аэропорта удирали от людей на всех парах, отказываясь давать комментарии. Таксисты — как и во время весенних взрывов на Лубянке и Парке Культуры — в несколько раз взвинтили цены за поездку в Москву, цинично отвечая пассажирам, что «много вас тут, а нас мало» и «спрос рождает предложение».

И всё-таки, между Европой и Домодедово есть разница.

Во-первых, в Европе виновные лица уже получили по кумполу от Еврокомиссии — за плохую подготовку к снегопадам выписаны штрафы и составлены рекомендации для аэропортов Франкфурта, Парижа и Лондона на основе правил стокгольмского аэропорта, где снегопады бывают часто.

Во-вторых, топ-менеджеры авиакомпаний и обслуживающих организаций отказались от бонусов, переведя эти деньги (десятки миллионов долларов) на компенсации пострадавшим. Замечу — это делалось по личной инициативе.

Проще говоря, для Европы такая дезорганизация — исключение из правил. Для России это — правило и только правило. Со времён царя Гороха всякие и всяческие неприятности оказываются для нас сюрпризом, хотя происходят гораздо чаще, чем в других странах. К аварии в Чернобыле мы были абсолютно не готовы — и никто не знал, что делать. К аварии «Курска» мы были совершенно не готовы — и никто не знал, что делать. К пожарам этого лета мы были снова не готовы. И к митингу на Манежной мы были опять не готовы. Сегодня пролился ледяной дождь, Домодедово встало — и опять менеджеры и чиновники не готовы. Автобусов нет, информации нет, света нет, таксисты дерут втридорога, и к людям даже никто не вышел их успокоить.

Но самое главное — у нас никто не почесался наказать раздолбаев, и никто из раздолбаев не почешется помочь людям из миллионных зарплат. У нас нет обратной связи. Поэтому в следующий катаклизм, который непременно произойдёт, мы опять будем щёлкать клювом и взирать на анархию.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня