
Буквально через месяц в Москве и ее окрестностях начнется теплый сезон, который традиционно сопровождается автомобильным бумом. Однако есть большая вероятность, что в 2011 году весна принесет московским автомобилистам не столько сухие дороги, сколько чудовищные пробки на большинстве городских магистралей. Такие пробки, которые вынудят многих пересесть на общественный транспорт.
Как заявил в понедельник, 21 февраля мэр столицы Сергей Собянин, в ближайшее время дорожники Москвы приступят к реконструкции сразу двух важных вылетных магистралей — Варшавского и Каширского шоссе (они, как и Ленинградское с Волоколамским на севере города, расположены развилкой). Во-первых, на Варшавке и Каширке внедрят выделенные полосы движения для маршрутного транспорта, а во-вторых, на первой из этих магистралей начнут строить сразу несколько развязок взамен надоевших автомобилистам светофорных перекрестков.
Развитие дорожной сети Москвы входит в план первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем столицы «Город, удобный для жизни», который был разработан в конце прошлого года по инициативе мэра города Сергея Собянина, сообщают РИА «Новости». Ранее заместитель мэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин сообщил, что в рамках реконструкции Варшавского шоссе будет дополнительно построено почти 50 километров дорог.
«Закончены предпроектные работы по вылетным магистралям по Каширскому и Варшавскому направлениям с тем, чтобы отдать на проектирование и дальнейшую реконструкцию эти магистрали», — сообщил Собянин во время совещания в правительстве столицы. В то же время Марат Хуснуллин заметил, что власти планируют в течение 2011 года закончить все планируемые мероприятия по реконструкции. «Общественную полосу (на Варшавском шоссе) мы обязаны запустить».
Что еще интереснее — в ближайшее время будут подготовлены проекты реконструкции и других вылетных магистралей — Ленинского, Волгоградского, Рязанского проспектов, шоссе Энтузиастов и Щелковского шоссе. Напомним также, что другие проекты по реконструкции транспортной системы Москвы — например, строительство Четвертого кольца, спланированного еще при предыдущей команде столичного правительства — ранее новой мэрией были приостановлены.
Стоит отметить, что в целом основные положения транспортной реформы при Сергее Собянине соответствуют ожиданиям и рекомендациям специалистов-транспортников. Еще осенью минувшего года, оценивая действовавшие на тот момент планы дорожного строительства Москвы, Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, отмечал, что строительство Четвертого кольца с точки зрения эффективности вложений является не слишком целесообразным. Напротив, внедрение выделенных полос для общественного транспорта является вполне прогрессивной мерой, заявил эксперт.
Одобряют транспортники и курс мэрии на стимуляцию общественного транспорта в целом. А пока на уровне деклараций градоначальника и его чиновников дело обстоит именно так. «Самое главное, что по этому направлению мы улучшим движение общественного транспорта», — подтвердил свои намерения Сергей Собянин 21 февраля. Одним из самых ожидаемых решений в этой сфере уже в этом году может стать отказ от турникетов на входе в наземный транспорт «Мосгортранса» — все двери автобусов, троллейбусов и трамваев снова заработают на вход и выход.
«Турникеты достали не только пассажиров, поверьте, — рассказал обозревателю „СП“ Евгений С., водитель трамвая 23-го маршрута. — Для нас это постоянные отставания от графика, разделенные на „высадку“ и „посадку“ крупные остановки, постоянные поломки… Словом, если отменят, будет прекрасно».
В этом контексте плановая реконструкция сразу нескольких важнейших московских магистралей — а это означает неминуемые транспортные затруднения на них — работает в интересах сторонников общественного транспорта. Ведь если в течение, как минимум, 1−2 лет будут перекрыты все основные столичные проспекты, ведущие на загородные трассы (вспомним и про незавершенную пока реконструкцию Ленинградки и намечающуюся реконструкцию Баррикадной улицы!), для изрядной части автовладельцев ситуация на дорогах станет не просто сложной — невыносимой. И, возможно, многие из них пересядут-таки на общественный транспорт, избавленный от турникетов.
«Положение, которое сложилось в Москве с автомобилями — имею в виду бесплатные парковки, в том числе в центре города, свободный паркинг во дворах и прочее — нужно изменить, — отмечает Михаил Блинкин. — Для того, чтобы решить проблему пробок, водителям Москвы придется проглотить горькую пилюлю — ездить на работу на авто должно стать дороже и труднее. Я сам водитель, но этот факт приходится признать».
Не является ли одновременная полузакупорка большинства вылетных магистралей — попыткой заставить-таки автомобилистов пересесть на автобусы, электрички и трамваи, не прибегая к непопулярным в предвыборный год мерам — то есть, не отменяя бесплатную парковку и не вводя ограничения на стоянку во дворах? «Если в результате некоторые автовладельцы откажутся от ежедневных поездок — это будет разумно и хорошо, но вообще-то это не было основной целью», — сообщил «СП» источник в Департаменте транспорта и связи правительства Москвы.
Средство получится и впрямь сильнодействующее. Последствия реконструкции перекрестков на вылетных магистралях можно смоделировать по недавно проходившим ремонтам Крестовского путепровода (проспект Мира — Ярославское шоссе), строительству развязки на Соколе («большая Ленинградка»). Так, во время ремонта Крестовского путепровода затор распространился более чем на 1 км в сторону области, а напряженным было движение на всем участке от района метро ВДНХ. Активное строительство развязки на Соколе породило пробки в обе стороны движения по Ленинградскому проспекту, Ленинградскому и Волоколамскому шоссе — в час пик эти пробки составляли 1−2 км в длину, а среднего водителя они задерживали более чем на 1 час.
Если реконструкция, например, перекрестка Варшавского шоссе с улицей Подольских курсантов (она предусмотрена планом работ) создаст аналогичную пробку, средний водитель также на 1 час увеличит время поездки на работу в утренний час пик. Стоит также учесть, что будет затруднено движение и на параллельном Каширском шоссе — это значит, что жителям южных районов Московской области будет не избежать заторов. Пострадают и автобусные маршруты, ведущие в Москву с юга России — но их, по крайней мере, никто не отменит, а в перспективе междугородные автобусы смогут проезжать по выделенным полосам движения.
В итоге, хотя сами московские власти объясняют одновременность всех реконструкций их неотложностью — в ближайшие пару лет город окажется практически парализованным для автомобилистов-частников. Особенно для тех, кто ездит с работы и на работу. Особенно для жителей Московской и сопредельных областей. Хотят этого столичные власти или нет — но получается та самая «горькая пилюля», которая без скандалов и шума может заставить гордых автомобилистов смириться и пересесть на троллейбусы.
Правда, организация общественного транспорта пока заметно отстает от нужного уровня. Так, в минувшую субботу мэр Сергей Собянин торжественно перерезал ленточку на новом транспортном терминале около метро «Планерная». Он выстроен достаточно удобно, но — с торговыми площадями, что противоречит транспортной науке, и практически без подробных указателей маршрутов и схем движения. Такие глупые промахи могут отвратить потенциальных пассажиров гортранспорта настолько, что они предпочтут — даже при всем удачном для города стечении обстоятельств — стоять в пробках.