18+
понедельник, 5 декабря
Общество

Харьковские БТРы до Багдада не доехали

Героя Украины сделали «крайним» за срыв сделки с Ираком

  
17

Скандал на родине легендарного Т-34. Харьковские танкостроители рискуют остаться без крестного отца современных украинских танков «Оплот» и «Булат». Из Киева пришло ошеломительное распоряжение об увольнении Генерального конструктора КБ им. Морозова, Героя Украины Михаила Борисюка.

Приказ подписал новый гендиректор государственного концерна «Укроборонпром» Дмитрий Саламатин. Но 76-летний генерал Борисюк отказывается выполнить распоряжение этого президентского протеже…

Официальная версия отставки знаменитого украинского оборонщика — провал самого крупного оружейного контракта за два десятилетия независимой Украины. Ровно месяц назад, 5 января, на военном параде в честь Дня армии республики Ирак по главной площади Багдада должны были проехать 11 харьковских БТРов модификации 4Е. Всего иракские власти намеревались купить у харьковчан 420 боевых машин. Принципиально модернизированный аналог советского бронетранспортера предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою, он развивает скорость до 110 км/час.

Полмиллиарда долларов на БТРы давали американцы, договариваясь о продолжении участия Украины в миротворческой миссии в Ираке. Соглашение было достигнуто еще в 2009-м, накануне последних президентских выборов — как своеобразный подарок для Виктора Ющенко.

Согласно условиям заказа, харьковское КБ должно поставить Багдаду 270 линейных БТР-4, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10 ремонтно-эвакуационных. Общую сумму сделки оценивали в 2,4 миллиарда долларов.

Одновременно на деньги США правительство Ирака заказало шесть легких транспортных Ан-32Б, за которые взялись киевские авиастроители концерна «Антонова».

В итоге украинские «броники» и самолеты до Багдада так и не добрались. Восточный заказчик не принял их из-за технических проблем. Кроме того, украинцы пропустили выставку оборонной промышленности.

Как утверждает сам генеральный конструктор Борисюк, первая партия из одиннадцати машин была готова еще в середине декабря. Сейчас они выстроились у сборочного цеха ХКБМ, накрытые брезентом и засыпанные снегом. Якобы, иракцы согласились отодвинуть сроки поставки и неустойку пока не просят. А если попросят, харьковское КБ им. Морозова рискует обанкротиться…

— Нас подвели пушкари из Каменец-Подольского, в их орудиях оказались дефекты, утверждает Михаил Борисюк.

Речь идет о неоднократных осечках и задержке огня. Действительно серьезно! Хотя многие харьковские спецы не понимают, каким же совершенно загадочном образом такие принципиальные дефекты проявились лишь на стадии окончательной приемки, когда заказ передавали иракцам. Во время украинских испытаний проблем не было!

Если говорить точнее, принимали технику западные артиллеристы. В результате 30-миллиметровые скорострельные пушки ЗТМ-1 пришлось снять и отправить производителю на Западную Украину. Госпредприятие «Научно-технический комплекс «Завод точной механики» в городке Каменец-Подольский позиционирует себя как производитель качественных аналогов советских образцов вооружений. Увы, на этот раз с советским качеством почему-то не сложилось…

В конце января отремонтированные пушки вернулись из Каменец-Подольского. Несколько дней назад испытания скандальных бронетранспортеров вновь начались на полигоне под Харьковом. Теперь их обещают тестировать более тщательно. Однако генконструктору Борисюку все-таки придется подчиниться распоряжению оборонного концерна и уволиться. Похоже, Героя Украины решили сделать единственным виновным в срыве иракской сделки. Киевляне заявили, что полностью берут на себя кураторство по выполнению контракта.

Любопытно, что при этом руководство «Укроборонпрома» не имеет никаких претензий к авиастроителям киевского «Антонова», которые укомплектовали свои самолеты деталями не по контракту, за что Ирак уже выписал им реальную неустойку. Нормально чувствуют себя и харьковские подрядчики, которые сначала сорвали изготовление двигателей для БТРов, а потом запросили за них 60 тысяч долларов. Для сравнения, аналогичные немецкие дизеля на порядок дешевле.

Михаил Борисюк — один из последних монстров плеяды «красных директоров» прежде могучего ВПК СССР. Он возглавил Харьковское КБ машиностроения в далеком 1990-м. Президент Леонид Кучма лично вручил ему Героя Украины «за выдающиеся трудовые достижения, заслуги перед Украинским государством в укреплении его обороноспособности».

Так была отмечена разработка Т-84 — прообраза танка «Оплот». Сегодня эту машину называют гордостью национального танкостроения. Считается, что «Оплот» принят на вооружении украинской армии. На самом деле, здесь отчаянно пытаются найти бюджетные средства, чтобы запустить хотя бы малую серию.

Президент Виктор Янукович поручил сделать десять таких машин — хит празднования 20-летия Независимости Украины. 23 августа они должны торжественным маршем пройти по киевскому Крещатику. Еще одно детище Борисюка — танки «Булат» пока остаются в опытных экземплярах.

Многие харьковчане убеждены — как только «наш генерал» уйдет, знаменитый танкостроительный завод Малышева и КБ им. Морозова порежут на металл. Есть серьезные структуры, которым крайне выгоден такой поворот событий. Например, рады будут попрощаться с украинскими конкурентами производители бронетехники из России. Сегодня две братские страны предлагают на международном рынке вооружений практически одинаковые конструкции, и тем самым взаимно проигрывают.

Тем не менее, в «Укроборонпроме» настроены оптимистично. Пресс-служба государственного концерна подтвердила корреспонденту «Свободной Прессы», что, не смотря на кадровые перестановки, в конце февраля Ирак получит первые 26 штук своих бронетранспортеров — на этот раз с проверенной и боеспособной орудийной установкой.

Украина

Фото: morozov.com.ua

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня