18+
суббота, 23 сентября
Общество

Хорошие харчи у Лукашенко

Почему белорусская еда лучше российской

  
202

В Белоруссии действительно хорошие продукты питания. Одних только молокозаводов в стране около 50-ти. И они работают не только на экспорт, но и в полной мере обеспечивают потребности населения. При этом цены в продуктовых магазинах — не такие заоблачные, как в России. Даже экспортное белорусское продовольствие, попадающее на московские прилавки, оказывается на поверку дешевле российского.

Литр молока в белорусском магазине стоит от 50 центов (это примерно 15 рублей), 200 г сметаны можно приобрести за доллар (около 30 руб.), масло — по 150 рублей за кило. Цены на мясные продукты тоже заметно ниже российских. Вареная колбаса в Белоруссии, например, стоит около трех долларов за килограмм (90 рублей), сервелаты — по 6−10 долларов (180−300 руб.), сырокопченые «элитные» колбасы — по 15 (450 руб.). Булки хлеба здесь нет дороже, чем один доллар за буханку. Но при желании можно найти хлеб и по цене от 11 рублей. Из общей массы выбиваются только импортные продукты, которые для местных жителей стоят невероятно дорого: молоко Parmalat продается за 3 три доллара/литр, а импортные сыры, даже самые простые, стоят как минимум 20−25 долларов за килограмм. Естественно, покупают «заморские» продукты немногие.

Удельный вес своего продовольствия в розничном товарообороте магазинов составляет 85−87%. При этом колбаса и копчености, например, почти на 100% - собственного производства.

Один из показателей уровня и качества жизни — доля расходов на питание. Чем выше уровень жизни населения, тем ниже доля расходов на питание. И наоборот. Так вот, по данным Белстата, белорусы, даже при их относительно невысоких заработках, тратят на питание немногим более 40% семейного бюджета. Для сравнения: в России, по информации «Левада-центра», у 42% населения на еду уходит более половины заработка. А еще у 23% - две трети дохода. К этой категории, правда, относятся в основном пенсионеры.

Но как бы то ни было, в целом продуктовая корзинка в «царстве» Лукашенко менее затратная, чем, например, в России. Как удается Батьке держать цены? Ответ очевиден — за счет «ручного управления».

Так, закупочные цены на молоко в Белоруссии устанавливают не колхозы или фермерские хозяйства, не рынок, а государство. Крестьянин не имеет права продавать свое молоко по цене, которая выше, даже если на рынке дефицит товара. Закупочные цены действуют и в отношении мяса, картофеля, зерна, и других товаров. А магазины и другие торговые точки не имеют права устанавливать торговую надбавку, которую им вздумается. Если для товаров «стандартных» категорий торговая надбавка не должна превышать 30%, то в случае со «стратегическими товарами» — молоком, мясом, хлебом и т. д. — в разы меньше. Государство гарантирует: повышение цен на стратегические продукты питания не должно превышать 0,7% в месяц. И эту норму производители и торговцы свято соблюдают.

Еще в 1999 году Лукашенко подписал Указ, согласно которому в стране не допускается рост цен без принятия соответствующих мер по социальной защите населения. В целях сдерживания инфляционных процессов в республике осуществляется государственное регулирование цен на большую группу социально значимых продовольственных товаров. В нее входят мука (для хлебопечения), хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, кефир, сметана и творог, мясо (говядина, свинина), молочные смеси и мясные консервы для детского питания, сахар и заменители сахара для больных диабетом, картофель, плодоовощная продукция.

Самое интересное, что при невысоких ценах на продукты в Белоруссии умудряются сохранять хорошее качество колбасы, молока, мяса, хлеба. Нет, здесь тоже можно встретить масло, при производстве которого используются растительные добавки, и напороться в магазине на просроченные продукты. Однако это не носит, как в России, массовый характер, а сливочным маслом маргарин никто не называет.

Качество — вещь достаточно условная, но по субъективным ощущениям многих, кто побывал в Белоруссии, местная еда лучше российской. Безусловно, такие успехи в области переработки продуктов питания в Белоруссии, где никто и не слышал о рыночной экономике, — заслуга государства.

В Белоруссии, как 30 лет тому назад в СССР, свято блюдут государственные стандарты в области качества (ГОСТы). Например, в отношении практически всех видов молочной продукции действуют 96 государственных стандартов.

За их соблюдением следит очень грозное ведомство — Комитет государственного контроля. По силе и влиянию с КГК не может сравниться ни Министерство по налогам и сборам, ни прочие инстанции. Наказывает он раз в полгода стабильно каждого производителя — грехи можно найти почти у всех. На производителей еды упорно давят и представители санитарных служб. Так что вопрос качества — это вопрос экономии денег предприятия на штрафах.

В целом по стране испытания молока и молочной продукции осуществляют 586 лабораторий; мяса и мясопродуктов — 503; хлеба и хлебобулочных изделий — 425; рыбы и рыбопродуктов — 428; кондитерских изделий — 342; алкогольной продукции — 267; плодоовощной — 519, сельскохозяйственной продукции — 559, безалкогольных напитков — 355 лабораторий.

Еще один фактор, способствовавший повышению качества продуктов питания - модернизация производства. Крупнейшие молокозаводы Белоруссии уже работают на импортном — чаще, немецком или голландском — оборудовании. Деньги на его приобретение выделяло государство — в виде льготных кредитов с нулевой процентной ставкой. Эти кредиты выдавали государственные банки государственным предприятиям. Не везде, однако, модернизация прошла успешно. По данным официальной белорусской статистики, около 50% выданных таким образом являются «плохими», то есть предприятия оказываются не способными их отдавать в срок и в нужном объеме. Но, как бы то ни было, модернизация в случае с пищевой промышленностью состоялась.

О том, как Белоруссии удается производить качественные и дешевые продукты питания, корреспонденту «СП» рассказал независимый экономист Сергей Чалый.

— Качество соблюдается за счет строгого контроля над выполнением советских ГОСТов. Вдобавок пару лет назад молокозаводы за государственный счет произвели модернизацию своих производств, закупили новое оборудование. Повышенный интерес государства к отрасли и привел к такому, можно сказать, удивительному феномену.

«СП»: — А почему она дешевле?

— За счет государственного субсидирования. Удивительное дело: молокопереработка в стране рентабельна, а производство молока — нет. Колхозы фактически находятся на полном обеспечении государства. Производство — и соответственно продажа — молочных продуктов субсидируется государством в виде дешевого сырья.

«СП»: — А как выживают крестьянские хозяйства?

— Фермерских хозяйств в Белоруссии очень мало. В основном, речь идет о колхозах, деятельность которых всегда субсидируется государством. Находятся на его содержании. Размер их долга примерно равен объему господдержки. В прошлом году только на ликвидацию последствий засухи колхозы получили помощь в размере 15 млрд рублей (5 млн долларов).

«СП»: — Такая позиция властей понятна, если мы говорим о внутренней реализации. Но какой смысл продавать молоко по дешевке в России?

— Таким образом Белоруссия имеет возможность получать валютную выручку от экспорта молочных продуктов. А там почти 1 млрд долларов в год. С учетом завышенного курса белорусского рубля субсидирование всех экспортных отраслей государству выгодно. Фактически, речь идет о субсидировании экспортных отраслей теми, кто работает на внутренний рынок. В Белоруссии нерыночная экономика, и она существует «благодаря» развитой системе перекрестного субсидирования между отраслями.

Но насколько эффективна такая модель в долгосрочном плане?

— Такой особый белорусский подход хорошо работал до 2006 года, — продолжает Сергей Чалый. — Затем стали очевидны ее недостатки. Ничего особенного в этот год не случилось, просто постепенно система начала понемногу себя изживать. Стало заметно накопление инфляции в монополизированной экономике и соответствующее накопление девальвационного потенциала. В первом квартале 2006 года внешнеторговое сальдо было еще положительным, а с тех пор оно стабильно отрицательное… Но продукты пока дешевые.

Что же до качества, то его в пример своим производителям недавно поставил премьер Украины Николай Азарин, побывавший в прошлом году на продовольственной белорусской ярмарке. Он был удивлен тому, что за продуктами стоят в очереди. «Беларусь сумела сохранить систему высокой стандартизации, жестких требований к своей пищевой промышленности, что, безусловно, положительно отразилось на качестве», сказал тогда Азаров.

Можно сколько угодно ругать Лукашенко за авторитаризм, за стремление все взять под контроль государства, но надо признать: в вопросах качества его модель работает лучше рыночной российской. Видимо, потому, что российский рынок насквозь пропитан коррупцией и протекционизмом. Любой регион (точнее, его руководство) отдает предпочтение «своим» производителям, требуя от «чужаков» огромные деньги за «вход». Пусть сосиски или сметана из соседней области будут в пять раз качественнее, «натуральнее» местных, просто так никто их на рынок не пустит. Соответственно, и о качестве, борясь за потребителя, думать можно во вторую, если не в третью очередь. А высокую прибыль обеспечат соя, ароматизаторы, сомнительные ТУ вместо ГОСТов и взятки проверяющим инстанциям.

Лукашенко такой бизнес изводит на корню, и на выходе получает хороший продукт.

Ирина Николаева, начальник отдела стандартизации Госстандарта РБ отмечает, что белорусская продукция по качеству не уступает европейской — «хромает» только маркетинг и дизайн упаковок. Что, однако, не мешает многим белорусским производителям — например, известному в России «Савушкиному продукту» — продавать свои сыры и йогурты даже в Германии. А недавно предприятие начало поставлять свою продукцию даже в аграрную Украину. «Трудно было, но мы справились», — пояснил корреспонденту «СП» директор предприятия Александр Савчиц. По его словам, местные власти в Белоруссии решили во что бы то ни стало завоевывать новые рынки, так как кризис в 2009 году показал, что Россия в случае чего может просто объявить «молочную войну» и перекрыть свой рынок. Предприятия Брестской области Белоруссии, например, уже торгуют со 106 странами. Второй по значимости партнер после России — Германия.

Российский рынок для белорусских аграриев, конечно, важен. Но пройдет еще несколько лет, и Белоруссия начнет кормить государства, где проблемы с питанием не меньшие. Например, богатый нефтью арабский мир. Подобные разговоры внутри страны уже ведутся.

Минск

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня