18+
суббота, 10 декабря
Общество

Прощание «Славуты»

В Запорожье прекратили производство самого дешевого автомобиля Европы

  
406

«Ставута» была последней чисто народной украинской легковушкой. Этот пятидверный вариант советской «Таврии» создали дизайнеры и конструкторы Запорожья. Что называется, своими руками, которые у нас золотые…

Кто бы что ни говорил, но конвейер ЗАЗа выпускал 100%-ное национальное авто, самое доступное на рынке и для многих первое в жизни. Водилы называли ее «Славутка» или «Славка».

Маленькая рабочая лошадка никогда не подводила хозяина на провинциальных дорогах. Капля бензина и новенький трос сцепления — вот все необходимое, чтобы шуровать в село за картошкой или на рыбалку по немыслимой грязюке. Внутрь без проблем влезало четыре дебелых дядьки и половина кабана. До боли родная машинка перевозила наборы мебели, холодильники и прочий самый невероятный груз.

Еще год назад ЗАЗ «Славута» занимал почетное третье место в рейтинге национальных продаж, имея в базовой комплектации лишь усилитель тормозов и обогрев заднего стекла. Конечно же, симпатии потребителей упирались в цену. Четыре тысячи долларов за новенький украинский автомобиль с украинским двигателем на 1,3 литра, главное достоинство которого — это ездит!

Непонятно, радоваться или огорчаться, но новых «Славут» больше не будет. Их производство свернуто — якобы, из-за нерентабельности в связи с сокращением спроса.

— Сегодня мы считаем, что выпускать эти автомобили не имеет смысла — спрос естественным образом сошел «на нет». Принято решение с целью эффективной работы оборудования и экономической целесообразности снять с производства «Славуту» и «Таврию-пикап», — сообщил вице-президент корпорации «УкрАвто» Вячеслав Поврозник.

Ровно два года назад они уже принимали такое решение. Однако украинская реальность на фоне мирового финансового кризиса заставила сохранить производство дешевых малолитражек. По многочисленным просьбам антикризисный автомобиль вернули на конвейер. Сегодня самостийная экономика выглядит немногим лучше. Почему же рядовой потребитель остается без копеечных колес?

Утверждение пана Поврозника, что спрос естественным образом «сошел на нет» — мягко говоря, не выдерживает критики. Вот последние цифры-2010: формальным лидером рынка и лучшим авто компактного класса является ЗАЗ «Ланос». Хотя в общей сумме продаж этот псевдо-кореец заметно уступает ВАЗам украинской и российской сборки.

А лучшим легковым автомобилем малого (А-В) класса на Украине признан все тот же ЗАЗ 1103 «Славута». Их в прошлом году произвели и продали немногим меньше «ланосов».

— Нынешним решением мы ответили на все критические вопросы, почему мы до сих пор выпускали «Славуты», — добавил В.Поврозник.

Вот это уже ближе к теме! Оказалось, слишком серьезно выражали свое недовольство выпуском дешевого народного авто влиятельные господа, которые ездят на других машинах.

Да, украинским политическим боссам «Славутка» колола глаза слишком явной убогостью потребностей собственного населения. Но что делать, если на BMW у простых громадян нема грошей?..

Хозяева ЗАЗа были якобы недовольны низкой рентабельностью производства. Проще говоря, модели «таврического» ряда приносят мало денег! Почему-то в послевоенной Европе жестяные «фольцвагены» и прочие «жуки» тамошним бизнесменам казались выгодными. Зато у наших воротил другие жизненные и общественные ориентиры.

Любопытно, что «Таврию Пикап» они похоронили одновременно с окончательным разгромом малого предпринимательства. Или это простое совпадение?

На освободившийся конвейер намерены запустить новую модель ЗАЗ «Forza», которая на самом деле является местечковой копией китайского Chery A13. Цена новинки стартует с 11.000 долларов. То есть, бюджетный «китаец» в два с половиной раза дороже прежней «Славки»…

Еще один возможный вариант — индийский Tata Nano, обещанный уже в нынешнем году. Увы, но украинцам он явно не подойдет — слишком мал, слабосилен и почти без багажника. Смешно, но за такую никчемную коробочку с 33-лошадиным движком хотят взять 45 тыс. гривен — без малого шесть тысяч «баксов».

Какой бы ни была «Славута», этот автомобиль исправно служил мостиком между прошлым и будущим. Теперь его нет, а впереди жесткая реальность. И она такова, что самая доступная и практичная малолитражка на украинском рынке стоит в пределах 50 000 грн.

Это ВАЗ-2107 местной сборки. Парадокс, но народным украинским автомобилем теперь стала российская «семерка». Можно ремонтироваться в любом гараже! Чуть дороже жигулевские «девятки» и «99-е», которые тоже свинчивают на Днепре. Остальной модельный ряд ВАЗов идет сюда из Тольятти.

Москали могут торжествовать. По общим итогам минувшего года Lada стала самым продаваемым автомобилем Украины. А сейчас в своей ценовой категории на незалежных просторах ей вообще нет равных.

Первое место украинских национальных рейтингов получила Priora. Чрезмерная и зачастую справедливая критика технического убожества российского автопрома не мешает Lada покупаться во множестве, до которого «украинским иномаркам» еще мечтать и мечтать.

Итак, романтическая мечта о национальном украинском авто умерла. Теперь Украине суждено выпускать лишь импортные автомобили. Знаковой стала реакции рядовых потребителей. Вот несколько мнений из разных концов республики, собранных корреспондентом «Свободной прессы»:

— Неужели руководство думает, что люди, платившие 5000 $ за машину, не моргнув глазом ринутся покупать «китайцев» по10000 $? Нет, такой покупатель уйдет на вторичный рынок. Жаль, что потеряют заказы предприятия-смежники, а это ведь рабочие места. Правда, кого у нас интересует простой народ! Если твои доходы выше, чем у основной массы, прочие автоматически переходят в разряд быдла, которое не достойно иметь даже элементарную «Славуту».

— Удивляюсь некоторым! Такое впечатления, что все от рождения ездят на «Ауди». ЗАЗы брали люди, которые, к сожалению, не могли себе позволить тех же «немцев», и такой автомобиль не бил их по карману. Теперь у нас просто нет выбора в низком бюджетном сегменте.

— Купил в автосалоне новенькую «Славуту» 1.2 li. Отказался от гарантии и обслуживался сам. Накатал 85000 км. Работаю торговым представителем по Киевской обл. Нагрузка идёт очень большая! Ежедневно запускаю стартер около 50-ти раз, гоняю по бездорожью, гружу около 400−500кг. Зимой в области дороги никто не чистит, но у меня с проходимостью проблем не было ни разу. Проходит как по снегу, слякоти, так и по болоту. Около 80 000км. потёк радиатор печки. Я его заклеил герметиком. В целом машинкой доволен, особенно ценой запчастей.

— Мой знакомый вечером ездит на «Ниссане» за 60 штук, а днем перевозит продукцию и слова не скажет плохого о своей «Славке». Не стесняется, что сел в дешевый автомобиль, который еще и деньги для фирмы приносит. Если перестали выпускать — это действительно крах украинского автопрома. Китайский хлам говорит сам за себя. Придется покупать «Приору», там расход топлива тоже небольшой.

— Моя «Славута» 2004 года, 178 000 км. пробег. Все как у других, хотя в дороге никогда не стоял. Еще имею «Пежо 206» седан, а по городу езжу на «Славуте». Так чувствую себя спокойнее. Наверное, наша ментальность такая…

Украина

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня