18+
пятница, 9 декабря
Общество

Замороженная армия: Кто сэкономил на солдатах?

Возможно, одной из причин отставки главы «Олимпстроя» Боллоева стал скандал с удешевленной формой

  
28

В конце января с должности главы «Олимпстроя» ушел Теймураз Боллоев, которого называют весьма близким к премьер-министру Владимиру Путину. И это похоже на правду: Теймураз Казбекович, в бытность свою президентом пивоваренной компании «Балтика», в 2000 и 2004 году был доверенным лицом Путина на выборах. Официально олимпийскую стройку ему пришлось оставить по состоянию здоровья. По слухам — из-за острого конфликта с вице-премьером Дмитрием Козаком.

Однако в последние дни появилась новая версия громкой отставки. И связана не с теплым Сочи, над подготовкой которого к зимней Олимпиаде-2014 еще недавно трудился Боллоев. Неожиданно имя бывшего пивовара и главного олимпийского строителя прозвучало в связи со скандалом, который уже несколько месяцев бушует в армии.

Напомню, что нынешней зимой сразу в нескольких российских гарнизонах начались массовые простудные заболевания среди военнослужащих. В частности, в Юрге и Чебаркуле. Когда на госпитальных и больничных койках оказались сотни солдат, в дело была вынуждена вмешаться военная прокуратура. Некоторое время назад, по сообщениям информационных агентств, военный прокурор Центрального военного округа Евгений Иванов рассказал о некоторых промежуточных результатах расследования. По его словам, из воинских частей поступали массовые жалобы на новую форму одежды. Ту самую, которую помогал разрабатывать известный модельер Валентин Юдашкин. По словам Иванова, по этому поводу прокуратура проводит проверки и анкетирование. Все данные будут представлены в Главную военную прокуратуру «для того, чтобы, если информация подтвердится, решать эти вопросы на уровне министра обороны».

Следом высказался заместитель председателя общественного совета при Министерстве обороны РФ Александр Каньшин: «Судя по документам, с которыми мне довелось познакомиться, одной из причин простудных заболеваний молодого пополнения в войсках, в частности, в Центральном военном округе, явились конструктивные недостатки новой зимней полевой формы одежды, которой призывники обеспечивались на сборных пунктах военкоматов. Другими словами, форма одежды нового образца от Юдашкина не обеспечивает защиту солдат от переохлаждения при низких температурах. Командующий войсками округа генерал Чиркин фактически признал, что новую зимнюю форму одежды необходимо совершенствовать. Он сообщил, что в настоящее время 80 процентов личного состава одеты в старую зимнюю форму одежды, которая гораздо теплее».

Но какое отношение к этим армейским бедам имеет бывший знатный пивовар? Не исключено, что самое прямое. Дело в том, что несколько лет назад Боллоев решил заняться новым бизнесом. Прикупил в Питере фабрику одежды «ФОС-П» и швейную фабрику «Труд». В 2007 году они объединились в ЗАО «БТК-групп». На первых порах дела шли не особенно весело. Скажем, 2006 год «ФОС-П» закончила с убытками. Но вдруг все волшебным образом изменилось. На «БТК-групп» просто валом посыпались заказы на форменную одежду.

Первым клиентом стал «Аэрофлот». Его новому начальнику Виталию Савельеву показалось, что фирменная одежда летчиков и стюардесс, введенная всего в 2003 году, глаз не радует и не способствует имиджу ведущего российского авиаперевозчика. Срочно разработали новую. Контракт на ее пошив стоимостью в 16 миллионов долларов заключили с предприятием Боллоева.

Следом потянулись «Российские железные дороги». Они как раз собирались запускать скоростные поезда «Сапсан» и их персонал тоже решено было выгодно оттенить на общем фоне. То же самое — с бригадами фирменных поездов. Как-то ненароком снова сразу вспомнилась «БТК-групп». Естественно, немалые деньги снова ушли по этому адресу.

Но самый дорогой подарок Теймуразу Казбековичу летом 2007 года сделал министр обороны Анатолий Сердюков. Он, как и аэрофлотовский Савельев, тоже решил начать преобразования на новом посту с введения новой формы для подчиненных. Резонный вопрос: а зачем? Им задавались не только сами военные, но и, скажем, известный историк моды Александр Васильев. Вот его мнение: " Форма не должна меняться потому, что она выходит из моды, в ней главное удобство и практичность. Привлечение модных дизайнеров здесь тоже не оправдано, надо опираться на мировой опыт, который заключается в том, что дизайн гардероба военных разрабатывают специальные люди, которые сами служат в армии и понимают, что и зачем нужно менять. Пока у меня создается впечатление, что министр обороны обнаружил на одном складе недостачу ткани, а на другом — ее переизбыток. Этим он и руководствуется". Однако на недоуменные вопросы экспертов в нынешнем Минобороны давно принято просто не отвечать.

Масштабы переодевания «Аэрофлота» и армии, понятное дело, и сравнивать нечего. От Министерства обороны сладко пахло миллиардами. Желающих заполучить их было множество. Однако волшебным образом снова победила «БТК-групп». Соответствующее распоряжение подписал благодарный Боллоеву за выборы премьер-министр России Владимир Путин. Программа переобмундирования Вооруженных сил рассчитана на три года. В 2010 году на производство военной формы из оборонного бюджета выделили 3,2 миллиарда рублей, в 2011-м — 3,4 миллиарда, в 2012-м — 3,6 миллиарда. Не все эти деньги, конечно, достались бизнес-структурам Боллоева, но изрядное их количество перепало именно ему.

Понятно, что «БТК-групп» потребовались поставщики материалов. В частности, современные утеплителя для новых образцов зимней формы одежды. Оказалось, что как раз тут у нас в стране множество вариантов. Среди прочих своими качествами выделялся холлофайбер — отечественный нетканый материал, пришедший на смену дорогостоящей импортной синтетике, и превосходящий её по целому ряду эксплуатационных и теплозащитных свойств. В 2007 году Минобороны само назвало его «лучшим продуктом для армии».

Однако с решением выбрать для Вооруженных сил именно холлофайбер решено было не торопиться. На пробу экспериментальные комплекты зимней формы с этим утеплителем отправили сразу в пять военных округов. Там поносили их, побегали. Поползали по полигонам. Отзывы из войск пришли самые хорошие.

В общем, за пошив новых бушлатов для военных брались не с бухты-барахты. Тем удивительнее оказались результаты. Повальные обморожения в войсках требовали объяснений. Естественно, вопросы возникли и к производителю холлофайбера — московскому заводу нетканых материалов «Термопол-Москва». И тут выяснились поразительные вещи. Заводское начальство в официальном письме заявило, что ни одного метра столь замечательно проявившего себя на испытаниях утеплителя у него «БТК-групп» не покупала.

Почему? В пресс-службе компании Боллоева некая Антонина Фишер прокомментировать это для «Свободной прессы» отказалась категорически, предложив поискать ответ в Министерстве обороны. Однако там и вовсе ни при чем. Как сообщил представитель Тыла вооруженных сил Владимир Дробышевский, военные вообще не определяли, какой именно утеплитель должен согревать солдата в морозы. Просто спустили швейникам технические условия на новую форму, и все.

Может быть многое проясняет фраза президента «БТК-групп» Владимира Кавзановича, брошенная в феврале прошлого года? Тогда, по сведениям журнала «Деловой Петербург» он сообщил:

 — Сейчас проходит работа по оптимизации стоимости контракта. Наша задача, не делая компромиссов в качестве, снизить цену комплекта военной формы.

О бескомпромиссности наших производителей многие наслышаны. Особенно, когда речь идет о поиске, на чем бы сэкономить. Похоже, жертвой экономии как раз и стал тот самый замечательный холлофайбер. Как утверждают, его заменили обычным синтепоном, который можно обнаружить в самой захудалой китайской курточке. Если это так, то военные прокуроры наверняка не смогли пройти мимо результатов подобной экономии. Учитывая оглушительный резонанс возникшего скандала, в таком случае вопросы к господину Боллоеву неизбежны. В том числе и со стороны премьер-министра Путина. Здесь и могут крыться следы неожиданной опалы недавнего главы «Олимпстроя».

Комментарий официального представителя завода нетканых материалов «Термопол-Москва» Владислава Иванова:

— Мы действительно несколько лет разрабатывали для армии специальный утеплитель. Образцы продукции с холлобайбером прошли опытную носку в войсках в различных климатических зонах. Армия сама отмечала нас в числе лучших. Результаты высоко оценило руководство Министерства обороны. Нас заверили, что именно «Термопол» ждут большие заказы от военного ведомства. Но ни метра не заказали.

«СП»: — Однако «Термопол» участвовал в тендере на новую форму?

— А вы уверены, что тендер на самом деле был? Я не уверен. Официального приглашения мы не получали. Понятно, что и не участвовали.

«СП»: — Говорят, в тех образцах формы, которые ушли в войска, использован более дешевый синтепон.

— Мы это не комментируем. Из чего на самом деле состоит новая форма, не исследовали. Кто ее шил — не знаем, и знать не хотим.

«СП»: — Но давайте доверимся сведениям, что там синтепон. Этот материал действительно сильно дешевле холлобайтера?

— Конечно.

«СП»: — Сравнивать термостойкие качества можно?

— Сравнивать невозможно. У нас есть даже специальные разработки из холлобайбера для глубокого минуса. Их использует, например, «Газпром» и «Норильский никель» за Полярным кругом. Нареканий нет. Утепляться синтепоном никому из этих известных фирм в голову не приходит. Хотя и синтепон, и холлобайтер производят на основе полиэфира. Но это как с картофелем. И чипсы, и пюре производят из него. Однако никому ведь не придет в голову сравнивать вкусовые качества этих блюд.

«СП»: — А если сравнить ценовые характеристики холлобайбера и синтепона?

— Синтепон существенно дешевле.

«СП»: — Большую экономию можно получить?

— Чтобы ответить, надо знать детали. Но, думаю, до нескольких десятков рублей на каждой единице продукции.

«СП»: — Если речь идет хотя бы о сотнях тысяч утепленных костюмов — это уже миллионы, так?

— Считайте сами. Главное, не поссорьте нас с Министерством обороны.

Из досье «СП».

Комплект «старой» солдатской формы (включая зимнюю) стоит примерно 40−45 тысяч рублей, а новый будет стоить 120−130 тысяч. Офицерская форма станет дороже ныне существующей в 4 раза, а генеральская — в 5. Чтобы одеть капитана с ног до головы, военному ведомству придется выложить около 300 тысяч, а чтобы нарядить генерал-майора — до полумиллиона рублей.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня